ENG
 
Хроники конкурсов

Московские конкурсы: советский период и «великая стройка»

29 Января 2014

После революции масштабы амбиций и строительных планов молодого государства были поистине грандиозны. Шутка ли – построить целый новый мир! Однако многочисленные «прожекты» постигла та же участь, что и большинство идей коммунизма и социализма: они так и остались на бумаге. Оказав, в то же время, огромное влияние на последующую историю и умы современников.

Да, экономические ресурсы Советского Союза были скромны и не позволили в итоге реализовать многое из задуманного. Но энтузиазмом и размахом мысли правителей и градостроителей тех времен нельзя не восхититься. Ах, что это были конкурсы! Наркомтяжпром, Дворец техники, Дворец науки, Центросоюз – и, конечно же, легендарный Дворец советов.

Все эти проекты попали не только во все архитектурные хрестоматии – даже на некоторых современных картах Дворец Советов, так никогда и не построенный, красуется на своем «законном месте» вместо Храма Христа Спасителя. Вот, что называется – оставить неизгладимый след в истории!

«Конкурсили» в те времена и объекты помельче: здания редакций газет, жилые дома, клубы и многое другое.

Здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, Википедия

Одним из громких – и в то же время результативных – стал конкурс на здание Центросоюза на проспекте Сахарова, объявленный в 1928 году. Он проходил в три этапа (один открытый и два закрытых), и лучшим признали проект знаменитого архитектора Ле Корбюзье.

Без ложки дегтя не обошлось: строительство началось со значительными отступлениями от первоначального проекта, в связи с чем возникли даже проблемы с авторством. Тем не менее, именно благодаря этому конкурсу в Москве до сих пор сохранилась первая крупная постройка культового модерниста.

Центросоюз в Москве. Конкурсные проекты (второй - закрытый конкурс). 1928. Ле Корбюзье и П. Жаннере (аксонометрия), alyoshin.ru

Целый ряд советских архитектурных экспериментов разворачивался в районе вокруг Кремля и на территории Зарядья. Это и конкурс «Дом промышленности» (1930), где победил проект Ильи Голосова, и два последовательных конкурса на здание «Наркомпяжпрома», в котором участники предлагали смелые высотные проекты, ориентируясь на башню «Дворца Советов».

Проект на конкурс дома Наркотяжпрома, братья Веснины, slon.ru

Последним стал менее известный предвоенный конкурс на второй дом Совнаркома на Москворецкой набережной. Впрочем, ни один из победивших проектов не был реализован.

Не был построен и Дворец Советов, ставший одним из ключевых проектов советской архитектуры. Конкурс, объявленный в 1931 году, проходил в несколько этапов, поскольку ни один из проектов, по мнению жюри, не удовлетворял высоким требованиям новой советской идеологии.

Конкурсный проект Дворца Советов, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и др., 1933

Грандиозность замысла привлекла архитектурных звезд во всего мира. На открытый конкурс свои работы прислали Ле Корбюзье, Гропиус, Пельциг, Мендельсон и другие западные звезды. После нескольких итераций за основу был принят проект Бориса Иофана, но… строительству помешала начавшаяся война.

После войны на прежнем месте строительство так и не возобновилось, но идея создания Дворца советов просуществовала до конца 50-х годов. Уже Хрущевым были объявлены два последних конкурса на проектирование здания Дворца на Воробьевых горах, по оси здания МГУ (1956-й и 1958-й годы соответственно). Это ознаменовало новый этап в советской архитектуре и скорый поворот к модернизму, но не дало столь ярких проектов, как довоенный период.

В 1961 году состоялся конкурс на разработку генерального плана для Всемирной выставки, на проведение которой претендовала Москва. Он проходил в два этапа и собрал более 50 проектов: архитекторы разрабатывали площадки в разных районах столицы.

В первом туре были премированы проекты групп под руководством Ю.Н. Емельянова и Я.Б. Белопольского. Во втором туре один из самых интересных вариантов предложил Леонид Павлов, разместив ЭКСПО на правом берегу реки Москвы, от Кремля до МГУ. В итоге под выставку отдали большую территорию в районе Теплого стана, но вскоре – по экономическим соображениям – от ее проведения просто отказались. Хотя спустя несколько десятилетий проект Павлова использовался еще раз – в конкурсном предложении на Олимпиаду 2012.

Несмотря на отсутствие видимого результата, конкурс генплана выставки показал высокий уровень работ и встроенность советских архитекторов в мировой контекст.

Проект Советского павильона на Экспо-67 в Москве, Википедия

Во времена «оттепели» конкурсные задания вновь приобретают масштабы, несопоставимые с реальными возможностями государства. Это демонстрирует, например, конкурс на реконструкцию центра Москвы, для которого опять-таки Леонид Павлов предложил проект, сравнимый по размаху и смелости и работами архитекторов «лихих» послереволюционных 20-х гг. Что стало с проектом – уже и объяснять не нужно.

Впрочем, в 70-е годы Павлову повезло больше: его проект занял первое место в конкурсе на строительство музея Ленина на участке недалеко от ГМИИ. Участок остался незастроенным, но на основе победившего проекта почти через 15 лет был построен знаменитый музей-мемориал в Ленинских Горках.

Музей-мемориал Ленина в Ленинских горках, арх. Л. Павлов

Советский союз как явление – вместе со своими авангардными идеями и мирозахватническими амбициями – неумолимо клонился к закату. А для советской архитектуры, закаленной и окончательно «вызревшей» во время этой череды головокружительных взлетов и падений, наступал новый, «постидеалистический» этап…

Читать про конкурсы дореволюционной эпохи




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.