ENG
 
Хроники конкурсов

Центр района вместо «черной дыры». Эксперты — о конкурсе на станции московского метро

12 Января 2015

В наступившем году реализация масштабной программы по строительству столичного метрополитена затронет все станции Третьего пересадочного контура. Москву ожидает открытие ряда важнейших транспортных объектов, вопрос архитектурного облика которых становится весьма острым. Этот вопрос мы задали и четырем членам жюри недавнего конкурса на оформление станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино».

Значение транспортной архитектуры для современного мегаполиса трудно переоценить. Причем, все чаще на первый план, наряду с основной функцией объектов транспорта, выходит их социальная роль как своеобразных «центров силы» городского пространства. Жизнь районов, как правило, всегда сконцентрирована вокруг станций метро, поэтому архитектурно-планировочные решения павильонов, переходов и прилегающей территории играют первостепенную роль в формировании комфортной среды.

Площадь Kings Cross, Лондон

Станция метро Рижская

Прошедший конкурс на оформление станций «Солнцево» и «Новопеределкино» — первый для московского метро после почти 50-летнего перерыва. И, тем не менее, эксперты отмечают, что многообразные задачи современных транспортных объектов были осознаны практически всеми участниками.

Новаторских архитектурных предложений жюри, правда, не отметило, за исключением нереализуемого технически, но очень перспективного проекта бюро Fas(t) с подземными «зелеными зонами», который было рекомендовано использовать в оформлении других станций. Победившие же проекты — бюро Nefa architects и United Riga Architects — вполне реалистичны. Их планируется построить в соответствии с представленными концепциями.

Ново-Переделкино. Fas(t)

В провал, через вселенную...

Эркен Кагаров, вице-президент Академии графического дизайна, арт-директор Студии Артемия ЛебедеваЭркен Кагаров, вице-президент Академии графического дизайна, арт-директор «Студии Артемия Лебедева»

«По профессии я дизайнер и стремился в первую очередь оценивать визуальный образ предложенных решений. Также мне было важно увидеть в конкурсном проекте какие-то принципиальные отличия от всего, что делалось в последнее время. Надо обязательно показать какие-то новые горизонты, иначе, зачем проводить конкурс?

Я всегда говорю студентам, что в любом деле есть две стратегии: концентрации и распределения. Вторая подразумевает обеспечение равными условиями абсолютно всех. Это возможно, когда речь идет, например, о медицинской страховке, или защите границ страны в мирное время. Но когда мы говорим о военных действиях или, скажем, бюджетах на рекламную кампанию — нельзя «размазывать ресурсы ровным слоем», эффекта не будет. Необходимо сосредоточить усилия на самых ключевых позициях. Пусть их будет не много, пусть 20 %, но эти проекты не будут испытывать нехватку сил и средств, и в конечном итоге помогут достичь необходимого результата. А остальные 80 % останутся за чисто функциональными, требующими минимум затрат решениями, просто обеспечивающими работу системы.

Новопеределкино. U-R-A | United Riga Architects (Латвия, Рига). Победитель конкурса

Новопеределкино. U-R-A | United Riga Architects (Латвия, Рига). Победитель конкурса

По итогам конкурса, у меня сложилось ощущение, что мы пытаемся пойти по пути «распределения», что ошибочно в данной ситуации. Победившие проекты не слишком дорогие и вполне выразительные, но каких-то действительно новаторских идей в них нет. Если вспомнить историю московского метро и одного из лучших его архитекторов — Алексея Душкина — то в каждой своей станции он изобретал, переосмысливал какие-то приемы и материалы: впервые применил декор из нержавеющей стали на Маяковской, придумал подсвеченные снизу колонны на Кропоткинской, установил витражи в подземном пространстве, где вообще никогда не бывает солнца, на Новокузнецкой.

Станция метро Маяковская

Поиски таких эффектных смелых решений вполне в традиции московского метро, и мне их не хватило. Я их увидел только в проекте Fas(t). А поскольку метро — объект очень консервативный, любой новый прием тут бы прозвучал очень громко и отчетливо. Москва, по сути, состоит из таких «островов» или «планет» вокруг станций метро. И опускаясь в эту «черную дыру», ты каким-то фантастическим образом мчишься через вселенную до следующего портала и выхода на новую планету.

Мне кажется, метро должно перестать быть такой воронкой, должно связывать не только районы между собой, но и людей внутри этого района, образовывать свой небольшой город, как вокруг средневековой площади«.

Городу необходимы системные решения

Алексей Муратов, партнер КБ Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка» руководитель направления «Стратегии развития территорий»

«Обидно, что конкурсное задание свелось только к архитектурно-дизайнерским решениям. Было бы интереснее еще попросить участников поразмышлять о дальнейшем развитии окружающих станции территорий, рассмотреть возможность их интеграции в сложившуюся застройку и систему перемещений.

Что касается интерьерных решений, то они, мне кажется, были выполнены на довольно высоком уровне. И в случае их воплощения в жизнь получатся интересные, не банальные станции. Победившие концепции очень разные, но обе вполне соответствуют общемировым тенденциям. Сейчас принято трактовать станции подземки как полноценные общественные пространства, которые должны иметь и какой-то довольно высокий уровень художественности и привлекательности. Надо сказать, что этот тренд соответствует традициям московского метро. Можно сказать, что в данном вопросе мы были «впереди планеты всей». И данный конкурс указывает на сохранение у нас в этом плане довольно высоких амбиций.

