Облик станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» определит конкурс
На архитектурно-художественное решение новых станций Калининской линии объявлен открытый национальный конкурс. Несмотря на рекордные сроки ввода, в проектах всех новых станций планируется уйти от однообразия типовых решений и сделать дизайн каждой ярким и индивидуальным.
Московский метрополитен по объемам строительства в последние годы находится в числе мировых лидеров: с 2011 по 2020 гг. метро удлиняется на 162 км новых линий и 79 станций и составит в общей протяженности более 450 км.
Пока что в этом плане – по сравнению с крупнейшими метрополитенами дргих мегаполисов (в Пекине, Шанхае, Лондоне, Нью-Йорке) – столичная подземка слегка отстает, несмотря на вторую по плотности загрузку в мире после токийского. В то же время московский метрополитен по праву считается одним из красивейших, и многие его станции выдерживают сравнение с настоящими подземными дворцами. И хотя сегодня станции вводятся рекордными темпами – только за прошедшие три года их построено 12, в 2014 году откроются еще пять. – метрополитен не намерен занижать уровень архитектурных решений. Для большей скорости современные станции строятся по типовым проектам, но для каждой, как правило, разрабатывается свой дизайн.
Объявленный конкурс ставит планку еще выше: для двух новых станций Калининской линии – «Солнцево» и «Новопеределкино» – облик будут придумывать команды архитекторов и дизайнеров со всей России.
По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, конкурс призван возродить традиции поиска оригинальных и новаторских решений в оформлении станций метро, какими были большинство станций, построенных до конца 1950-х гг.
В конкурсном задании оговаривается, что, при минималистичном облике в целом, станции должны быть современными, с ярким, запоминающимся дизайном, акцентами на световом и цветовом решениях и сочетании материалов. Архитекторам необходимо разработать рациональные и технически реализуемые конструктивные решения, а также использовать в них материалы отечественного производства.
Солнцевский радиус столичного метро – один и самых долгожданных, потому что жители многонаселенных районов Солнцево и Ново-Переделкино несколько десятилетий добираются в центр главным образом через Боровское и Киевское шоссе, чья пропускная способность – а следовательно, и возможности добраться до ближайшего метро «Юго-Западная» – оставляет желать лучшего. Железнодорожные станции «Переделкино» и «Солнцево» находятся вне зоны пешей доступности. При этом ведется активное строительство жилья на прилегающих территориях: «Переделкино ближнее» (1,3 млн кв. м), «Солнцево-парк» (500 тыс. кв. м), «Татьянин парк» (270 тыс. кв. м).
Тем не менее, много лет ввод новой линии откладывался. Солнцевская линия была запланирована еще в 1971 году как продление Арбатско-Покровской, от «Киевской» до Солнцево, но так и не была построена, а в конце 1980-х был принят новый проект – Солнцевско-Мытищинской хордовой линии. Денег на ее реализацию не хватило, и уже на схеме 1993 года от хордовой линии остался лишь участок от Солнцево до парка Победы.
В 2002 году было решено построить линию легкого метро от станции «Юго-Западная». Но и от этого проекта позже отказались в силу нецелесообразности, вернувшись к предыдущим планам строительства классического метро от парка Победы.
В 2005 году появился проект Третьего пересадочного контура (Второе кольцо метро), включивший в себя участки, ранее предполагавшиеся для продления как Солнцевского радиуса на север, так и Калининской линии на запад. В результате Калининский и Солнцевский радиусы объединились.
Сейчас Калининская линия состоит всего из восьми станций, однако в ближайшем будущем протяженность радиуса увеличится почти втрое.
В Солнцево, Ново-Переделкино, а также деревню Рассказовка метро придет в 2017-м. Вслед за открывшимся в этом году участком от станции «Деловой центр» до «Парка Победы», в следующем откроется отрезок от «Парка Победы» до станции «Раменки». На станции «Деловой центр» будет организован переход на линию Третьего пересадочного контура. Участок «Парк Победы» — «Раменки» планируется открыть для пассажиров в конце 2015 года. А в 2020 году линия объединится в центре через станции «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект».
Создание Калининско-Солнцевской линии — буквально спасение для целого ряда районов западного сектора Москвы: Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, поселений Московский и Внуковское. Более половины их жителей по завершении строительства будут обеспечены станцией метро в пешей доступности. Пассажиропоток на новом участке Калининско-Солнцевского радиуса по прогнозам должен составить 610 тысяч человек в сутки (около 190 млн. пассажиров в год).
В дальнейшем в планах – продлить линию от тупиков за станцией «Рассказовка» вдоль Боровского шоссе к аэропорту «Внуково», а также организовать три новых транспортно-пересадочных узла: «Озерная площадь», «Терешково» и «Рассказовка».
Новая станция «Солнцево» по проекту расположится между улицей Богданова и Боровским шоссе, отодвинувшись от храма Преподобного Сергия Радонежского и водоохранной зоны пруда. Утренняя пиковая нагрузка на станцию составит 7500 человек в час. Станция «Новопеределкино» будет построена под Боровским шоссе, перед пересечением с улицей Шолохова.
Суммарный пассажиропоток на обе станции по утрам составит порядка 12 тыс. человек в час. Обе будут иметь по два подземных вестибюля с кассовыми залами и входами из подземных пешеходных переходов. На земле появятся павильоны над лестничными сходами. Для маломобильных групп населения предусмотрены лифты с холлами.
Для этой, в общем, стандартной комбинации станций участниками конкурса нужно найти неординарное и яркое решение: придумать интерьеры пассажирских зон – в частности, вестибюля и касс, зон эскалаторов и лестниц, платформ, подземных переходов и лифтовых павильонов для маломобильных групп, – а также разработать дизайн наземных павильонов над лестничными сходами. Кроме того, в проекте необходимо предусмотреть и такие важные детали, как удобные места для встреч, достаточное количество лавочек, урн, разработать дизайн мебели и удобную навигацию.
Конкурсный отбор будет проводиться в два этапа с 23 июня по 13 ноября 2014 года. На первом этапе будет сформирован шорт-лист из 10 эскизных проектов станций метро, а на втором конкурсные работы доработают и представят заказчику. Техническое задание будет размещено на портале Стройкомплекса и официальном сайте конкурса metro-competition.ru. Там же будут опубликованы конкурсные работы, вышедшие в финал, и работы победителей.
- Темы:
- конкурсы |
- транспорт и метро