Проекты первой тройки в конкурсе на Софийскую набережную
2 и 3 место рейтинга в недавно завершившемся конкурсе на концепцию застройки на Софийской набережной заняли два консорциуме во главе с известными мировыми бюро — американской компанией Стивена Холла и испанской Miralles — Tagliabue. Портал «Архсовет Москвы» рассмотрел их подробнее и попросил комментарий у Бенедетты Таглибуэ.
Проект Стивена Холла (в состав консорциума вошли также Wowhaus, Transsolar и Борис Савин), оказавшийся в итоге на втором месте рейтинга, вызвал самое острое обсуждение жюри, буквально расколов мнения экспертов на твердое «за» и «против». Предложения этого консорциума на фоне более осторожных и традиционных проектов других участников оказались самыми «не классическими». Хотя композиционно они все же восходят к общей идее блокированной застройки по ортогональной схеме, с общественными пространствами между домами.
Концепция называется «пространственные ленты» — здания шириной 15 метров изгибаются подобно руслу реки, они повторяют пластику реки и ее изменяемость. Вторая идея этого проекта — полихромия, привнесенная из русского авангарда и традиционного искусства — картин Малевича и собора Василия Блаженного, как заметил на презентации сам Стивен Холл. Цвет в виде алюминиевых панелей с покрытием из запеченной матовой керамики существует в различных углублениях, выемках фасада, и, по мнению архитектора, наполняет, вдыхает в него жизнь.
Третья идея проекта — это историческая преемственность места с его музыкальной культурой, выразившаяся в форме музыкального павильона на Москве-реке с перекинутым через проезжую набережную легким пешеходным мостиком. Как подчеркнул Стивен Холл, «здесь была Мариинская школа, где Рахманинов преподавал семь лет, и, я думаю, Скрябин играл в здании посольства..... Музыкальная идея с павильоном должна отражать и продолжать эту историю».
Цокольный этаж включает в себя многочисленные общественные функции и технические помещения. Здесь располагаются ритейл, спа и фитнесс центр с бассейном, свет в который проникает через световые фонари сверху. Есть центральная плаза с кафе и прудом, где зимой можно кататься на коньках.
Все блоки, из которых собраны «ленты», существуют в пяти видах для максимально широкого предложения по квартирографии. Здание типа А имеет секционную структуру, что позволяет уменьшить количество коридоров и иметь вид на обе стороны из всех квартир. Здание типа В состоит из блокированных дуплексов и имеет вид, как минимум на две стороны из каждой квартиры. Пространства верхнего уровня — 15-ти метровой ширины. Тип Е используется только для крайнего здания на востоке, причем со стороны восточного фасада применяется мутное остекление, скрывающее вид на резиденцию Британского посольства с восточной стороны.
Здания предполагаются ультрасовременные в плане экологи: медные зеленоватые крыши покрыты светло-серыми солнечными фотогальваническими панелями, которые дают половину энергии для проекта.
Наконец, еще одна его особенность — суперсовременный подземный паркинг, где нет труб и коммуникаций, а просторно и светло за счет естественного освещения.
Проект MIRALLESTAGLIABUEEMBT (в консорциум также вошли Burgos&Garrido arquitectos и ЦНИИП Минстроя России) имеет две характерные особенности. Во-первых, они предложили сместить торговую улицу между корпусами к востоку участка — магазины будут прилегать к ограде резиденции посла Великобритании, не превышая его высоты, для того чтобы соблюсти приватность соседей. К югу торговое здание вырастает до уровня постройки, расположенной в юго-восточной части резиденции посла. В целом, застройка скомпонована таким образом, чтобы из сада резиденции новые здания были бы совершенно незаметны.
А вторая особенность этого проекта — особое внимание к видам из окон апартаментов и, по словам Бенедетты Таглибуэ, вообще роль окон как важнейшего компонента в архитектурном решении облика зданий. Девиз проекта — «хорошая жизнь» — испанцы привносят качественную среду и комфортное проживание в центр бурлящего мегаполиса. Огромные окна с картинными видами на исторический центр, закрытые террасы с зимними садами, выходы в сад из квартир первых этажей дают возможность ощущения жизни на вилле, пояснила Бенедетта Таглибуэ. Сами квартиры спроектированы с четким разделением гостевой и приватной зон, что достигается за счет промежуточных элементов, вестибюлей, гардеробных комнат, обогащающих пространственное восприятия жилых помещений.
