Хроники конкурсов

Музейный городок ГМИИ: три концепции

09 Июля 2014

Представляем подробный анализ трех проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Финальная версия победившего бюро «Проект Меганом» должна в итоге учесть сильные стороны всех трех решений.

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Инновация

Наиболее детальную концепцию формирования Музейного городка ГМИИ представило бюро Сергея Скуратова. В ней очевидно намерение объединить множество разнохарактерных построек Волхонки и прилегающих переулков в целостный архитектурно-ландшафтный ансамбль, близкий по своей планировочной и пропорциональной структуре неоклассике начала XX века. Три квартала комплекса группируются вокруг исторического главного здания ГМИИ. На равном расстоянии по обе стороны от его парадного фасада запроектированы два новых здания.

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Западный павильон должен открывать вход в «городок» со стороны Пречистенских ворот и Гоголевского бульвара. Непосредственно под этим зданием С.Скуратов и его коллеги предлагают создать новый выход из метро. Еще одно функциональное назначение павильона – служить местом проведения разного рода музейных мероприятий в вечернее время. 

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects 

К востоку от центрального здания, построенного более ста лет назад, авторы рассматриваемого проекта задумали возвести крупный протяженный объем Депозитарно-реставрационного выставочного центра (ДПРЦ). Новый корпус, вытянутый параллельно Волхонке, располагается между ампирным особняком, который принято называть домом Верстовского (1826), где уже сейчас размещается отдел графики, и доходным домом братьев Стуловых (1914), куда планируется перевести  библиотеку и некоторые из  административных подразделений музея.

Расположение ДПРЦ в пространстве «городка» открывает новые эффектные визуальные связи, в том числе с Храмом Христа Спасителя. Увязанное по размерам и пропорциям с базовым структурным модулем клейновского главного корпуса, становится новым композиционным акцентом не только создаваемого «городка», но и всего района. Благодаря своей простой прямоугольной форме оно воспринимается как нейтрально-фоновое для более пластичной исторической застройки. В то же время, в подчеркнуто контрастной по отношению к окружению яркой окраске столь крупной постройки есть амбициозный вызов. При взгляде издалека «скуратовский» корпус должен  выглядеть новой московской «точкой силы», наподобие преобразованной Даниловской мануфактуры.

В визуализациях крупным планом этот объект позиционируется  скорее в качестве дорогой и  весьма  эксцентричной «шкатулки» для музейных сокровищ. Метафора эффектно материализована – в нижней части здания задуман огромный «вырез», в котором предполагается укрыть  от превратностей судьбы реставрируемый неоклассический двухэтажный особняк. 

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Само главное здание музея С.Скуратов предлагает серьезно реконструировать. Запланировано создание нового входа через отдельно стоящий стеклянный тамбур в Малом Знаменском переулке. Интерьер старого ГМИИ в целом сохраняет свой исторический облик, но его намечено дополнить созданием системы лифтов и эскалаторов. Благодаря  перекрытию внутренних дворов и созданию подземного этажа c выставочными залами и депозитариями, музей согласно проекту получает новые 6500 м2 полезной площади.

Архитектурная концепция развития ГМИИ им. Пушкина (Скуратов)

Подземное пространство Музейного городка в целом предполагается использовать очень активно – оно должно включать в себя три транспортно-разгрузочных центра, обеспечивающие автономное жизнеобеспечение каждого из кварталов, паркинг, систему коммуникаций  и различные подсобные помещения. Благодаря четко продуманной логистической схеме вся территория комплекса превращается в комфортную рекреационную зону, настоящий музей под открытым небом, рассчитанный на ежедневные посещения тысячами москвичей и туристов.

(План) Архитектурная концепция ГМИИ им. Пушкина (Скуратов)

Впрочем, решение снести обладающую охранным статусом бензоколонку 1930-х годов напротив Храма Христа Спасителя заведомо свело очень высокие в ином случае шансы бюро Сергея Скуратова» на победу в конкурсе к нулю.

