ENG
 
Хроники конкурсов

Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится городская гостиная

30 Марта 2016

На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Открытый конкурс на концепцию нового здания ГЦСИ прошел в 2013 году и стал крупным международным событием. В нем победила команда Heneghan Peng Architects, предложившая построить здание — вертикальный акцент в структуре бывшего аэродрома, составленный из «стопки» горизонтальных блоков галереей.

Реализацию проекта несколько притормозило его перемещение на соседний, более удобный для строительства участок, вследствие чего понадобились дополнительные корректировки. Но в настоящее время стадия «П» выполнена и находится в экспертизе. Совместно с Heneghan Peng Architects ее разрабатывали Центрально Научно Реставрационные Мастерские (ЦНРПМ) и их субподрядчики — бюро Антона Нагавицына Archstruktura и другие.

— Михаил Борисович, изменилось ли что-то в концепции Heneghan Peng Architects на стадии «П», выполненной Archstruktura и другими субподрядчиками ЦНРПМ?

— Да, как вы помните, у здания предполагаются активные выносные консоли. Покольку длина этих элементов не позволяла технически их осуществить, она была незначительно сокращена. Появились дополнительные конструктивные элементы у оснований отдельных консолей, которые были согласованы с авторами концепции.

— Были ли Heneghan Peng Architects задействованы на стадии «П»? Каким образом они участвуют в проекте?

— Да, Heneghan Peng Architects, безусловно, были активно задействованы на всех этапах разработки стадии «П». С ними обсуждались и согласовывались все архитектурно-планировочные и объемные корректировки в процессе разработки. Более того, на протяжении всего периода проектирования (уже около 2-х лет) проводятся еженедельные видеоконференции архитекторов с подробным обменом информацией.

Отношения с авторами концепции на протяжении всего периода работы складывались на основе полного взаимопонимания — это было конструктивное профессиональное сотрудничество, которое позволило добиться взаимоприемлемых положительных результатов.

— Что изменилось в проекте после привязки к новому — соседнему — участку?

— Первоначально выделенный участок был не самой удачной конфигурации. Фактически он примыкал к зданию торгового комплекса «Авиапарк». По предложению ГЦСИ и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, город рассмотрел наше обращение и, благодаря мэру Москвы Сергею Собянину, было принято решение о выделении нам соседнего участка. В связи с этим в проекте было откорректировано конструктивное решение фундаментной части здания в соответствии с геоподосновой.

— Кто будет разрабатывать концепцию выставочных протранств и музейной экспозиции?

— Концепция экспозиционных пространств была разработана с использованием опыта предыдущего проекта, который делал коллектив авторов (А. Нагавицын, М. Хазанов), включая меня. Музейная экспозиция будет разрабатываться специалистами ГЦСИ и привлеченными кураторами.

Как в проекте решена логистика и навигация посетителей по зданию? Какое количество посетителей предполагается ежегодно?

— В любом крупном музее или центре искусств существует множество возможных маршрутов, облегчающих доступ посетителям и специалистам. Посетитель может отправиться в интересующий его зал или пройти по всем публичным зонам здания. Преимущество вертикальной организации — быстрый доступ к экспозиционным залам на выбранном этаже с помощью лифтов и возможность перемещаться по парадной лестнице на все этажи, последовательно осматривая всю экспозицию. Эскалатор доставляет посетителей от вестибюля к выставочным пространствам, минуя этажи, на которых размещены служебные помещения, открывая, как археологические слои, панораму инфраструктуры Центра.

В течение года ГЦСИ предполагает принимать около 1 млн посетителей самой широкой аудитории

— Какие сопутствующие функции появятся в Центре, помимо выставочной?

— Все необходимые функции уже входят в состав направлений деятельности Центра сегодня. В новом здании они будут обеспечены принципиально иной инфраструктурой: предусмотрены специальные пространства для осуществления театральных постановок и перформансов, проведения концертов, кино-видеопоказов, лекций, дискуссий, конференций, несколько полифункциональных залов, а также детские образовательные студии, резиденции для художников и другое.

— Как будет организован первый этаж с точки зрения общественного, проницаемого фронта на уровне пешехода?

— Входная группа расположена в двух уровнях. В главный вестибюль, в соответствии с принятой концепцией, посетители попадают, пройдя по пологому пандусу со ступенями.

Вестибюль решен как проницаемое общественное пространство — городская гостиная, здесь организованы места для встреч, ожидания, рецепция, большой музейный книжно-сувенирный магазин.

На нижнем уровне (уровне земли) располагается кафе, детская комната, гардероб. Кафе открыто в сторону будущего парка.

— Как будет осуществляться связь музейного пространства с парком?

—  Здание музея, безусловно, станет доминантой окружающей территории и, конечно, визуальные связи музея и парка будут развиты.

Помимо этого, предполагается, что стереобат здания — наклонная городская площадь, примыкающая к двум противоположным фасадам здания, будет жить активной общественной и культурной жизнью.

Это пространство предназначено для размещения экспозиции под открытым небом, проведения художественных акций, перформансов и т.д. Фактически, эта наклонная площадь и будет главным связующим элементом, «буферной зоной» между парком и музеем.

— Предполагается ли «выходить» с музейными событиями в сам парк?

— Да, конечно. Мы планируем активно выходить за пределы здания: современное искусство редко придерживается строго определенных, в том числе и физических, пространственных границ, и нам как специалистам, работающим с актуальным художественным процессом, представляется важной интеграция аудиовизуального искусства в пространство парка.

— Когда намечено окончание строительства?

— Предварительный срок — конец 2018 года.


Изображения: @ ГЦСИ

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.