Музеи на взлете
Свершилось: объявлены три финалиста конкурса на разработку концепции архитектурного проекта нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Музей будет располагаться на Ходынском поле, возле бывшего аэродрома и в непосредственной близости от нового торгового центра, конкурс на который уже завершился. Это и задало участниками главное направление полета мысли.
Строительство каждого нового музея – часть процесса экономической и социальной регенерации отдельной территории, а иногда всего города. Музеи часто становятся движущей силой развития новых больших культурных районов, где объединены разные индустрии, связанные с искусством, музыкой, наукой и др. Современный музей — не просто хранитель экспонатов, но место встречи городских жителей и отдыха, где можно провести как несколько часов, так и целый день, важнейшая образовательная институция и источник информации.
Именно поэтому конкурс на «Новый ГЦСИ» стал знаковым событием в культурной жизни России и Москвы, служа созданию яркого архитектурного образа в масштабном проекте развития территории Ходынского поля. Важно то, что новый музей станет главной национальной институцией, предназначенной для всех проявлений современного искусства, создаст более ясную коммуникацию с аналогичными центрами в других странах мира и объединит всех, кто занимается созданием, изучением, поддержкой и продвижением современного российского искусства.
12 декабря прошло заключительное заседание международного жюри, в рамках которого из 10 команд – участников второго этапа конкурса – выбрали трех финалистов. Ими стали Heneghan Peng Architects, Meл, Nieto Sobejano Arquitectos.
Галерея в небо
Главный посыл команды из Ирландии и авторов Большого Египетского музея в Гизе – в том, что ГЦСИ становится звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Они предлагают организовать пространство не горизонтально, а вертикально, устремить здание ввысь: галереи-блоки различного размера располагаются друг над другом, и чтобы попасть из одной в другую, не нужно проходить через весь этаж. А взлетные полосы бывшего аэродрома сохраняются и превращаются в парки, сады, зоны для скейтбордистов летом и фигуристов зимой.
Скала на холме
Московское бюро «МЕЛ», основанное в 2009 году архитекторами Павлом Чауниным и Федором Дубинниковым, тоже учитывало специфического расположение нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром.
Основные функциональные пространства Центра архитекторы расположили в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции.
Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка — важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде.
Внимание, черный ящик
В основу концепции испано-германской компании Nieto Sobejano Arquitectos, которую жюри выбрало третьей из лучших, легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Авторы убеждены, что вопреки глобализации ГЦСИ должен особенности и характер русской культуры.
Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, архитекторы используют форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях.
Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего силоса, в котором находится паркинг.
В самом большом помещении, расположенном у главного входа, находится многофункциональная платформа под названием «Черный ящик»: она может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции.
Теперь дело за попечительским советом ГЦСИ: именно он должен определить, кто же из тройки финалистов станет окончательным победителем конкурса. В совет входят глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, заместитель министра культуры Иван Демидов, руководители московских институций современного искусства (Ольга Свиблова, Василий Церетели, Антон Белов) и бизнесмены-меценаты (Леонид Лебедев, Марк Гарбер, Дмитрий Аксенов, Владимир Смирнов, Леонид Фридлянд).
Комментарии
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
«Cоздание подобной культурной институции не в центре города, где и так высока концентрация памятников и объектов культуры, а в отдалении от него – очень правильный программный ход с градостроительной точки зрения. Оживление городских пространств в периферийных районах города и насыщение их общественными и культурными функциями – один из главных инструментов оздоровления городской структуры. По сравнению с прошлой площадкой на Бауманской улице, расположение на Ходынском поле предоставляет большую свободу в поисках архитектурного образа будущего здания ГЦСИ. Чем ярче, неординарнее будет облик Центра, тем лучше. Окружающая застройка позволяет экспериментировать с формой здания и его оформлением».
Денис Леонтьев, Генеральный директор КБ «Стрелка», консультанта конкурса
«Важно понимать, что Ходынское поле, место расположения будущего музея, является точкой планируемого масштабного нового строительства. Параллельно с музейно-выставочным комплексом ГЦСИ здесь возводятся и проектируются торговый центр, парк, гостиница, жилые и офисные здания. Создается гибридная среда, где смешиваются самые разные функции – культурные, коммерческие и жилые. Нередко подобное соседство является катализатором появления яркой и смелой архитектуры. Тому примером – созданное Ремом Колхасом пространство Гуггенхайм–Эрмитаж в Лас-Вегасе, помещенное в комплексе с отелем и казино. Конкурс на новый ГЦСИ – это стремление посмотреть на город, сочетание функций и архитектурных форм в современном духе.
Хотелось бы подчеркнуть и открытость данного конкурса: благодаря смешанной системе подачи заявок (по портфолио и по эскизам), помимо именитых профессионалов в нем смогли принять участие начинающие специалисты и молодые архитектурные бюро».
Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства, заказчика конкурса
«Центр современного искусства отличается от музея тем, что у центра больше направлений деятельности. У ГЦСИ их четыре. Первое — это формирование коллекции, экспозиции и музейной инфраструктуры. Второе — выставочные проекты. Третье — научная работа: семинары, симпозиумы, конференции, формирование архива современного искусства (библиотеки, медиатеки). И четвертое — образовательное.
По сравнению с зарубежными аналогами — МoМА в Нью-Йорке, Центром Помпиду в Париже, Тейт-Модерн в Лондоне — московское здание гораздо скромнее по площади. Поэтому мы опираемся на опыт институций, у которых разные направления деятельности реализуются в разных зданиях.
Современное искусство может жить как внутри или снаружи здания, так и в сетевом пространстве. Залы могут варьироваться от крошечных до гигантских, они должны менять свою конфигурацию: мы не знаем, каким будет современное искусство завтра, поэтому экспозиционное пространство должно быть многофункциональным и легко меняющимся».
- Темы:
- Сергей Кузнецов |
- конкурсы |
- музеи |
- парки |
- зарубежный опыт |
- ГЦСИ