Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится городская гостиная
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Открытый конкурс на концепцию нового здания ГЦСИ прошел в 2013 году и стал крупным международным событием. В нем победила команда Heneghan Peng Architects, предложившая построить здание — вертикальный акцент в структуре бывшего аэродрома, составленный из «стопки» горизонтальных блоков галереей.
Реализацию проекта несколько притормозило его перемещение на соседний, более удобный для строительства участок, вследствие чего понадобились дополнительные корректировки. Но в настоящее время стадия «П» выполнена и находится в экспертизе. Совместно с Heneghan Peng Architects ее разрабатывали Центрально Научно Реставрационные Мастерские (ЦНРПМ) и их субподрядчики — бюро Антона Нагавицына Archstruktura и другие.
— Михаил Борисович, изменилось ли что-то в концепции Heneghan Peng Architects на стадии «П», выполненной Archstruktura и другими субподрядчиками ЦНРПМ?
— Да, как вы помните, у здания предполагаются активные выносные консоли. Покольку длина этих элементов не позволяла технически их осуществить, она была незначительно сокращена. Появились дополнительные конструктивные элементы у оснований отдельных консолей, которые были согласованы с авторами концепции.
— Были ли Heneghan Peng Architects задействованы на стадии «П»? Каким образом они участвуют в проекте?
— Да, Heneghan Peng Architects, безусловно, были активно задействованы на всех этапах разработки стадии «П». С ними обсуждались и согласовывались все архитектурно-планировочные и объемные корректировки в процессе разработки. Более того, на протяжении всего периода проектирования (уже около 2-х лет) проводятся еженедельные видеоконференции архитекторов с подробным обменом информацией.
Отношения с авторами концепции на протяжении всего периода работы складывались на основе полного взаимопонимания — это было конструктивное профессиональное сотрудничество, которое позволило добиться взаимоприемлемых положительных результатов.
— Что изменилось в проекте после привязки к новому — соседнему — участку?
— Первоначально выделенный участок был не самой удачной конфигурации. Фактически он примыкал к зданию торгового комплекса «Авиапарк». По предложению ГЦСИ и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, город рассмотрел наше обращение и, благодаря мэру Москвы Сергею Собянину, было принято решение о выделении нам соседнего участка. В связи с этим в проекте было откорректировано конструктивное решение фундаментной части здания в соответствии с геоподосновой.
— Кто будет разрабатывать концепцию выставочных протранств и музейной экспозиции?
— Концепция экспозиционных пространств была разработана с использованием опыта предыдущего проекта, который делал коллектив авторов (А. Нагавицын, М. Хазанов), включая меня. Музейная экспозиция будет разрабатываться специалистами ГЦСИ и привлеченными кураторами.
— Как в проекте решена логистика и навигация посетителей по зданию? Какое количество посетителей предполагается ежегодно?
— В любом крупном музее или центре искусств существует множество возможных маршрутов, облегчающих доступ посетителям и специалистам. Посетитель может отправиться в интересующий его зал или пройти по всем публичным зонам здания. Преимущество вертикальной организации — быстрый доступ к экспозиционным залам на выбранном этаже с помощью лифтов и возможность перемещаться по парадной лестнице на все этажи, последовательно осматривая всю экспозицию. Эскалатор доставляет посетителей от вестибюля к выставочным пространствам, минуя этажи, на которых размещены служебные помещения, открывая, как археологические слои, панораму инфраструктуры Центра.
В течение года ГЦСИ предполагает принимать около 1 млн посетителей самой широкой аудитории
— Какие сопутствующие функции появятся в Центре, помимо выставочной?
— Все необходимые функции уже входят в состав направлений деятельности Центра сегодня. В новом здании они будут обеспечены принципиально иной инфраструктурой: предусмотрены специальные пространства для осуществления театральных постановок и перформансов, проведения концертов, кино-видеопоказов, лекций, дискуссий, конференций, несколько полифункциональных залов, а также детские образовательные студии, резиденции для художников и другое.
— Как будет организован первый этаж с точки зрения общественного, проницаемого фронта на уровне пешехода?
— Входная группа расположена в двух уровнях. В главный вестибюль, в соответствии с принятой концепцией, посетители попадают, пройдя по пологому пандусу со ступенями.
Вестибюль решен как проницаемое общественное пространство — городская гостиная, здесь организованы места для встреч, ожидания, рецепция, большой музейный книжно-сувенирный магазин.
На нижнем уровне (уровне земли) располагается кафе, детская комната, гардероб. Кафе открыто в сторону будущего парка.
— Как будет осуществляться связь музейного пространства с парком?
— Здание музея, безусловно, станет доминантой окружающей территории и, конечно, визуальные связи музея и парка будут развиты.
Помимо этого, предполагается, что стереобат здания — наклонная городская площадь, примыкающая к двум противоположным фасадам здания, будет жить активной общественной и культурной жизнью.
Это пространство предназначено для размещения экспозиции под открытым небом, проведения художественных акций, перформансов и т.д. Фактически, эта наклонная площадь и будет главным связующим элементом, «буферной зоной» между парком и музеем.
— Предполагается ли «выходить» с музейными событиями в сам парк?
— Да, конечно. Мы планируем активно выходить за пределы здания: современное искусство редко придерживается строго определенных, в том числе и физических, пространственных границ, и нам как специалистам, работающим с актуальным художественным процессом, представляется важной интеграция аудиовизуального искусства в пространство парка.
— Когда намечено окончание строительства?
— Предварительный срок — конец 2018 года.