ENG
 
Хроники конкурсов

Проекты первой тройки в конкурсе на Софийскую набережную

30 Октября 2015

2 и 3 место рейтинга в недавно завершившемся конкурсе на концепцию застройки на Софийской набережной заняли два консорциуме во главе с известными мировыми бюро — американской компанией Стивена Холла и испанской Miralles — Tagliabue. Портал «Архсовет Москвы» рассмотрел их подробнее и попросил комментарий у Бенедетты Таглибуэ.

Проект Стивена Холла (в состав консорциума вошли также Wowhaus, Transsolar и Борис Савин), оказавшийся в итоге на втором месте рейтинга, вызвал самое острое обсуждение жюри, буквально расколов мнения экспертов на твердое «за» и «против». Предложения этого консорциума на фоне более осторожных и традиционных проектов других участников оказались самыми «не классическими». Хотя композиционно они все же восходят к общей идее блокированной застройки по ортогональной схеме, с общественными пространствами между домами.

Проект Steven Holl Architects (лидер консорциума)

Проект Steven Holl Architects (лидер консорциума)

Концепция называется «пространственные ленты» — здания шириной 15 метров изгибаются подобно руслу реки, они повторяют пластику реки и ее изменяемость. Вторая идея этого проекта — полихромия, привнесенная из русского авангарда и традиционного искусства — картин Малевича и собора Василия Блаженного, как заметил на презентации сам Стивен Холл. Цвет в виде алюминиевых панелей с покрытием из запеченной матовой керамики существует в различных углублениях, выемках фасада, и, по мнению архитектора, наполняет, вдыхает в него жизнь.

Третья идея проекта — это историческая преемственность места с его музыкальной культурой, выразившаяся в форме музыкального павильона на Москве-реке с перекинутым через проезжую набережную легким пешеходным мостиком. Как подчеркнул Стивен Холл, «здесь была Мариинская школа, где Рахманинов преподавал семь лет, и, я думаю, Скрябин играл в здании посольства..... Музыкальная идея с павильоном должна отражать и продолжать эту историю».

Проект Steven Holl Architects (лидер консорциума)

Проект Steven Holl Architects (лидер консорциума)

Цокольный этаж включает в себя многочисленные общественные функции и технические помещения. Здесь располагаются ритейл, спа и фитнесс центр с бассейном, свет в который проникает через световые фонари сверху. Есть центральная плаза с кафе и прудом, где зимой можно кататься на коньках.

Все блоки, из которых собраны «ленты», существуют в пяти видах для максимально широкого предложения по квартирографии. Здание типа А имеет секционную структуру, что позволяет уменьшить количество коридоров и иметь вид на обе стороны из всех квартир. Здание типа В состоит из блокированных дуплексов и имеет вид, как минимум на две стороны из каждой квартиры. Пространства верхнего уровня — 15-ти метровой ширины. Тип Е используется только для крайнего здания на востоке, причем со стороны восточного фасада применяется мутное остекление, скрывающее вид на резиденцию Британского посольства с восточной стороны.

Здания предполагаются ультрасовременные в плане экологи: медные зеленоватые крыши покрыты светло-серыми солнечными фотогальваническими панелями, которые дают половину энергии для проекта.

Наконец, еще одна его особенность — суперсовременный подземный паркинг, где нет труб и коммуникаций, а просторно и светло за счет естественного освещения.

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

Проект MIRALLESTAGLIABUEEMBT (в консорциум также вошли Burgos&Garrido arquitectos и ЦНИИП Минстроя России) имеет две характерные особенности. Во-первых, они предложили сместить торговую улицу между корпусами к востоку участка — магазины будут прилегать к ограде резиденции посла Великобритании, не превышая его высоты, для того чтобы соблюсти приватность соседей. К югу торговое здание вырастает до уровня постройки, расположенной в юго-восточной части резиденции посла. В целом, застройка скомпонована таким образом, чтобы из сада резиденции новые здания были бы совершенно незаметны.

