ENG
 
Хроники конкурсов

«Простор» для творчества: как реализуется конкурс на редизайн комбината

26 Февраля 2016

Конкурс на реконструкцию фасадов Кондитерско-булочного комбината «Простор» прошел в 2014 году и стал первым в Москве опытом по переосмыслению средовой роли прома в городе. Партнер бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, которое в консорциуме с «Архстройдизайн» стало победителем состязания, рассказал нашему порталу, как движется проект и что может помочь интеграции производственных объектов в городскую среду.

— В чем будет заключаться трансформация комбината?

Михаил Скворцов, MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: Существующие промышленные здания близко подходят к жилой застройке, понятно, что их фасады никак не взаимодействуют со средой, это брежневский пром, который везде одинаковый и, в принципе, может стоять где угодно. Поэтому мы и придумали ему свое новое лицо.

Наш проект основан на эстетике индустриальной «панели», из которой построен и сам комбинат, и окружающие его типовые жилые дома. Тема индустриальности близка и самой атмосфере производства, и конвейеров, «печатающих» эти тортики и пирожные. У нас получился некий рисунок, который каждый день «выходит» из стен комбината, он накладывается на цветные панели и варьируется в зависимости от назначения корпуса на территории комбината.

Панели облицовки — это алюминиевые кассеты размерами 1.20 на 1.60 метра, довольно недорогие и при этом очень эффектные, особенно ночью благодаря эффекту «обратной засветки».

То есть фасады у нас ночью засвечиваются тем же самым светом, скажем, красным или желтым, только изнутри. Самое трудное было для нас подобрать этот свет, потому что мы не знали, как советская облицовка фасадов будет на него реагировать. Мы очень долго занимались натурным моделированием и даже сейчас на фасаде есть образцы, которые мы утверждали у заказчика....

— Как в целом идет работа с заказчиком после конкурса? Все ли идеи из вашей концепции были поддержаны им?

— После конкурса мы получили разрешение от Москомархитектуры, сейчас проект находится в экспертизе, и мы ждем заключения, чтобы приступить к рабочей документации. Мы уже раза три делали фрагменты фасадов в натуральную величину, прикладывали, смотрели вместе с заказчиком, уточняли возможности компаний, которые могут это изготавливать. Наши идеи находят поддержку с его стороны.

Для заказчика очень важным моментом является реконструкция без остановки производства.

Оно идет, как идет, «печатает» себе пирожные и все, и не дай бог туда влезть! Некоторые конкурсные предложения вызывали по этой части недоумение заказчика, потому что все это, в принципе, было прописано в конкурсном ТЗ. Наши решения, конечно, завязаны на то, что ни дня это производство не встанет, ни одна пылинка туда не попадет.

— Комбинат меняет фасады, а что происходит с территорией?

— Внутри добавятся только здания для улучшения технологии. Изначально в задании на проектирование новых фасадов был еще Учебный центр по подготовке специалистов по работе на высоте и промышленному альпинизму . Его здание составляет единый ансамбль с со зданиями комбината. Мы предлагали для него интересную композицию из пяти вертикальных «стаканов», которые по-разному кооперируются друг с другом. Но пока никаких движений с той стороны нет, и сейчас наши работы заканчиваются на границе комбината и учебного центра. Сама производственная территория насыщена промзданиями, так что с точки зрения внутренней организации с ней, по сути, ничего нельзя сделать, там все закатано асфальтом, по которому проезжают машины.

Задача конкурса была благоустроить городскую территорию рядом с комбинатом, и мы сейчас дорабатываем эту часть.

Мы переносим на этот зеленый скверик геометрический узор с фасадов комбината, вдоль протяженного 150-тиметрового корпуса делаем линейное озеленение со сменой различных посадок. А в другой части участка создаются «бухты» детских и молодежных площадок, площадка для выгула собак и прочее.

— И все же предприятие оставляет за собой замкнутый контур.... Что-то появляется в первых этажах — магазины, кафе — то, что работает на город?

— Да, в первом этаже появляется магазин их фирменной продукции, который работает на улицу. Сам забор, конечно, остается, но не бетонный — он становится полупрозрачным, с похожим цветовым решением, как и фасад. Что касается перепланировки первых этажей самих корпусов, то да, там идет работа с входными зонами, и эти решения изначально были в конкурсном ТЗ, так что мы должны были будущими фасадами учитывать их.

— Что на ваш взгляд, могло бы помочь интеграции существующих пром предприятий в городскую ткань?

— Там, где они являются градообразующими, это, безусловно, жизненно важно. Я, например, родился и жил до института в городе Электросталь — это город, вытянутый вдоль железной дороги и от начала до конца это, по сути, три пром предприятия. По советским нормам производства отделены от жилой застройки зеленой зоной. В реальности это не спасает от маргинализации территорий, все сделано для того, чтобы просто соблюсти санитарные нормы проживания, но никак не запустить туда людей. Понятно, что без хотя бы благоустройства этого зеленого кусочка, не говоря уже о самом проме, это все мертво.

В принципе, технологические процессы в некоторых промзонах не позволяют запускать туда людей, и тогда вот эта примыкающая территория становится своеобразным мостиком, связью с городом. Думаю, если начать с этого, и если потянутся люди, возможно, и сами предприятия захотят изменить свой облик.

Есть еще момент обучения, когда на предприятии не хватает молодых рук, а ПТУ — это несовременно. Я думаю, вот эти площадки обучения непосредственно на предприятии тоже могут быть сделаны в современном дизайне, привлекать молодежь и, таким образом, работать на города, стать связующим звеном. Даже на том же «Просторе» мы каждый раз сталкиваемся с экскурсиями из школ, и я вижу, какой интерес вызывает вся эта производственная история.

— Сейчас архитектура технических объектов становится полноправным участником городской среды, т.е. и гаражи, и все эти технические подстанции...

— Это необходимо, потому что сейчас вот, въезжая в Москву по реке или по железной дороге, это будут те самые пресловутые гаражи и какие-то бетонные заборы пром территорий. Получается, что для въезжающего они и будут лицом города, а самого города мы и не видим. Проблема в том, что они вычеркнуты из городской жизни и остаются закрытыми и непроницаемыми. Тут надо разбираться, где и куда можно запустить людей, почему там не могут проходить пешеходы или проскакивать мимо велодорожки — ведь в случае этих бесконечных гаражей каких-то препятствий или технологических опасностей там, по сути, нет.


Изображения: MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.