ENG
 
Хроники конкурсов

Эксперты — о формировании проницаемых общественных пространств на примере Софийской набережной

04 Августа 2015

Портал Архсовета поговорил с членам жюри международного конкурса на застройку территории на Софийской набережной о тенденциях к формированию в городе «лояльных» к человеку общественных пространств. На наши вопросы отвечают исполнительный директор Притцкеровской премии, декан по внешним связям в Школе архитектуры и дизайна при Университете IE Марта Торн и архитектор, планировщик, основатель объединения Mæ Architects, Алекс Эли.

 — Вы участвовали в жюри большого архитектурного конкурса на разработку концепции парка «Зарядье». И вот сейчас проходит конкурс на застройку части Золотого острова на Софийской набережной. Как реализация этих проектов поможет решить проблему формирования «лояльной» к человеку городской среды?

Марта Торн. Оба эти проекта очень интересны, они находятся рядом с Москва-рекой и, безусловно, окажут огромное влияние на прилегающие территории. Они могут стать примером для будущего развития других частей города. Главный вопрос, который решал проект «Зарядье», – что представляет из себя парк в 21 веке; как понятие «общественное пространство» способно повлиять на распорядок живущих там людей, одновременно оставаясь удобным для туристов.

парк Зарядье

Софийская набережная

Участок Софийской набережной, который является объектом последнего конкурса, – это задача совершенно другого характера. Речь здесь идет о уже том, как частная застройка повлияет на общественное пространство в центре города. Еще один ключевой вопрос – каким образом можно создать новое сообщество, которое будет находиться в естественном взаимодействии с историческими зданиями, бережно относиться к историческому наследию. Архитекторам предстоит сделать так, чтобы эти исторические объекты не рассматривались как отдельные монументы прошлого, а стали частью современного общественного пространства. 

И, конечно, оба эти конкурса решают одну глобальную задачу: каким образом Москва будет развивать городскую застройку, саму реку, транспортную составляющую вдоль реки. Конечно, проекты реализуются на ограниченных территория, но фактически получается, что их влияние выходит за эти границы. 

 — Если говорить о реализации долгосрочной концепции Москвы-реки, реально ли в условиях современного рынка и мегаполиса получить цепочку связанных общественных пространств?

М.Т. Когда мы говорим о городах, которые активно развиваются в ногу со временем, мы всегда большое внимание уделяем транспортной инфраструктуре. Возьмем, к примеру, Лондон. Там закон ограничивает частный транспорт в свободных перемещениях по городу, а паркинги у новых зданий разрешены только для людей с ограниченными возможностями. Т.е. главная тема, которая звучит в развитии всех крупных городов, такова: общественный транспорт – это правильная стратегия будущего развития города. В случае Москвы эта проблема значительно большего масштаба, и, конечно, простирается гораздо дальше границ конкурсных проектов. Но я надеюсь, что когда люди увидят застройку этих двух участков, они будут смотреть в будущее, опираясь на новую стратегию развития мегаполиса. 

Концепция Проект Меганом

 — Москва-река в центральной части имеет парадный «водный фасад». На Софийской набережной он, например, сформирован исторической застройкой. Но если говорить о развитии реки за пределами центра, должна ли застройка носить более открытый характер, теснее взаимодействовать и с рекой, и с горожанами?

М.Т. Это ключ, потому что река никогда не имеет одну персоналию, поэтому должны быть различные стратегии и виды землепользования. Вот как я вижу планирование города: сначала должна быть разработана большая генеральная стратегия, а потом идти пошаговое выполнение этого стратегического плана. Постепенно будут выстраиваться главные задачи и цели. В случае с Москва-рекой, нужно определить, что нужно построить, какие удобства должны существовать за границей города вдоль реки, кто собственник земли, затем уже рассмотреть стратегическую и краткосрочную перспективу будущих вариантов развития этих набережных. Особенно, это касается ландшафтных планов, ведь они укладываются в гораздо более длительные временные промежутки, чем какие-то политические краткосрочные проекты. Территория за границей центра Москвы готова к планированию, там значительно больше возможностей и для налаживания взаимодействия между людьми, и для создания каких-то неожиданных точек притяжения. 

Софийская набережная

 — Возвращаясь к Софийской набережной, какая бы застройка была там наиболее уместной?