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

А вторая особенность этого проекта — особое внимание к видам из окон апартаментов и, по словам Бенедетты Таглибуэ, вообще роль окон как важнейшего компонента в архитектурном решении облика зданий. Девиз проекта — «хорошая жизнь» — испанцы привносят качественную среду и комфортное проживание в центр бурлящего мегаполиса. Огромные окна с картинными видами на исторический центр, закрытые террасы с зимними садами, выходы в сад из квартир первых этажей дают возможность ощущения жизни на вилле, пояснила Бенедетта Таглибуэ. Сами квартиры спроектированы с четким разделением гостевой и приватной зон, что достигается за счет промежуточных элементов, вестибюлей, гардеробных комнат, обогащающих пространственное восприятия жилых помещений.

— Какие у Вас впечатления о конкурсе, о площадке, насколько сложно было работать?

Бенедетта Таглибуэ: Было превосходно работать, потому что и место само по себе замечательное, и тема прекрасная для иностранных архитекторов — поработать на площадке в самом центре, используя ее уникальные возможности, соединить здесь частное и общественное пространство, причем сделать это мягко, интеллигентно. Задание было вдохновляющим.

— Какая идея лежит в основе вашего проекта?

БТ: В начале, мы думали, как обеспечить необходимый объем и интегрировать его с общественным пространством, как обыграть высоты и получить виды. Все это стало базой нашего проекта, и в итоге в нем появилось несколько изменений в сравнении с техническим заданием. В частности, это коснулось общественной галереи — она должна была быть в центре, но мы ее сдвинули в сторону, чтобы получить этот уникальный вид для жилых домов, учитывая при этом, что нельзя было выглядывать во двор дома посла.

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

Проект Miralles Tagliabue EMBT (лидер консорциума)

— А как открытость общественных пространств должна сочетаться с приватностью жилья высокого класса, с безопасностью?

БТ: Кода это происходит, публичная и частная функции сливаются, значит, сам по себе город достаточно безопасный. В нашем опыте есть пример здания — для большой газовой компании в Барселоне — нижние этажи, которого открыты для публики, есть охрана, но никаких заборов и туда можно спокойно зайти. И вот это как раз комбинация, где частное становится полноценным участником городской жизни. Такая смесь функционала прекрасно работает в европейском городе.

— А как в вашем проекте общественное пространство комплекса связывается с городской тканью?

БТ: Мы уделили особое внимание пешеходной улице — вы идете с юга, от Третьяковской галереи, проходите сквозь новый комплекс и находите новый пирс на Москве-реке. Именно так мы мыслили в этом проекте — дать возможность каждому человеку зайти, посмотреть этот квартал, в том числе через коммерческую галерею, кстати, крытую — в вашем климате вам необходимо такое пространство.

— А что из презентаций остальных финалистов Вы бы отметили?

БТ: Честно говоря, мы их не видели, каждый выступал индивидуально, слышало только жюри. Но, конечно, мы встречались перед презентацией, видели модели у других — мы ведь коллеги, а иногда и дружим. Каждый проект был уникальным и каким-то свои способом пытался подчеркнуть город — с помощью использования особых окон или материалов, оттенков фасадов, которые будут узнаваемы в городе, чтобы место стало адресным, узнаваемым. Но при этом все старались быть сдержанным, не уходить далеко от классики.

— Даже Стивен Холл?

БТ: Ну, он, конечно, не был в такой степени классическим, хотя и он сделал тоже своего рода блоки, с изогнутыми линиями, интересными фасадами. Наверное, он все-таки позволил себе больше свободы, чем другие.

— Были ли в вашем опыте похожие проекты?

БТ: Мы сделали много мастер-планов в разных городах мира, но, конечно, каждая площадка уникальна. Например, мы работали в Барселоне, районе Санта-Катарина, и хотя это тоже центр города, но, наверное, сравнивать с Софийской набережной нельзя, потому что у вас это репрезентативный центр, а мы работали над территорией, пришедшей в упадок. Кстати, мы участвовали в вашем конкурсе на развитие Москвы-реки в прошлом году....

— В что Вы думаете о перспективах этого большого проекта?

БТ: Я думаю, это прекрасно — развивать такие точки — порты будущего, как они называются в концепции Юрия Григоряна. Нельзя сразу сделать все, нужно начинать с отдельных территорий. Но когда вы сделаете какую-то точку, пусть она будет небольшой, но она обладает потенциалом и, конечно, станет примером, драйвером притяжения людей и сервисов.


Изображения: theitalianeyemagazine.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.