Диалог

Коллектив ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина сделал акцент на решении более камерных задач. Основное внимание в этой концепции уделено мощению улиц, малым архитектурным формам, уличной скульптуре, элементам освещения и деталям ландшафтного благоустройства. Идея единого пространства обновленного ГМИИ очень наглядно воплотилась в замысле создания на всей территории «городка» покрытия из натурального камня с различными вариантами рисунка по мотивам орнаментальной композиции полов исторического здания ГМИИ.

Архитектурная концепция ГМИИ им. Пушкина (ТПО

Свою основную задачу архитекторы «Резерва» видят в превращении реконструируемого фрагмента центра Москвы в «сад скульптур и событий», где творения прошлого и настоящего разместятся в тени вечнозеленых деревьев. Наиболее значимые сегменты комплекса архитекторы «Резерва» хотят выделить более интенсивным освещением, предполагая, что разного рода «фокусы» со светом помогут повлиять на маршруты и скорость движения посетителей. В программу постоянного «шоу» предполагается включить и медиапроекции на фасады главного здания.

«Городок», по замыслу проектировщиков, должен стать местом проведения круглогодичных уличных перфомансов,  куда будут приглашаться художники, работающие на пленэре, и создатели ледяных скульптур.

Главный вход в музейный комплекс предлагается устроить со стороны Малого Знаменского переулка: поток пешеходов со стороны Боровицких ворот Кремля должен быть направлен туда через Знаменку. Почти во всех строениях Музейного городка Владимир Плоткин планирует оборудовать экспозиционно-выставочные помещения. Большая часть из них должна разместиться в непосредственном соседстве с музейными магазинами и кафе.

Автозаправочной станции на Волхонке тоже найдено новое применение – она превращается в кассовый информационный павильон. Окружающая ее территория получает название «Летнего лобби» и переосмысливается как пространство для расслабленного отдыха, где, в дополнение ко всем прочим элементам ландшафтного благоустройства, предполагается появление небольшого пруда. Расположенной там же исторической липовой аллеей архитекторы ТПО «Резерв»  решили пожертвовать.

Вид сверху. Архитектурная концепция ГМИИ им. Пушкина (ТПО

Новое  музейное здание в восточной части комплекса представляет собой почти супрематическое сочетание небольших геометрических объемов, сомасштабных соседствующим старинным особнякам. Полупрозрачность стен этой не претендующей на монументальность постройки  – не только знак приверженности авторов проекта эстетике модернизма, но и своеобразный галантный поклон стеклянному куполу главного корпуса работы Р. Клейна. Верхние этажи предполагается облицевать натуральным камнем контекстного светло-серого оттенка.

В ансамбль здания очень органично вписывается тот же самый дом, который Сергей Скуратов поместил внутрь своего варианта ДПРЦ. При обзоре из остекленных помещений первого этажа окружающие исторические здания должны восприниматься как самые крупные экспонаты музейной коллекции.

Закрытые для публики реставрационные мастерские, хранилища и инженерный блок располагаются под землей. Там же планируется разместить и один из выставочных залов, выполняющий одновременно функцию перехода в главный корпус.

Как утверждают сами авторы, «новое здание органично вписывается в сложный контекст окружающей среды». Как отметила директор ГМИИ Марина Лошак, проект ТПО «Резерв» отличается особой тонкостью и деликатностью. Тем не менее, он проиграл – возможно, из-за того, что большинству членов жюри количество стекла на фасадах нового здания показалось излишним.

Синтез

Победивший авторский коллектив во главе с Юрием Григоряном назвал свою работу очень символически: «Ризосфера. Новое основание». Если открыть  Википедию, несложно узнать, что ризосфера – «узкий участок почвы, прилегающий к корням растения и попадающий под непосредственное действие корневых выделений и почвенных микроорганизмов».  Это очень четкая и ясная метафора сути проекта, нацеленного на преемственное развитие территории через постижение органических закономерностей во взаимоотношениях между клейновским главным зданием и окружающей застройкой.

По мнению архитекторов бюро «Меганом», необходимо сохранить не только официально признанные памятники историко-культурного наследия, но и рядовую застройку минувших столетий. Предметом музеефикации, настаивают авторы, должна стать сама городская среда, обретающая в результате реконструкции новое качество: «Здесь все как в Москве и немного иначе – все здания становятся единой коллекцией архитектуры <…>, публичное пространство насыщено искусством».

