ENG
 
Хроники конкурсов

Операторы конкурсов: конкурсное бюро Союза архитекторов России

21 Апреля 2015

Вице-президент Союза архитекторов России и руководитель конкурсного отдела Яркун Мухамедханов рассказывает о том, как важно развивать конкурсную практику в соответствие с международными нормами и менять законодательную базу.

— Расскажите о методике проведения архитектурных конкурсов, которой придерживается Союз.

— Поскольку Союз архитекторов России является членом Международного союза (МСА) и нами подписаны соответствующие декларации, мы стараемся придерживаться той формы, которая нам рекомендована. Эта форма и сама культура проведения конкурсов отработана многими странами. По нашему мнению, при строительстве архитектурных объектов, определенных утвержденной граддокументацией, архитектурно-планировочное задание должно обязательного разрабатываться на основе проведения предпроектных исследований или конкурсов на объект. Дальше — происходить поиск инвесторов. Инвестор, в свою очередь, должен учитывать решения, которые сформулированы независимыми профессионалами.

— Какого формата конкурсы вы проводите?

— Как правило, мы проводим конкурс в один тур: проводится конкурс идей или эскизных предложений, где выбираются лауреаты, и далее мы рекомендуем заказчикам этих лауреатов либо привлекать к дальнейшей работе, либо к участию во втором туре. Мы выступаем за форму открытого соревнования, ведь все дело в независимости принятых решений.

Мы проводили конкурсы и на отдельные здания, и на градостроительные решения. Недавно у нас был проведен конкурс на жилой квартал в Звенигороде. Инвестор получил право на застройку квартала, но, поняв, что ему придется столкнуться со многими ограничениями, он обратился к нам с тем, чтобы мы провели конкурс. Мы привлекли общественность, экспертов по охране наследия, экологов. Нашей целью была возбудить интерес общества к таким проектам, и мы получили огромное количество предложений.

Правильнее когда идея проведения конкурса исходит от руководства города, так как руководству все равно придется решать эту задачу, искать средства. После этого должны подключатся инвесторы.

— Как вы оцениваете проведение конкурсов удаленно, на базе интернет ресурсов и без заседаний жюри вживую?

— На мой взгляд, если жюри не встречается и не обсуждает проекты — это неправильно. Члены жюри должны встречаться вместе и слушать каждого, поскольку в процессе обсуждения рождается решение. В составе жюри должно быть не менее двух третей высококвалифицированных специалистов в сфере градостроительства и архитектуры. Председатель жюри и его заместители выбираются на первом заседании путем голосования простым большинством голосов. Если по решению организаторов конкурса проводиться предварительная экспертиза конкурсных проектов, состав экспертной группы согласовывается с председателем жюри.

Яркий пример того, как итоговое решение может меняться в ходе дискуссии — Сиднейская опера: много лет назад был международный конкурс, жюри возглавлял Ээро Сааринен. Он тогда первый увидел в эскизе Йорна Уотсона шедевр и смог убедить все жюри за это проголосовать.

Конкурсы — это творческий процесс, а не математика.

Сиднейская опера

— На какую законодательную базу опирается российская конкурсная практика?

— Законодательство, которое определяет конкурс как тендер на услуги, для нас является большим препятствием. Речь в нем не идет о важных для города решениях, а о выборе по портфолио устойчивой фирмы. К тому же проведение тендера противоречит международным условиям. В соответствии с положениями No44-ФЗ, с учетом норм Гражданского кодекса РФ, касающихся публичных конкурсов и защиты авторских прав Союз архитекторов РФ издал пояснения к законодательным актам, чтобы город решал важнейшие для него вопросы через конкурсы. Нами разработан проект «Положения о порядке проведения конкурсов на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства для государственных и муниципальных нужд». Такое Положение вправе принять субъект Российской Федерации.

Для возрождения конкурсной системы в архитектурно-строительном проектировании на основе ФЗ№ 44 необходимо ответить на ряд вопросов. В частности, необходимо определить в каких случаях конкурсы обязательны, в каких допустимы, а в каких не требуется? Каково содержание и название стадии проектных или предпроектных работ, в которой отражается облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация". Каковы правовые последствия получения первой премии и последующая реализация проекта победителем. Ответы на эти вопросы может дать Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и другие Федеральные законы», а также Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурсов на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства для государственных и муниципальных нужд».

Что нужно, чтобы конкурсная практика в России развивалась системно?

— По всеобщему признанию специалистов из разных стран, в архитектуре и градостроительстве конкурсы — это самый эффективный способ выбора лучших архитектурных и градостроительных решений.

Создавая климат здоровой творческой конкуренции, конкурсы являются действенным стимулом повышения творческой активности архитекторов и градостроителей и наиболее эффективным способом выявления молодых талантливых специалистов.

Для того чтобы они развивались системно, нужно изменять законодательную базу и четко прописывать необходимость их проведения.

Кроме того, нужно формировать культуру, связанную с поведением инвесторов и властей, в виде неких стандартов и искать пути, чтобы их интересы совпадали. Сегодня инициатива проведения конкурса зачастую возникает неожиданно: появляется вдруг какая-то проблема, которую нужно решать. Но, наверное, в городе таких проблем немало. Возьмем, к примеру, Бульварное кольцо. Я сам участвовал в конкурсе на бульвары Москвы — за годы они претерпели массу изменений, которые исказили его. Бульварное кольцо сегодня не является цельным, как, скажем, Венское кольцо. И это было бы хорошей темой для конкурса. Или тема облика современных храмов, на которую мы, кстати, проводили творческое соревнование.

Конечно, необходимо, чтобы сама конкурсная деятельность имела красивый финиш. Конкурсы будет иметь смысл только тогда, когда будут следовать одному и тому же закону — архитектор, поучивший признание, будет привлечен е разработке проекта, осуществлению авторского надзора.

Международное правило гласит: любой конкурс должен проводиться с участием общественных профессионально-творческих объединений архитекторов, которые могут гарантировать получение независимого и качественного результата.


Изображения: КБ САР


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.