— Какие у Вас впечатления о конкурсе, о площадке, насколько сложно было работать?
Бенедетта Таглибуэ: Было превосходно работать, потому что и место само по себе замечательное, и тема прекрасная для иностранных архитекторов — поработать на площадке в самом центре, используя ее уникальные возможности, соединить здесь частное и общественное пространство, причем сделать это мягко, интеллигентно. Задание было вдохновляющим.
— Какая идея лежит в основе вашего проекта?
БТ: В начале, мы думали, как обеспечить необходимый объем и интегрировать его с общественным пространством, как обыграть высоты и получить виды. Все это стало базой нашего проекта, и в итоге в нем появилось несколько изменений в сравнении с техническим заданием. В частности, это коснулось общественной галереи — она должна была быть в центре, но мы ее сдвинули в сторону, чтобы получить этот уникальный вид для жилых домов, учитывая при этом, что нельзя было выглядывать во двор дома посла.
— А как открытость общественных пространств должна сочетаться с приватностью жилья высокого класса, с безопасностью?
БТ: Кода это происходит, публичная и частная функции сливаются, значит, сам по себе город достаточно безопасный. В нашем опыте есть пример здания — для большой газовой компании в Барселоне — нижние этажи, которого открыты для публики, есть охрана, но никаких заборов и туда можно спокойно зайти. И вот это как раз комбинация, где частное становится полноценным участником городской жизни. Такая смесь функционала прекрасно работает в европейском городе.
— А как в вашем проекте общественное пространство комплекса связывается с городской тканью?
БТ: Мы уделили особое внимание пешеходной улице — вы идете с юга, от Третьяковской галереи, проходите сквозь новый комплекс и находите новый пирс на Москве-реке. Именно так мы мыслили в этом проекте — дать возможность каждому человеку зайти, посмотреть этот квартал, в том числе через коммерческую галерею, кстати, крытую — в вашем климате вам необходимо такое пространство.
— А что из презентаций остальных финалистов Вы бы отметили?
БТ: Честно говоря, мы их не видели, каждый выступал индивидуально, слышало только жюри. Но, конечно, мы встречались перед презентацией, видели модели у других — мы ведь коллеги, а иногда и дружим. Каждый проект был уникальным и каким-то свои способом пытался подчеркнуть город — с помощью использования особых окон или материалов, оттенков фасадов, которые будут узнаваемы в городе, чтобы место стало адресным, узнаваемым. Но при этом все старались быть сдержанным, не уходить далеко от классики.
— Даже Стивен Холл?
БТ: Ну, он, конечно, не был в такой степени классическим, хотя и он сделал тоже своего рода блоки, с изогнутыми линиями, интересными фасадами. Наверное, он все-таки позволил себе больше свободы, чем другие.
— Были ли в вашем опыте похожие проекты?
БТ: Мы сделали много мастер-планов в разных городах мира, но, конечно, каждая площадка уникальна. Например, мы работали в Барселоне, районе Санта-Катарина, и хотя это тоже центр города, но, наверное, сравнивать с Софийской набережной нельзя, потому что у вас это репрезентативный центр, а мы работали над территорией, пришедшей в упадок. Кстати, мы участвовали в вашем конкурсе на развитие Москвы-реки в прошлом году....
— В что Вы думаете о перспективах этого большого проекта?
БТ: Я думаю, это прекрасно — развивать такие точки — порты будущего, как они называются в концепции Юрия Григоряна. Нельзя сразу сделать все, нужно начинать с отдельных территорий. Но когда вы сделаете какую-то точку, пусть она будет небольшой, но она обладает потенциалом и, конечно, станет примером, драйвером притяжения людей и сервисов.
- Темы:
- Софийская набережная |
- Москва-река |
- набережные |
- конкурсы |
- общественные пространства |
- жилье