ENG
 
Хроники конкурсов

«Нижние Мневники» будут станцией с уникальным пространственным решением

03 Февраля 2016

Пространственное решение станции «Нижние Мневники» с эскалаторами, спускающимися на середину платформы, станет абсолютно новаторским для московского метрополитена. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и авторы победивших в конкурсе концепций оформления «Нижних Мневников» и «Терехово» рассказали подробности проектов на пресс-конференции в ИА «Москва Медиа».

«Мне кажется, мы начинаем возвращать славные времена московского метрополитена, к счастью, в архитектуре, а не только в количестве станций и километров туннелей. Станции метро, которые у нас всегда обладали высоким архитектурным качеством, сегодня приобретают дополнительное звучание благодаря участию ярких архитектурных офисов, в том числе международных, что важно не только для развития качества архитектуры, но и популярности метро как архитектурного объекта», — отметил на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Он добавил, что практика проведения конкурсов на новые станции метро будет продолжена. «Если не помогать талантливым людям инструментарием, который государство может привнести в развитие профессии, мы своих „звезд“ не получим. Они рождаются только в соревновании по понятным, честным правилам. Поэтому к самой процедуре конкурса мы относимся очень щепетильно, для нас выбор архитектора всегда должен быть независимым. И мы также всегда настаиваем на том, чтобы архитектор непременно участвовал в реализации проекта».

Обе станции по своему конструктивному решению — типовые, построены по испанской технологии с береговыми платформами, между которыми проходят пути. Концепция для «Нижних Мневников», разработанная бюро Тимура Башкаева, предложила обыграть современную конструктивную схему новым пространственным решением, которое до нынешнего момента не применялось ни в одной из столичных станций. Большинство из них — островные, в центре платформа, по бокам — пути. Обычно эскалаторы линейно продолжают платформу и уходят в торцы; сама платформа при этом достаточно протяженная, до 140 м, а с учетом вестибюлей длина станции достигает 300-400 м. Береговые станции короче и компактнее, все находится в едином объеме. В концепции АБТБ эскалаторы располагаются внутри пространства станции, как бы в едином атриуме, соединяя просторные кассовые залы с платформой. Их акцентируют два ярко красных «контр объекта», обыгрывающие конструктивные элементы.

Тимур Башкаев: «Это такой многоуровневый пирог. Как пространство для меня оно очень интересно и рождает абсолютно иные эффекты: ты поднимаешься внутри станции, а не в этой длинной „кишке“, и это, конечно, совсем другие ощущения...».

Количество эскалаторов при береговом устройстве станции соответственно увеличивается, навигация для пассажиров будет не совсем обычной (хотя, к примеру, на Филевской линии такой тип станций функционировал и ранее). В Европе, в частности, Испании, откуда пришла в Москву эта технология, береговые станции очень широко распространены. Новаторское пространственное решение «Нижних Мневников» подчеркивается необычным обликом станции, в отделке которой архитекторы отказываются от облицовки и оставляют фактуру бетона.

Тимур Башкаев: «Весь интерьер строится на массе серого и окрашенного в массе бетона. От дворцовых реминисценций, сложной параметрики, чисто минималистских решений и советского модернизма мы пришли к такому контрастному образу как новой метафизике, которая позволяет скупыми средствами добиваться сильных образных эффектов. Мы отказались от традиционных материалов, оставив гранит только на полу, ушли от металла, кафеля, мрамора, и предлагаем использовать бетон как образный материал в его первозданном виде».

Тема для оформления станции «Терехово» у архитекторов BuroMoscow изначально родилась как решение для «Нижних Мневников», отсылающее к предполагающемуся рядом комплексу Парламентского центра. «Люди как столпы демократии» появлялись на колоннах в виде силуэтов, нанесенных при помощи светоотражающий краски. Впоследствии решение было спроецировано на станцию «Терехово». Наземные вестибюли представляют собой увеличенные порталы с плавающей внутри буквой «М», которая хорошо считывается издалека. Подземное пространство за счет применения в отделке белого бетона и скрытого освещения становится светлым, воздушным и наполненным как бы легким туманом. Образ, по словам архитекторов, отсылает к облику " Электрозаводской" и «Бабушкинской» с большими светлыми пространствами, где пассажир является основным элементом. С советским метро дизайн «Терехово» роднят элементы — такие как поручни и лавочки, отделанные знакомым светлым дубом.

Ольга Алексакова, партнер BuroMoscow: «Это второй конкурс, который мы выиграли после Триумфальной площади. Для архитектурной практики конкурсы — важное усилие, которое составляет внутреннюю конкуренцию, мобилизует усилия офиса, выявляет объективно лучшие проекты и подогревает общественный интерес».

Архитекторы отметили, что все предложенные проектные решения не выходят за рамки заложенного в техническом задании бюджета и уже прорабатывались с фирмами — изготовителями материалов.

Как подчеркнул Сергей Кузнецов, помимо метро, архитектура сегодня выходит в новые для нее сферы влияния, как массовое домостроение, социальные объекты и такие «не архитектурные» вещи, как СИЗО, гаражи и подобные «утилитарные» сооружения. «Работая с такими проектами, мы доказываем, что архитектурная мысль в тех же бюджетах может давать результаты принципиально иного качества», — отметил главный архитектор.


Изображения: АБТБ, BuroMoscow


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.