ENG
 
Хроники конкурсов

Экология реки: стратегия и практики

23 Апреля 2015

Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.

Брайан Эванс — один из ведущих мировых ландшафтных архитекторов и урбанистов, работающий с английским бюро Gillespies. Работать над концепцией Москвы-реки его лично позвал руководитель «Проект Меганом» Юрий Григорян. Как рассказал архитектор, он был впечатлен предложениями Брайана еще в ходе конкурса на развитие Московской агломерации. «Брайан предложил посмотреть на территорию Новой Москвы как на экосистему, которую связывает речная система. Для административного центра он нашел удивительно красивую идею — и я должен сказать, что это перевернуло в какой-то степени мои представления о том, что возможно, а что нет — запрудить большое количество мелких рек и создать систему озер, на которых были поставлены все самые главные здания нового центра. Здесь даже совершенно не важно, какой могла быть архитектура этих зданий, потому что, благодаря самому сочетанию вот этого нового ландшафта, удивительной глади озер, красивых переливов, небольших плотин, любое здание там выглядело совершенно магически».

 

Надо сказать, что это больше, чем архитектура, больше, чем градостроительство, это совмещение искусства и природы. Я надеюсь, что мы сможем в будущем понять ландшафт как соединяющее звено и главный градостроительный компонент.

Брайан Эванс, недавно выступивший с лекцией перед московской аудиторией, уверен — важно вернуть экологическое качество не только поверхности набережных, но и самой реке. «Идея зеленых островов, предложенная Брайном, уравновесила нашу историю „портов будущего“, которую мы предложили для активации периферии, и, собственно, с этим мы и выиграли конкурс», — заметил Юрий Григорян.

Напомним, что концепция «Проект Меганом» предполагает реализовать в городе два разных сценария для развития прибрежных зон реки — один для центра, другой для периферии. Предложенные Юрием Григоряном «порты будущего» или места активного взаимодействия с рекой (образом которых выступила картинка с венецианской Площадью Сан-Марко) призваны вернуть качество городской среды и активизировать реку в отдаленных районах, к примеру, в жилом Юго-востоке. В свою очередь, для центра консорциум предложил стратегию «натурализации» русла и создания ряд искусственных экологических островов. На набережной Водоотводного канала, например, может появиться широкий променад, лежащий на зеленом ковре.

По мнению Брайана Эванса, в идеале вода, втекающая в город, должна быть одинакового качества и на выходе. Помимо традиционных способов очистки, модернизации очистных сооружений, Брайан предложил создать на Москве-реке систему искусственных островов, которые, помимо визуального озеленения, содействовали бы фильтрации воды и возвращению в реку природного компонента.

Острова создают естественную экофлору и фауну за счет корней растений и водорослей, пропускают через себя большие массы речной воды и таким образом очищают реку.

Брайан Эванс подчеркнул, что при создании таких островов не придется менять существующую структуру реки — ни уровень воды, ни уровень гранитной набережной. Около гранитного берега дно реки насыпается и образуется новая «платформа» — плавучее экологическое сооружение до 200 метров в длину. Помимо того, что острова способствует жизни микроорганизмов, они еще и делают набережные безопасным при падении в воду, добавил Эванс. Для их реализации может потребоваться лет пять, учитывая, что нечто подобное уже создавалось, к примеру, в Германии, Южной Корее, Китае и других странах.

Мы задали несколько вопросов на тему экологии реки директору Института комплексного развития территорий и эксперту пошедшего конкурса Анне Курбатовой:

— В каком направлении, на Ваш взгляд, должны развиваться прибрежные территории?

— Для начала отмечу, что прибрежные территории Москвы-реки можно разделить на два типа: природно-экологический каркас, как, например, в Мневниках, и градо-экологический каркас — это такие структуры, как, например, Воробьевы горы, Парк Горького. Конечно, им присвоен статус особо охраняемой природной территории, но это искусственно-созданные системы.

Учитывая, что вокруг Москвы-реки на сегодняшний день большинство объектов — это объекты градо-экологического каркаса, то фактически река сейчас превращена в социальную структуру. И, действительно, она нужна как социальная структура.

Мневники

Соответственно и обустройство прибрежных территорий должно вестись в этом же русле — с уклоном на социальную составляющую. Таким образом должны обустраиваться набережные на протяжении всей Москвы-реки, кроме ее верхней части — там, где расположены Мневники, Строгино. Здесь основные усилия надо направить на создание рекреационно-природной системы. Нужно уводить отсюда те виды деятельности, которые будут дестабилизировать эту природную составляющую территории.

Москва-Сити

Думаю, что нужно думать не столько о сохранении природных систем, сколько о повышении комфортности пребывания здесь человека. Так или иначе, повышение комфортности подразумевает под собой создание искусственных экосистем.
С моей точки зрения, жилья в зоне реки построено уже достаточно. Так что думать о развитие прибрежных территорий стоит в рекреационном ключе.

— Еще в Советском союзе Москва-река активно использовалась горожанами для проведения водных соревнований и купания. Возможно ли снова сделать пляжный отдых в черте города доступным и безопасным?

— Из-за хозяйственного использования Москвы-реки меняется химический состав воды, ее энергетичность — Москва-река дотекает до Коломны практически не замерзая. Кроме того, фактически исчезает гидробионт (организмы, обитающие в водной среде).

Строгино

Даже если мы начнем очищать ее от химического загрязнения, то она просто превратится в «очень чистый кипяток».

Конечно, в такой воде, как сейчас, купаться нельзя. Есть вариант, когда в реке оборудуются понтоны, между которыми натягивается специальная пленка, куда заливается чистая вода. Таким образом создается плавучий бассейн, купаясь в котором, люди ощущают, что находятся в реке. Но, учитывая то, что купальный сезон в наших климатических условиях не такой большой, я думаю, что купание — это не основная функция Москвы-реки.

ЗИЛ

По данным наших социологических исследований, главный рекреационный запрос горожанина — это прогулки, занятия спортом на открытом воздухе и культурное обогащение.

— Расскажите о мировых примерах преобразования рек с их последующим удачным использованием.

— Один из самых удачных примеров — это пример Мадрида. Проект MadridRio — это концепция по развитию территорий вдоль реки Мансанарес. Проект, на самом деле, грандиозный. В ходе реализации концепции специалисты убрали дороги с набережных, построив объездные магистрали, создали парковые зоны, связали два берега. Кстати говоря, для Москвы — вопрос связи двух берегов тоже довольно острый. Кроме того, за счет глобальной реконструкции не только прибрежных территорий, но и зон, находящихся «под влиянием» реки, испанцы провели реконструкцию близлежащих жилых кварталов. Таким образом удалось связать жилую и рекреационную территорию.


Изображения: "Проект Меганом"


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.