ENG
 
Хроники конкурсов

Удобство пешеходов, видовые панорамы и новизна решений: члены жюри – о конкурсе по развитию Москвы-реки

02 Сентября 2014

10 сентября завершается прием заявок для участия в международном конкурсе на разработку градостроительной концепции набережных и территорий, прилегающих к Москве-реке. Портал Архсовета Москвы попросил членов жюри прокомментировать, по каким основным критериям они будут оценивать проекты и что ожидают от конкурса в целом.

Сергей Капков, Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы:

Мы ожидаем, что конкурсанты предложат нестандартные подходы к развитию прибрежных территорий в рекреационных целях, которые позволят более полно использовать их потенциал — например, близость акватории Москвы-реки, панорамные раскрытия на город и другие.

Кроме того, на мой взгляд, необходимо усилить коммуникационные связи вдоль набережных Москвы-реки — развивать пешеходные маршруты, велодорожки, поддерживать водные виды транспорта.

Береговую зону нужно интегрировать в жизнь города — сейчас эти территории зачастую изолированы от прочих общественных пространств.

И, конечно же, мы рассчитываем улучшить эстетическое восприятие береговой зоны как с суши, так и с акватории Москвы-реки. Результатом должно стать создание качественно нового типа общественных пространств, связанных с Москвой-рекой.

Критерии оценки проектов — это новизна предложений, их реализуемость, ориентированность на удовлетворение запросов широкого круга лиц, а не какой-либо конкретной группы, и эстетическая составляющая.

Добавлю также, что у Департамента культуры уже есть успешный опыт преображения городских набережных. Созданная в 2013 году пешеходная Крымская набережная этим летом стала центром культурной жизни города. Популярными стали обновленные набережные в парках — в ЦПКиО им. Горького, в Филях, в Северном Тушино. И мы предлагаем конкурсантам учитывать наш недавний опыт создания общественных пространств у Москвы-реки.

Александр Кибовский, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы

Многие объекты культурного наследия — храмы, дворянские усадьбы — строились на возвышении, с ориентацией на реку. Поэтому для нас важно, как эти архитектурные ансамбли будут восприниматься в их пейзажном окружении и как они будут интегрированы в систему речных маршрутов.

Доступность памятников архитектуры — это приоритет любых городских программ. Но в данном случае мы должны, в первую очередь, говорить о доступности визуального панорамного восприятия всех памятников, расположенных по линии Москвы-реки.

Для нас важно, чтобы речные маршруты, кроме чисто развлекательных, приобрели и познавательные функции, чтобы появилась возможность обозревать объекты культурного наследия во всем их великолепии со всех доступных точек, которые открываются с воды.

В своих концепциях участники должны предусмотреть раскрытие таких видовых панорам и внимательно просчитать, чтобы элементы благоустройства не вступали в диссонанс с архитектурными ансамблями и отдельными памятниками.

Исходя из принятой концепции, мы должны будем понять, в каком режиме объект культурного наследия должен работать, как он должен быть приведен в порядок, в том числе и в увязке с речными маршрутами. Например, на территории парка Фили сохранились исторические причалы, лестничные сходы от усадьбы Нарышкиных к пристани. Их восстановление могло бы помочь интеграции усадьбы в туристические речные маршруты.

Мы сегодня в основном говорим об общественном речном транспорте и забываем о существовании частных плавсредств. Появление на Москве-реке парусных яхт, на мой взгляд, добавит нашему городу привлекательности, новизны, и я бы на месте участников конкурса подумал об этом.

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Я считаю, что международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, очень важен и своевременен для города. Москва-река — главная водная артерия московского региона, только в черте города общая протяженность ее набережных составляет 220 км. Но в настоящее время, к сожалению, в общественное использование вовлечено менее 20% прибрежных территорий, а озелененными являются только 14%.

Мой друг, известный датский урбанист Ян Гейл, когда посетил Москву в прошлом году и проплыл по Москве-реке, отметил, что пространство вдоль реки практически полностью принадлежит автотранспорту и недоступно для пешеходов, в то время, как, например, в Лондоне более 70% пространства у воды является пешеходным, в Париже и Нью-Йорке эта цифра составляет около 50%. И не только за рубежом, но и во многих российских городах, стоящих на реке, в последние годы отреставрированы набережные — например, в Самаре, Астрахани, Пскове, Тюмени и.т.д.

Я надеюсь, что в международном конкурсе примут участие талантливые архитекторы из разных стран и городов, которые смогут создать новое пешеходное пространство вдоль Москвы-реки, сделать ее набережные привлекательными как для туристов, пешеходов, так и для инвесторов. Думаю, нас ждут интересные архитектурные решения.

Удобство для пешеходов я буду оценивать в первую очередь. В том числе создание условий для разных социальных групп — маломобильных граждан, велосипедистов, мам с колясками. Необходимо, чтобы все было удобно и продумано, оборудованы спуски к воде и.т.д.

Во-вторых, конечно, как эколог, я буду оценивать проекты с точки зрения создания зеленых зон вдоль воды. Например, возможности соорудить систему орошения зеленых насаждений. Неплохо, если будут предложены элементы альтернативного освещения набережных. И, разумеется, очень важен эстетический аспект. Ведь Москва-река с ее красивыми набережными, вдоль которых будут расположены парки, кафе, пешеходные зоны, какие-то интересные новые объекты — плоды фантазии архитекторов-победителей конкурса — должна стать визитной карточкой нашей столицы.


Изображения: wikimedia.org


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.