Архитектурная концепция развития ГМИИ им. Пушкина (Меганом)

Музееифицируется даже флора: каждое из уже существующих деревьев получает охранный номер и собственное имя. В дальнейшем коллекцию растений предполагается расширять по единому плану, тесно увязанному с общей концепцией развития музея: к примеру, рядом с экспозицией импрессионистов архитекторы планируют высадить кусты, аналогичные тем, что изображены на полотнах Моне и Синьяка.

Всю территория «городка» намечено вымостить гранитом разнообразной фактуры с дополнением чугунных и бронзовых деталей. Широкие пешеходные пространства акцентируются крупными плитами. Парковые дорожки покрываются мелкой брусчаткой. Рисунку мощения будут подчинены все элементы благоустройства. Часть покрытия задумано оснастить системой зимнего подогрева с использованием тепловой энергии, выделяемой  метрополитеном. Для удобства посетителей повсюду предполагается разместить множество мест для сидения, а также объектов единой стационарной системы навигации и информации.

«Городок» получает четкое внутреннее структурирование – в нем выделяется  девять площадей с собственными названиями, а также несколько бульваров, улиц и проездов. Предполагаемое  функциональное назначение площадей – регулярное проведение публичных мероприятий музейно-просветительской программы и экспонирование под открытым небом произведений искусства. Главным из бульваров в этой системе «Проект Меганом» предлагает сделать саму улицу Волхонку, высадив на ней деревья после значительного сужения проезжей части.  Это решение позволит органично связать Ризосферу с пешеходной зоной у Храма Христа Спасителя, включающей в себя Патриарший мост. Автомобильное движение внутри комплекса ограничивается до минимума, обусловленного необходимостью погрузочно-разгрузочных работ в экспозициях и хранилищах.

Вид сверху. Архитектурная концепция ГМИИ им. Пушкина (Меганом)

В соответствии с замыслом Юрия Григоряна и его соавторов, наиболее репрезентативная часть уличной экспозиции организуется на участке между главным зданием и вновь возводимым комплексом. Депозитарно-реставрационный и выставочный центр, согласно проекту, будет представлять собой ансамбль компактных монументальных объемов, формирующих площадь средневекового типа. Новое пространство для выставок особо выдающегося  значения разместится в Агоре с многосветным Большим залом высотой 12 м в центре и несколькими галереями по периметру. Там же будет находиться вход в еще одно дополнительное экспозиционное пространство, расположенное под землей.

Архитектурная концепция развития ГМИИ им. Пушкина (Меганом)

Технологический корпус должен состоять из двух визуально обособленных частей, одна из которых под именем Сейфа предназначается под фондохранилище, а другая – для реставрационных работ. В наружной отделке этого здания архитекторы «Меганома» предполагают использовать серые алюминиевые панели. Фасады Агоры планируется выполнить в схожей цветовой гамме, но из светопрозрачных панелей с наклеенными тонкими спилами  светло-серого мрамора различной толщины и обработки наверху и гранитными блоками внизу.

Стилизации под окружающую застройку не будет, но и намеренного визуального противопоставления ей новых объектов – тоже. Ансамбль дополнят два реконструированных исторических здания, на фасадах одного из которых планируется сделать «контекстные» аппликации из мрамора.

Архитектурная концепция развития ГМИИ им. Пушкина (Меганом)

Автозаправочная станция напротив Храма Христа Спасителя в проекте должна стать составной частью павильона, открывающего вход на территорию «городка». Это легкое сооружение планируется разместить на крыше вновь создаваемого подземного пространства, которое авторы предполагают использовать либо как паркинг, либо как еще один выставочный зал.

Главным достоинством этой концепции жюри конкурса и дирекция ГМИИ считают первоочередное внимание к пространству Музейного городка в целом. Несомненно, многие детали проекта еще будут дорабатываться, но главное направление предстоящей комплексной реконструкции исторической зоны к северу от Волхонки уже определено.


Изображения: © arts-museum.ru, © Сергей Скуратов Architects


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.