Хроники конкурсов

Начался прием заявок на участие в конкурсе по развитию Москвы-реки

04 Августа 2014

1 августа на официальном сайте конкурса стартовал прием заявок участников. Ключевые требования к проектам, состав жюри и другие детали соревнования накануне были  озвучены на пресс-конференции, которую провел организатор конкурса, Институт Генплана Москвы.

Программа развития Москвы-реки до 2035 года, являющаяся предметом конкурса, включает в себя две глобальные задачи. Во-первых, это разработка проектного альбома с идеологией развития самой реки и прилегающих территорий по ряду  отраслей (производственные зоны, транспортный каркас, социальная инфраструктура, жилой фонд, услуги и сервисы, природные территории, туристический комплекс и др.), а также концепцию развития набережных. А во-вторых, это проектные предложения по первой очереди развития, в том числе по набережным внутри Садового кольца.

Разрабатываемая концепция пока не будет включать Яузу и Химкинское водохранилище, отметил на пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«Безусловно, территория Москвы-реки шире, чем одна Москва-река. Это и Яуза, и Сетунь, и Химкинское водохранилище. Однако мы решили действовать шаг за шагом, и пока мы будем работать только с Москвой-рекой».

Впрочем, в планах на будущее есть и эти территории тоже: «Мы включим их в работу позже. Заготовки есть и есть понимание, что ими надо заниматься дальше», – уточнил главный архитектор.

В своем выступлении Сергей Кузнецов особо подчеркнул широкую практику зарубежных архитектурных конкурсов на развитие рек в крупных городах. Для Москвы самым показательным является опыт Берлина, где проект под названием Water front Location Development Plan (WLDP), рассчитанный на ближайшие 15-20 лет, курирует Департамент городского развития Сената.

Раньше других комплексным освоением прибрежных территорий озаботился Лондон: здесь еще в начале 2000-х был реализован масштабный план по возрождению южного берега Темзы, который благодаря этому превратился в современный музейный квартал, с Музеем дизайна, галереей Тейт Модерн, зданием Сити-Холла и пешеходным мостом Миллениум Нормана Фостера и самым большим в мире колесом обозрения.

 

Примером комплексного  развития приречных территорий с четкими сроками реализации может послужить и Нью-Йорк – здесь реализуется проект Vision 2020, рассчитанный на 10 лет. Конкурсы на развитие локальных территорий, объединенные в общий проект «Берега Сены» (LesBergesdelaSeine), проводятся также в Париже, который избрал путь  повышения рекреационного потенциала набережных.  

 

Нынешний конкурс на Москву-реку также предполагает комплексный подход к освоению территорий, в котором отражены и развитие рекреационного потенциала набережных, и аспекты транспорта, и архитектурный облик. Концепция, в частности, закрепляет типологию набережных и определяет основные принципы работы с каждой из них, в том числе по разделам «транспорт-пешеход», «водный фасад» и т.п.  

По словам Сергея Кузнецова, производство с берегов реки, скорее всего, исчезнет повсеместно, так как изначальное его размещение у реки чаще всего было вынужденным. Однако, учитывая важную роль реки в транспортном каркасе города, кое-где московские порты сохранят грузовую  функцию.

Например, столичные власти могут сохранить портовую функцию промышленной зоны «Южный порт», отметил Кузнецов.

Архитектурная часть конкурсного технического задания связана с формированием единого «водного фасада» Москвы, городской панорамы с опорными точками архитектурных доминант – как исторических, так и новых. Отдельно главный архитектор высказался в отношении появляющихся на реке дебаркадеров.

«Это абсолютно лишний элемент, появление которого на реке не может быть оправдано даже архитектурным решением, – заявил Сергей Кузнецов. Река, по его словам, должна безусловно использоваться, но не в качестве «жидкого берега» для возведения каких-то сооружений.

А вот что должно появиться на Москве-реке – так это новые мосты: как показало проведенное Институтом Генплана исследование, сегодня расстояние между транспортно-пешеходными мостами столицы слишком большое: в центре – от 800 до 1300 м, а на окраинах до 13 км! Таким образом, в Москве на 83 км реки приходится всего 37 мостов; для сравнения, в Берлине на 35 км – 45 мостов, в Париже на 12 км реки – 35 мостов.

Строительство новых мостов, равно как и другие заложенные в концепцию преобразования, направленные на повышение связанности города, помогут раскрыть огромный рекреационный ресурс реки. Развивать его планируется на основе современных экологических методик.

Сергей Кузнецов отметил, что при развитии Москвы-реки площадь «зеленых» территорий не сократится. При этом он подчеркнул, что территории природного комплекса у воды в нынешнем состоянии весьма запущены.

«Можно сказать, что с архитектурной точки зрения это пространство сегодня осмысленно не используется. Конкурсанты должны проработать этот вопрос», – сказал главный архитектор.

Результаты конкурса подведут в декабре 2014 года. Озвучены программа развития территорий Москвы-реки до 2035 года, а также конкретные проектные предложения на первые десять лет будут в апреле 2015-го.

На пресс-конференции также был объявлен состав жюри конкурса, в которое вошли представители столичных властей, российские и зарубежные эксперты и архитекторы.

Среди них – заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Сергей Капков, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия Александр Кибовский, Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, член Архитектурного совета Москвы, экс главный архитектор Берлина Ханс Штимман, руководитель проекта «Большой Париж» Бертран Лемуан, автор проекта реконструкции Крымской набережной в Москве, партнер бюро Wowhaus Олег Шапиро и другие.

Подробную информацию о конкурсе можно получить на официальном сайте themoscowriver.com.


Изображения: (с) Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.