ENG
 
Хроники конкурсов

Музеи на взлете

12 Декабря 2013

Свершилось: объявлены три финалиста конкурса на разработку концепции архитектурного проекта нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Музей будет располагаться на Ходынском поле, возле бывшего аэродрома и в непосредственной близости от нового торгового центра, конкурс на который уже завершился. Это и задало участниками главное направление полета мысли.

Строительство каждого нового музея – часть процесса экономической и социальной регенерации отдельной территории, а иногда всего города. Музеи часто становятся движущей силой развития новых больших культурных районов, где объединены разные индустрии, связанные с искусством, музыкой, наукой и др. Современный музей — не просто хранитель экспонатов, но место встречи городских жителей и отдыха, где можно провести как несколько часов, так и целый день, важнейшая образовательная институция и источник информации.

Проект ГЦСИ, 1 место

Именно поэтому конкурс на «Новый ГЦСИ» стал знаковым событием в культурной жизни России и Москвы,  служа созданию яркого архитектурного образа в масштабном проекте развития территории Ходынского поля. Важно то, что новый музей станет главной национальной институцией, предназначенной для всех проявлений современного искусства, создаст более ясную коммуникацию с аналогичными центрами в других странах мира и объединит всех, кто занимается созданием, изучением, поддержкой и продвижением современного российского искусства.

Проект ГЦСИ, 1 место

12 декабря прошло заключительное заседание международного жюри, в рамках которого из 10 команд – участников второго этапа конкурса – выбрали трех финалистов. Ими стали Heneghan Peng Architects, Meл, Nieto Sobejano Arquitectos.

Галерея в небо

Проект ГЦСИ, 1 место

Главный посыл команды из Ирландии и авторов Большого Египетского музея в Гизе – в том, что ГЦСИ становится звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Они предлагают организовать пространство не горизонтально, а вертикально, устремить здание ввысь: галереи-блоки различного размера располагаются друг над другом, и чтобы попасть из одной в другую, не нужно проходить через весь этаж. А взлетные полосы бывшего аэродрома сохраняются и превращаются в парки, сады, зоны для скейтбордистов летом и фигуристов зимой.

Скала на холме

Проект ГЦСИ, 2 место

Московское бюро «МЕЛ», основанное в 2009 году архитекторами Павлом Чауниным и Федором Дубинниковым, тоже учитывало специфического расположение нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром. 

Проект ГЦСИ от бюро МЕЛ

Основные функциональные пространства Центра архитекторы расположили в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции.

Проект ГЦСИ, 2 место

Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка — важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде.

Внимание, черный ящик

Проект ГЦСИ, 3 место

В основу концепции испано-германской компании Nieto Sobejano Arquitectos, которую жюри выбрало третьей из лучших, легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Авторы убеждены, что вопреки глобализации ГЦСИ должен особенности и характер русской культуры.

Проект ГЦСИ, 3 место

Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, архитекторы используют форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях.

Проект ГЦСИ, 3 место

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего силоса, в котором находится паркинг.

Проект ГЦСИ, 3 место

В самом большом помещении, расположенном у главного входа, находится многофункциональная платформа под названием «Черный ящик»: она может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции.

Теперь дело за попечительским советом ГЦСИ: именно он должен определить, кто же из тройки финалистов станет окончательным победителем конкурса. В совет входят глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, заместитель министра культуры Иван Демидов, руководители московских институций современного искусства (Ольга Свиблова, Василий Церетели, Антон Белов) и бизнесмены-меценаты (Леонид Лебедев, Марк Гарбер, Дмитрий Аксенов, Владимир Смирнов, Леонид Фридлянд).

Комментарии

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

«Cоздание подобной культурной институции не в центре города, где и так высока концентрация памятников и объектов культуры, а в отдалении от него – очень правильный программный ход с градостроительной точки зрения. Оживление городских пространств в периферийных районах города и насыщение их общественными и культурными функциями – один из главных инструментов оздоровления городской структуры. По сравнению с прошлой площадкой на Бауманской улице, расположение на Ходынском поле предоставляет большую свободу в поисках архитектурного образа будущего здания ГЦСИ. Чем ярче, неординарнее будет облик Центра, тем лучше. Окружающая застройка позволяет экспериментировать с формой здания и его оформлением».

Проект ГЦСИ, 3 место

Денис Леонтьев, Генеральный директор КБ «Стрелка», консультанта конкурса

«Важно понимать, что Ходынское поле, место расположения будущего музея, является точкой планируемого масштабного нового строительства. Параллельно с музейно-выставочным комплексом ГЦСИ здесь возводятся и проектируются торговый центр, парк, гостиница, жилые и офисные здания. Создается гибридная среда, где смешиваются самые разные функции – культурные, коммерческие и жилые. Нередко подобное соседство является катализатором появления яркой и смелой архитектуры. Тому примером – созданное Ремом Колхасом пространство Гуггенхайм–Эрмитаж в Лас-Вегасе, помещенное в комплексе с отелем и казино. Конкурс на новый ГЦСИ – это стремление посмотреть на город, сочетание функций и архитектурных форм в современном духе.

Хотелось бы подчеркнуть и открытость данного конкурса: благодаря смешанной системе подачи заявок (по портфолио и по эскизам), помимо именитых профессионалов в нем смогли принять участие начинающие специалисты и молодые архитектурные бюро».

Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства, заказчика конкурса

«Центр современного искусства отличается от музея тем, что у центра больше направлений деятельности. У ГЦСИ их четыре. Первое — это формирование коллекции, экспозиции и музейной инфраструктуры. Второе — выставочные проекты. Третье — научная работа: семинары, симпозиумы, конференции, формирование архива современного искусства (библиотеки, медиатеки). И четвертое — образовательное.

По сравнению с зарубежными аналогами — МoМА в Нью-Йорке, Центром Помпиду в Париже, Тейт-Модерн в Лондоне — московское здание гораздо скромнее по площади. Поэтому мы опираемся на опыт институций, у которых разные направления деятельности реализуются в разных зданиях.

Современное искусство может жить как внутри или снаружи здания, так и в сетевом пространстве. Залы могут варьироваться от крошечных до гигантских, они должны менять свою конфигурацию: мы не знаем, каким будет современное искусство завтра, поэтому экспозиционное пространство должно быть многофункциональным и легко меняющимся».




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.