ENG
 
Хроники конкурсов

«Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры»

17 Января 2014

Когда-то благодаря Маяковскому на московские площади вышла поэзия. А сегодня на них «выходят» архитектурные конкурсы. 15 января в преддверии объявления конкурса на разработку концепции реконструкции Триумфальной площади (бывшей Маяковского) прошел круглый стол о прошлом и вероятном будущем этого знакового для столицы места.

Круглый стол Какой быть Триумфальной площади

Москва не сразу строилась

Несмотря на только что закончившиеся новогодние праздники, в Большом зале Москомархитектуры собралось больше 100 человек. Многие спикеры сидели за столом далеко не впервые – именно здесь регулярно проходят заседания Архитектурного совета, и среди приглашенных к дискуссии экспертов оказалось немало его членов.

Было в зале и много новых лиц: представители прессы, общественных движений, молодых архитектурных бюро. История с Триумфальной площадью еще осенью вызвала довольно серьезный резонанс, причем не только в архитектурном сообществе, но среди всех граждан, неравнодушных к судьбе города.

Круглый стол Какой быть Триумфальной площади

После представления участников круглого стола главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вкратце поведал собравшимся историю предстоящего конкурса. Какое-то время назад в Правительстве было принято решение реконструировать Триумфальную площадь, однако речь шла скорее о благоустройстве, поэтому задача попала в ведение Департамента капремонта. Однако задолго до старта предполагаемого «облагораживания» новость просочилась в блогосферу, и та отреагировала: нужен архитектурный конкурс. Площадь – одно из безусловных «мест силы» нашей столицы, с богатыми культурными традициями, с такими «жильцами», как Москомархитектура и НИиПИ Генплана Москвы, – проведение конкурса, особенно на фоне активно проводимой конкурсной практики в архитектурно-градостроительной сфере, казалось более чем закономерным.

Сергей Кузнецов: «Совместно с Департаментом капремонта мы пришли к выводу, что это возможно – провести архитектурный конкурс идей на концепцию комплексной реконструкции Триумфальной площади среди широкого круга неравнодушных представителей профессионального сообщества и москвичей. Однако у нас сжатые сроки: площадь  запланировано завершить в течение 2014 года. Чтобы в этих условиях получить на выходе хороший результат, для формирования технического задания мы провели собственное подробное исследование, а сегодня собрали круглый стол, чтобы внести в ТЗ еще и комментарии собравшихся».

Жесткие временные рамки смутили многих присутствующих ­– особенно после того, как начальник Управления Архитектурного совета Москвы Евгения Муринец озвучила конкретные даты: окончание приема заявок 23 февраля, 28 февраля жюри выберет трех победителей.

Тем не менее, в течение всей дискуссии Сергей Кузнецов несколько раз подчеркнул, что, несмотря на то, что конкурс очень стремительный и одноэтапный, это не означает, что одноэтапной должна быть и сама реконструкция. Есть возможность спланировать более далекое будущее Триумфальной площади – что-то сделать сейчас, что-то оставить на потом. Можно работать с транспортными потоками, восстанавливать некогда снесенные постройки –главное, чтобы появилась хорошая идея, грамотная концепция, а тайминг по ее реализации станет уже следующим шагом.

Таким образом, главный архитектор призывал всех собравшихся мыслить шире и попытаться порассуждать о том, что могло бы произойти с площадью не до конца 2014 года, а вообще. В конце концов, Москва не сразу строилась, и вся история Триумфальной площади и происходивших с нею метаморфоз – лучшая тому иллюстрация.

Триумфальная площадь, 1929 год

От ворот до парковки

Перипетии, которые пережила Триумфальная на протяжении нескольких веков, осветила в своей презентации Елена Соловьева, руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия» НИиПИ Генплана Москвы. Ее увлекательному экскурсу мы посвятим отдельный материал, но главной мыслью доклада стало то, что на Триумфальной площади (свое название она получила от когда-то располагавшихся здесь Триумфальных ворот) всегда была высоко развита культурная функция.

Театры драматические и кукольные, варьете, цирк и кинотеатр, памятник Маяковскому как место встречи поэтов и писателей – чего здесь только не было! А сейчас, к сожалению, ни памятник, ни театр Сатиры не спасают положение: площадь больше напоминает гигантскую парковку. Доминируют машины, а не человек, в то время как в других городах любая городская площадь – это по определению место, ориентированное на пребывание большого количества людей.

