ENG
 
Хроники конкурсов

Мегабудка с «русским характером»

02 Июня 2014

Подведены итоги международного архитектурного конкурса «Русский характер», объявленного ГК «Мортон» на разработку концепции Русского культурно-просветительского Центра для микрорайона «Бутово Парк». Победителем конкурса стало бюро «Мегабудка».

Как и многие новые микрорайоны, «Бутово Парк» фактически не имеет собственной идентичности и архитектурных изысков: его формируют  панельные серии и монолитные высотки, составляющие в общей сложности более 1,5 млн. кв. м жилья. Но отличительная черта проекта в том, что около 80 % территории отдано под зоны общественного пользования и только 20 % – под застройку.

Микррорайон

Культурно-просветительский центр, по замыслу застройщика, должен получить яркий архитектурный образ, стать маркером района и магнитом для местных жителей: будучи удаленными от столичных культурных институций, здесь они смогут найти самые разнообразные функции.

В планируемом составе помещений – три зала-трансформера, выставочная площадка, медиатека, кафе, классы для занятий, спортивный зал и музей.

Впрочем, участники конкурса могли дополнять этот список, вводя новые виды времяпрепровождения и приспосабливая под них пространство. Рекомендованный бюджет на проектирование и строительство составил примерно 45–55 тыс. руб. за 1 кв. м общей площади здания.

Проект мастерской Тотана Кузембаева

Международный конкурс стартовал в феврале 2014 года. Он был двухэтапным и впервые использовал систему получения проектов с зашифрованных аккаунтов по электронной почте.

На первом этапе принимались заявки на участие от всех желающих, и в марте экспертный совет сформировал шорт-лист из 15 команд.

Состав финалистов получился очень разношерстным – в нем оказались как маститые бюро Сергея Скуратова, Антона Мосина, Тотана Кузембаева и «Поле – дизайн», так и совсем молодые.

В том числе «Мегабудка», прославившиеся в прошлом году своим альтернативным проектом благоустройства Триумфальной площади, и студия «МЕЛ», занявшая второе место в международном конкурсе на новое здание ГЦСИ. Были и очень неожиданные участники – вроде «АРХ групп», авторов первого проекта Православного культурного центра  в Париже, – а также бюро из Словении, Финляндии и Швейцарии. Все проекты финалистов можно было увидеть на недавней «АРХ Москве-2014».

Проект мастерской Алексея Козыря

Согласно техническому заданию, конкурсантам предлагалось «осуществить поиск элементов, форм и символов, которые отражают «русский характер» в современной архитектуре, но при этом не представляют реминисценцию исторических стилей».

Этот формальный поиск – сам по себе интригующая задача, поскольку определенно удачного на тему русской архитектуры в последнее время не рождалось, а то, что появлялось, скорее носило характер китча. Тем более интересно было увидеть «русское» в контексте жилой среды, сформированной по принципам модернистской застройки.

В проекте швейцарцев, например, традиционная форма русского фронтона трансформировалась в треугольники, формирующие фасады; команда «ТАФ» построила свой проект на архетипах сарая – «как примера русской прямолинейности» – и Дворца в Коломенском, символизирующего «русскую спонтанность».

Проект студии

«Поле – дизайн» пропустили сквозь здание Центра улицу, придав фасадам традиционную «луковичную» форму, а мастерская Алексея Козыря превратила его в ботанический сад со светящимися диковинными пальмами и арт-объектами современных художников.

27 мая в павильоне «Школа» состоялось заседание жюри, на котором выбрали победителя – бюро «Мегабудка». Их проект называется «Дача во дворе»: именно русскую дачу авторы считают одним из определяющих архитектурно-топологических образований и частью собирательного образа сегодняшней России.

Проект «Мегабудки» – это такой локальный тематический парк, составленный из переосмысленных на современный лад традиционных дачных элементов: беседки, сарая, террасы, печи, пасеки, бани. Всех их можно перекомпоновывать и достраивать по очереди.

Проект бюро megabudka

Член конкурсного жюри, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что сам голосовал за проект «Мегабудки». Проект понравился ему тем, что нарисован от рук; тем, что, изменяясь в плане, он останется узнаваемым вне зависимости от формы участка, на который будет посажен; наконец, тем, что отличается гибкостью, дающей возможность поэтапной реализации. Другими фаворитами жюри стали проекты бюро Тотана Кузембаева – с центральной «красной» площадью для ярмарок – и бюро «МЕЛ», в котором Центр представляет собой гибкую и мобильную площадку из нескольких объемов.

Как отметил Сергей Кузнецов, этот конкурс – довольно редкий случай, когда частный инвестор выступает инициатором культурной программы, и, пожалуй, даже первая такая комбинация на культурно-социальный объект.

Заседание жюри конкурса 27 мая

К тому же, формальные поиски конкурсантов, по его мнению, дали весьма интересные решения на тему исчезнувшей из нашей жизни типологии дома культуры, новую форму которого до сих пор не придумали.

По словам президента компании «Мортон» Александра Ручьева, проект планируется тиражировать и в другие регионы, а в Москве он будет реализован в течении года.


Изображения: предоставлены организаторами конкурса


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.