Начался прием заявок на участие в конкурсе по развитию Москвы-реки
1 августа на официальном сайте конкурса стартовал прием заявок участников. Ключевые требования к проектам, состав жюри и другие детали соревнования накануне были озвучены на пресс-конференции, которую провел организатор конкурса, Институт Генплана Москвы.
Программа развития Москвы-реки до 2035 года, являющаяся предметом конкурса, включает в себя две глобальные задачи. Во-первых, это разработка проектного альбома с идеологией развития самой реки и прилегающих территорий по ряду отраслей (производственные зоны, транспортный каркас, социальная инфраструктура, жилой фонд, услуги и сервисы, природные территории, туристический комплекс и др.), а также концепцию развития набережных. А во-вторых, это проектные предложения по первой очереди развития, в том числе по набережным внутри Садового кольца.
Разрабатываемая концепция пока не будет включать Яузу и Химкинское водохранилище, отметил на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Безусловно, территория Москвы-реки шире, чем одна Москва-река. Это и Яуза, и Сетунь, и Химкинское водохранилище. Однако мы решили действовать шаг за шагом, и пока мы будем работать только с Москвой-рекой».
Впрочем, в планах на будущее есть и эти территории тоже: «Мы включим их в работу позже. Заготовки есть и есть понимание, что ими надо заниматься дальше», – уточнил главный архитектор.
В своем выступлении Сергей Кузнецов особо подчеркнул широкую практику зарубежных архитектурных конкурсов на развитие рек в крупных городах. Для Москвы самым показательным является опыт Берлина, где проект под названием Water front Location Development Plan (WLDP), рассчитанный на ближайшие 15-20 лет, курирует Департамент городского развития Сената.
Раньше других комплексным освоением прибрежных территорий озаботился Лондон: здесь еще в начале 2000-х был реализован масштабный план по возрождению южного берега Темзы, который благодаря этому превратился в современный музейный квартал, с Музеем дизайна, галереей Тейт Модерн, зданием Сити-Холла и пешеходным мостом Миллениум Нормана Фостера и самым большим в мире колесом обозрения.
Примером комплексного развития приречных территорий с четкими сроками реализации может послужить и Нью-Йорк – здесь реализуется проект Vision 2020, рассчитанный на 10 лет. Конкурсы на развитие локальных территорий, объединенные в общий проект «Берега Сены» (LesBergesdelaSeine), проводятся также в Париже, который избрал путь повышения рекреационного потенциала набережных.
Нынешний конкурс на Москву-реку также предполагает комплексный подход к освоению территорий, в котором отражены и развитие рекреационного потенциала набережных, и аспекты транспорта, и архитектурный облик. Концепция, в частности, закрепляет типологию набережных и определяет основные принципы работы с каждой из них, в том числе по разделам «транспорт-пешеход», «водный фасад» и т.п.
По словам Сергея Кузнецова, производство с берегов реки, скорее всего, исчезнет повсеместно, так как изначальное его размещение у реки чаще всего было вынужденным. Однако, учитывая важную роль реки в транспортном каркасе города, кое-где московские порты сохранят грузовую функцию.
Например, столичные власти могут сохранить портовую функцию промышленной зоны «Южный порт», отметил Кузнецов.
Архитектурная часть конкурсного технического задания связана с формированием единого «водного фасада» Москвы, городской панорамы с опорными точками архитектурных доминант – как исторических, так и новых. Отдельно главный архитектор высказался в отношении появляющихся на реке дебаркадеров.
«Это абсолютно лишний элемент, появление которого на реке не может быть оправдано даже архитектурным решением, – заявил Сергей Кузнецов. Река, по его словам, должна безусловно использоваться, но не в качестве «жидкого берега» для возведения каких-то сооружений.
А вот что должно появиться на Москве-реке – так это новые мосты: как показало проведенное Институтом Генплана исследование, сегодня расстояние между транспортно-пешеходными мостами столицы слишком большое: в центре – от 800 до 1300 м, а на окраинах до 13 км! Таким образом, в Москве на 83 км реки приходится всего 37 мостов; для сравнения, в Берлине на 35 км – 45 мостов, в Париже на 12 км реки – 35 мостов.
Строительство новых мостов, равно как и другие заложенные в концепцию преобразования, направленные на повышение связанности города, помогут раскрыть огромный рекреационный ресурс реки. Развивать его планируется на основе современных экологических методик.
Сергей Кузнецов отметил, что при развитии Москвы-реки площадь «зеленых» территорий не сократится. При этом он подчеркнул, что территории природного комплекса у воды в нынешнем состоянии весьма запущены.
«Можно сказать, что с архитектурной точки зрения это пространство сегодня осмысленно не используется. Конкурсанты должны проработать этот вопрос», – сказал главный архитектор.
Результаты конкурса подведут в декабре 2014 года. Озвучены программа развития территорий Москвы-реки до 2035 года, а также конкретные проектные предложения на первые десять лет будут в апреле 2015-го.
На пресс-конференции также был объявлен состав жюри конкурса, в которое вошли представители столичных властей, российские и зарубежные эксперты и архитекторы.
Среди них – заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Сергей Капков, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия Александр Кибовский, Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, член Архитектурного совета Москвы, экс главный архитектор Берлина Ханс Штимман, руководитель проекта «Большой Париж» Бертран Лемуан, автор проекта реконструкции Крымской набережной в Москве, партнер бюро Wowhaus Олег Шапиро и другие.
Подробную информацию о конкурсе можно получить на официальном сайте themoscowriver.com.
- Темы:
- конкурсы |
- Москва-река |
- набережные |
- Сергей Кузнецов |
- Марат Хуснуллин |
- Александр Кибовский |
- Ханс Штимманн