Солнцево. Проект Rhizome Group

Впрочем, как будет развиваться дальше метро, будет все-таки зависеть не от эстетических предпочтений, а от финансовых возможностей. При благоприятной ситуации заданная линия на некоторое «украшательство» и повышение привлекательности станций, разработку оригинальных, более индивидуальных решений будет продолжаться. Если средств будет не хватать — победит чистый функционализм.

Спальные районы Солнцево и Ново-Переделкино возникли в период активного освоения свободных земель, когда жилищное строительство велось без оглядки на наличие инфраструктурных объектов. Сейчас ситуация более спокойная, темпы строительства существенно ниже, и у города есть шанс выровнять сложившиеся дисбалансы. Но для этого необходимы последовательные, системные решения. К сожалению, они принимаются не всегда, городу очень не хватает комплексной политики в сфере развития территории. Все происходит в основном по отраслевому принципу: каждый департамент занимается своими проблемами и никаких связующих механизмов взаимодействия практически нет. Как следствие, предпосылок для создания целостной городской среды как не было, так и нет».

Солнцево. Проект Wall

К подобным конкурсам необходимо привлечь архитекторов первой десятки

Андрей Гнездилов, главный архитектор ГУП НИ и ПИ Генплана города МосквыАндрей Гнездилов, главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана города Москвы»

«В целом я не очень высоко оцениваю уровень конкурсных работ. После первого этапа казалось, что вполне можно ожидать каких-то очень интересных и перспективных решений. Но ко второму туру многие заявки стали даже слабее. При этом меня безусловно порадовал огромный интерес к конкурсу. Было интересно увидеть образ в каждой работе. Станция метро не только интерьер, но и внешние павильоны, было важно, как авторы реагируют на архитектурный и градостроительный контекст. Наверное, если бы появилась какая-то очень яркая работа, я бы с удовольствием отказался от жестких рамок оценки, но такого не произошло.

Солнцево. Автор проекта Антон Барклянский

У нас сложилась очень трудная ситуация, особенно с отдаленными спальными районами. Многие годы строительство жилья опережало темпы развития транспортной инфраструктуры в силу очень многих причин. И мы до сих пор „латаем дыры“, догоняем. Я вижу желание и попытки как-то синхронизировать процессы развития городской инфраструктуры, но система обладает огромной инерцией, сдвинуть ее очень сложно и пока мы не решим уже имеющиеся проблемы, трудно начать думать на шаг вперед.

Совершенно очевидно, что необходимы комплексные транспортно-пересадочные узлы, и необходимо переориентироваться, прежде всего, на комфорт конечного пользователя. И активные шаги в этом направлении делаются, но не так активно, как нам хотелось. Сказывается и нехватка денег, и сжатые сроки. Все эти факторы мешают опытным, высококлассным архитекторам принимать участие в подобных конкурсах, они слишком хорошо понимают, что мало могут сделать в рамках отведенного бюджета и ограниченного периода времени.

Ново-Переделкино. Variant Studio

Если вспомнить историю, то первые станции строили академики архитектуры, лучшие из лучших. И я считаю, что необходимо поднимать престиж подобных проектов, привлекать к проектированию и строительству объектов транспортной архитектуры мастеров первой десятки. Подвижки в этом направлении есть, например, очень интересный вокзал спроектировал Никита Явейн в Сочи. Будем работать в этом направлении».

Московское метро — безусловный бренд города

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусстваВасилий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства

«Мне кажется правильным решение мэра Сергея Собянина использовать портал „Активный гражданин“ для прямой связи с горожанами. Заручиться поддержкой жителей района совершенно необходимо, тогда проект станет его органичной частью. Для меня важно было видеть, что станция не только интересна с точки зрения архитектуры и визуального решения, но может потенциально стать центром района, точкой притяжения и даже достопримечательностью.

Ново-Переделкино. Gerber Architekten

Очень жалко, что конкурс проводился уже в процессе строительства и затрагивал только художественное оформление. Чтобы реализовать смелые идеи, конечно же, необходимо прорабатывать и архитектурное решение, и дизайн станции до начала работ. Метро — одна из важнейших транспортных структур для любого города. Оно было и остается самым быстрым способом передвижения, и обязано развиваться дальше. Сейчас в Москве для этого делается очень много. Чем больше появится новых станций и веток, тем комфортнее станет город, сократятся пробки. Этот процесс происходит повсюду в мире, и, я думаю, это правильный вектор развития.

У нас самые красивые в мире станции метро, они такой же бренд города, как Кремль или Большой Театр. И каждая новая станция должна продолжать эту традицию. Хотя безусловно, сегодня метро больше не является инструментом пропаганды, как в советское время, сейчас стремятся, в первую очередь, создать просто комфортную среду. И это оправданно. Люди все активнее передвигаются по миру: аэропорты, вокзалы выдерживают огромные толпы пассажиров, люди все больше и больше времени проводят в терминалах и залах ожидания. Любая поездка не должна быть связана с каким-то серьезным стрессом. Вокзал, метро, аэропорт, даже автобусная остановка обязаны быть в первую очередь удобными.

Ново-Переделкино. Студия Бориса Воскобойникова

Сейчас принято правильное решение: проводить конкурсы и брать лучший мировой опыт. Но мы видим среди финалистов наших архитекторов, значит у нас одна из сильнейших школ. Очень важно развивать это направление дальше и реализовывать интересные проекты».


Изображения: На главной илл. проект бюро Fas(t). stroi.mos.ru, drupalcis.org


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.