М.Т. По проекту там предусмотрено жилое строительство, но, конечно, участок не будет закрыт и огорожен за забором. Там будет целая пространственная иерархия: частная и полугосударственная, общественная и полуобщественная застройка. Территория обязательно должна быть проницаема, такой важный участок нельзя закрыть и сказать: «Это частное». Визуально он должен создать впечатление открытости, и физически он должен быть открыт обществу. В моем представлении это должно быть живое сообщество, где можно посидеть, поговорить…кафе, лавочки, велосипедные дорожки, игровая площадка для детей и т.д.

 — Какие механизмы существуют за рубежом для промоушена архитектуры? 

М.Т. На мой взгляд, самое лучшее продвижение хорошей архитектуры – это образование. Ведь единственный способ получить хорошую архитектуру – если общество и население захотят иметь такую архитектуру.

 — Сегодня основная тенденция развития городского пространства – создание максимально «лояльной» к человеку среды. Как эту проблему решает конкурс на Софийскую набережную?

Алекс Эли. Самое главное, на что обращали внимание – ландшафтный дизайн, правильное расположение элементов дизайна и хороший урбанистический концепт. Именно эти три пункта являются показателями профессионализма и компетентности. Шесть архитектурных бюро, которые попали в итоговый конкурсный список – в первую очередь, прекрасные урбанистические дизайнеры. И самое главное, что в своих проектах они не просто сосредоточились на урбанистике, но и учли, каким образом застройка будет естественно сочетаться с набережной. 

 — Какие исторические характеристики Софийской набережной должны быть учтены конкурсантами?

А.Э. Тут, конечно, есть свои ограничения, но и новые возможности. Выигрышная комбинация: безусловно сохранить уважение к историческому наследию, которое уже там находится, но при этом сделать все возможное, чтобы присутствовал удивительный вид на Кремль. Это как раз задача для урбанистов и архитекторов, которые при строительстве новых зданий должны учесть не только красивый вид, но и качество деталей. Большое внимание должно уделяться качеству архитектуры, учитывая исторический контекст. 

Софийская набережная

 — Впишется ли этот новый проект в существующий «водный фасад» Москвы-реки?

А.Э. Водный фасад сейчас представляют два исторических здания, и в задачу конкурса, конечно, включена их реставрация. А все новые здания будут строиться, в основном, на заднем плане и не будут включены в эту линию.    

 — Как насчет застройки, примыкающей к Болотной площади?

А.Э. Тут уже каждый из финалистов должен решать по-своему, искать новые интересные идеи.  Совершенно очевидно, что обязательно должен быть свободный доступ как к реке, так и к Болотной площади. То есть это не квартал, который полностью закрыт от общественности, он будет проницаем за счет дорожек.

 — Какого характера должна быть эта новая застройка?

А.Э. Конечно, она не должна пародировать историческую. Я думаю, что все шесть команд-конкурсантов совершенно по-разному смотрят на будущую застройку, и это интригует. Я думаю, что некоторые проекты будут очень осторожные, спокойные, и, наверняка, будут проекты более амбициозные, более экспрессивные. Посмотрим!

 — Какие перспективы сулит данный проект городу? 

А.Э. Безусловно, проект будет способствовать серьезному улучшению этой территории, всей Софийской набережной. Он направлен в сторону большего открытия ее общественности. Сейчас основная проблема этого участка – чрезмерное количество транспорта. В этом отношении надо работать с городом, чтобы улучшить ситуацию, усилить общественный сектор. Речь идет не только об этом проекте (прим. – на застройку Софийской набережной) но вообще о проектах, которые объединены общей темой Москвы-реки, например, парк «Зарядье». Это как части кроссворда, главной задачей которого является сделать город более доступным.

 — На ваш взгляд, формат архитектурных конкурсов подходит для решения этой задачи? 

А.Э. Соревнование – это прекрасный механизм для продвижения архитектуры, потому что такой способ позволяет выделить самых лучших проектировщиков. В этом конкурсе нашему жюри будет чрезвычайно сложно выбрать победителя. Зато общественность будет понимать, насколько хорошим является то или иное архитектурное решение.


Изображения: magazine.larchitetto.it, royalacademy.org.uk


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.