Триумфальная площадь, 50-60-е годы

Сергей Кузнецов отметил, что считает уместным учесть при разработке концепции реконструкции зарубежный опыт и попытаться превратить Триумфальную в общественно-активное пространство.

Опыт предшественников

Попытки реконструировать площадь были и раньше: с 1935 по 1970-й годы проводились различные конкурсы, в которых принимали участие видные архитекторы того времени. Примечательно, что многие проекты предполагали создание второго уровня (в том числе проект Щусева 1933 года), и почти все из них – закрытие 1-й Брестской.

Проект реконструкции Триумфальной площади, megabudka

Аналогичное решения есть и в одном из свежих проектов реконструкции – от бюро megabudka: его представитель, архитектор Артем Укропов, тоже стал одним из спикеров дискуссии. Правда, второй уровень ребята из megabudka предложили разместить не над, а под землей: площадь окружает сформировавшаяся историческая застройку, которую нельзя ничем перекрывать, поэтому возникла идея утопить часть площади чуть ниже уровня земли, тем самым обеспечив комфортное пространство для людей. На месте существующей парковки запланирован сквер (куда же без него!), а гараж, необходимость которого тоже странно отрицать, убран под сквер.

«Кроме того, наш проект предусматривает перекрытие движения по 1–й Брестской улице путем сложных транспортных развязок и перенаправления транспортных потоков. Проезд  1–й Брестской перерезает площадь, делая ее разбитой на две части. С нашей точки зрения, площадь надо объединять».

Однако в сегодняшних условиях все не так просто. Ситуацию прокомментировал Денис Чибисов из научно-проектного объединения транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы.

Транспортная ситуация на Триумфальной площади

«Триумфальная площадь находится на пересечении четырех магистральных улиц. Фактически все улицы, которые выходят на эту площадь, –  магистральные. Движение по ним интенсивное. Вся площадь заставлена автотранспортом, вся заасфальтирована и непривлекательна для пешеходов. Мы неоднократно озвучивали необходимость устройства подземного гаража с выездами и въездами со 2–й Брестской. Пытались изменить организацию движения транспорта на 1–й  и 2–й Брестской, но, учитывая проектные предложения по площади Тверской заставы, нам пришлось вернуться к существующей схеме».

Сергей Чобан тоже высказался против перекрытия 1-й Брестской, обратив внимание на то, что иначе не попасть, например, в аэропорт Шереметьево.

Масштаб, который мы потеряли

Архитектура – это всегда отражение того, что происходит в обществе. Неудивительно, что облик Триумфальной площади неоднократно менялся, реагируя на исторические катаклизмы. Однако самое удивительное, что за все время Триумфальная как площадь, как самостоятельная и полноценная единица городского пространства, так и не сложилась. С одной стороны, это важный транспортный узел, убрать с которого автомобильное движение вряд ли получится, хотя и хотелось бы его минимизировать. С другой стороны, то, что мы сейчас видим, – это, по меткому выражению Александра Скокана из бюро «Остоженка», «культурные руины», возникшие после многочисленных сносов. В каком направлении двигаться теперь?

Триумфальная площадь, 1934 год

Архитектурный критик Григорий Ревзин назвал Триумфальную местом конфликта двух логик: сталинской, задающей гигантский масштаб, целиком наполненный машинами, и логики провинциальной Москвы, в которой площадь – это сквер возле памятника Маяковскому.

«Я бы считал, что надо возвращаться к маленькому масштабу. Посетители различных культурных институций вокруг площади неспособны освоить такое огромное пространство. Я бы восстанавливал те здания, которые были снесены».

Тему масштабов и двух путей развития продолжил Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH и член Архитектурного совета Москвы. Многие говорят о том, что центр Москвы переуплотнен застройкой, однако такие площади, как Триумфальная, Пушкинская, Павелецкая, – фактически пустыри, утратившие свой масштаб в результате сносов.

«Первый путь – восстановление масштаба и дальнейшая застройка. Вместе с вертикальными стенами появляется камерность и – за счет общественной функции первых этажей – социальный контроль. Возникает тот человеческий масштаб площади, который принят во многих европейских городах».

Впрочем, как ни удивительно, но за то время, пока площадь была пустырем, она определенным образом сформировалась. Видовая точка со стороны Тверской улицы в сторону гостиницы «Пекин» – одна из ключевых для Москвы. Поэтому просто уменьшение масштаба, как в случае с Пушкинской площадью, не сработает.

Круглый стол Какой быть Триумфальной площади

Еще одна проблема Триумфальной площади – это вопрос, как, в условиях окружения со всех сторон транспортом, превратить ее в островок безопасности.

«Нужно тактичным, но точным хирургическим вмешательством изменить поток транспорта на этой площади. Необходимо было бы закрыть выезд с Садового кольца в сторону Тверской улицы и, по возможности, закрыть съезд с Тверской улицы. Создать тем самым магнитное поле между двумя фасадами КЗ им.Чайковского и фасадами Минэкономразвития. Это наиболее активный фронт. Только площадь, доступная для людей пешеходным способом, без сложных переходов и преодоления транспортных путей, – залог успеха функционирования в центре такого мегаполиса, как Москва».

Обещанные идеи

Еще несколько предложений внесли представители общественных движений и организаций. Сергей Никитин, основатель проектов «Москультпрог» и «Московская архитектурная велоночь», хотел бы вернуть на Триумфальную троллейбусное движение, в частности, троллейбус «Б» – тем более, что теперь он стал ночным.

Варваре Мельниковой, исполнительному директору Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», «хочется просто хороших и удобных пешеходных маршрутов». Чтобы можно было выйти из театра – и неспеша, с комфортом, не боясь того, что нарядное платье забрызгают машины, прогулять до кафе на 1-й Брестской. Чтобы приезжие туристы смогли познакомиться в чем-то вроде павильоне с историей Триумфальной площади и Москвы вообще. Чтобы культурные мероприятия и народные гуляния по выходным и праздникам. Ведь надо учитывать интересы не только власти и архитекторов, но и простых людей.  

А Егор Коробейников, главный редактор портала urbanurban, призвал задумываться над базовыми вопросами «зачем нужна» и «для кого работаем». И тогда уже решить, что должна представлять собой Триумфальная площадь с точки зрения функции. Можно последовать примеру Нью-Йорка – провести эксперимент: перестроить площадь согласно той или иной концепции – с помощью дешевых материалов, буквально за 2-3 месяца – а потом посмотреть, как люди будут использовать это пространство.

Американский мегаполис привела в пример еще одна «вольная слушательница» дискуссии – Татьяна Царева. По ее словам, в Нью-Йорке огромные озелененные пространства в центре города – это нормально, их масштаб никого не пугает. Так что восстанавливать утраченные здания не нужно – на площади уже сложился законченный неоклассический ансамбль, и нарушать его чистоту было бы ошибкой.

Михаил Посохин и Андрей Гнездилов

Так что же с конкурсом?..

И генеральный директор ГУП «Моспроект-2» Михаил Посохин, и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов говорили о том,что написание и составление технического задания должно базироваться на архитектурных и градостроительных проработках, возникших в результате некоего конкурса идей. Проведение полноценного архитектурного конкурса – а уж тем более реализации проекта – в заявленные сроки уложить невозможно, но зато реален конкурс на идею, видение, по итогам которого появится техническое задание.

Андрей Гнездилов: «Проекты должны  лечь в основу компилированного технического задания для большого конкурса, а не того «благоустройства в виде уборки», на которое рассчитывает Департамент капремонта».

А вообще хотелось бы закончить этот репортаж развитием мысли Николая Шумакова, президента Союза московских архитекторов: «Мне в нынешней ситуации нравится, что до составления технического задания на конкурс мы вообще собрались впервые. Это такое правильное, знаменательное событие».

Еще один здравый комментарий опубликовал в соцсетях Николай Лукьянов: «Летом и осенью мы все возмущались ситуацией, складывавшейся вокруг Триумфальной площади. Как видите, иногда напор общественного мнения дает очень позитивный эффект. И бороться надо не против каких-то персоналий, которые сами далеко не всемогущи, а за конкретное дело. Тогда, как говорится, победа будет за нами».

Так что Архитектурный совет Москвы и Москомархитектура, вопреки всем обстоятельствам, ждут от конкурса интересных концепций. Город по-прежнему хочет сделать этот проект при активном участии москвичей, для которых он и задуман: шаг за шагом, медленно, но верно. Достойные идеи так или иначе будут реализованы, так что все свои предложения присылайте на адрес info@archsovet.msk.ru

«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?»

Полную версию круглого стола смотрите на видео ниже

Презентации спикеров круглого стола можно скачать здесь

 




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.