Удобство пешеходов, видовые панорамы и новизна решений: члены жюри – о конкурсе по развитию Москвы-реки
10 сентября завершается прием заявок для участия в международном конкурсе на разработку градостроительной концепции набережных и территорий, прилегающих к Москве-реке. Портал Архсовета Москвы попросил членов жюри прокомментировать, по каким основным критериям они будут оценивать проекты и что ожидают от конкурса в целом.
Сергей Капков, Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы:
Мы ожидаем, что конкурсанты предложат нестандартные подходы к развитию прибрежных территорий в рекреационных целях, которые позволят более полно использовать их потенциал — например, близость акватории Москвы-реки, панорамные раскрытия на город и другие.
Кроме того, на мой взгляд, необходимо усилить коммуникационные связи вдоль набережных Москвы-реки — развивать пешеходные маршруты, велодорожки, поддерживать водные виды транспорта.
Береговую зону нужно интегрировать в жизнь города — сейчас эти территории зачастую изолированы от прочих общественных пространств.
И, конечно же, мы рассчитываем улучшить эстетическое восприятие береговой зоны как с суши, так и с акватории Москвы-реки. Результатом должно стать создание качественно нового типа общественных пространств, связанных с Москвой-рекой.
Критерии оценки проектов — это новизна предложений, их реализуемость, ориентированность на удовлетворение запросов широкого круга лиц, а не какой-либо конкретной группы, и эстетическая составляющая.
Добавлю также, что у Департамента культуры уже есть успешный опыт преображения городских набережных. Созданная в 2013 году пешеходная Крымская набережная этим летом стала центром культурной жизни города. Популярными стали обновленные набережные в парках — в ЦПКиО им. Горького, в Филях, в Северном Тушино. И мы предлагаем конкурсантам учитывать наш недавний опыт создания общественных пространств у Москвы-реки.
Александр Кибовский, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы
Многие объекты культурного наследия — храмы, дворянские усадьбы — строились на возвышении, с ориентацией на реку. Поэтому для нас важно, как эти архитектурные ансамбли будут восприниматься в их пейзажном окружении и как они будут интегрированы в систему речных маршрутов.
Доступность памятников архитектуры — это приоритет любых городских программ. Но в данном случае мы должны, в первую очередь, говорить о доступности визуального панорамного восприятия всех памятников, расположенных по линии Москвы-реки.
Для нас важно, чтобы речные маршруты, кроме чисто развлекательных, приобрели и познавательные функции, чтобы появилась возможность обозревать объекты культурного наследия во всем их великолепии со всех доступных точек, которые открываются с воды.
В своих концепциях участники должны предусмотреть раскрытие таких видовых панорам и внимательно просчитать, чтобы элементы благоустройства не вступали в диссонанс с архитектурными ансамблями и отдельными памятниками.
Исходя из принятой концепции, мы должны будем понять, в каком режиме объект культурного наследия должен работать, как он должен быть приведен в порядок, в том числе и в увязке с речными маршрутами. Например, на территории парка Фили сохранились исторические причалы, лестничные сходы от усадьбы Нарышкиных к пристани. Их восстановление могло бы помочь интеграции усадьбы в туристические речные маршруты.
Мы сегодня в основном говорим об общественном речном транспорте и забываем о существовании частных плавсредств. Появление на Москве-реке парусных яхт, на мой взгляд, добавит нашему городу привлекательности, новизны, и я бы на месте участников конкурса подумал об этом.
Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Я считаю, что международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, очень важен и своевременен для города. Москва-река — главная водная артерия московского региона, только в черте города общая протяженность ее набережных составляет 220 км. Но в настоящее время, к сожалению, в общественное использование вовлечено менее 20% прибрежных территорий, а озелененными являются только 14%.
Мой друг, известный датский урбанист Ян Гейл, когда посетил Москву в прошлом году и проплыл по Москве-реке, отметил, что пространство вдоль реки практически полностью принадлежит автотранспорту и недоступно для пешеходов, в то время, как, например, в Лондоне более 70% пространства у воды является пешеходным, в Париже и Нью-Йорке эта цифра составляет около 50%. И не только за рубежом, но и во многих российских городах, стоящих на реке, в последние годы отреставрированы набережные — например, в Самаре, Астрахани, Пскове, Тюмени и.т.д.
Я надеюсь, что в международном конкурсе примут участие талантливые архитекторы из разных стран и городов, которые смогут создать новое пешеходное пространство вдоль Москвы-реки, сделать ее набережные привлекательными как для туристов, пешеходов, так и для инвесторов. Думаю, нас ждут интересные архитектурные решения.
Удобство для пешеходов я буду оценивать в первую очередь. В том числе создание условий для разных социальных групп — маломобильных граждан, велосипедистов, мам с колясками. Необходимо, чтобы все было удобно и продумано, оборудованы спуски к воде и.т.д.
Во-вторых, конечно, как эколог, я буду оценивать проекты с точки зрения создания зеленых зон вдоль воды. Например, возможности соорудить систему орошения зеленых насаждений. Неплохо, если будут предложены элементы альтернативного освещения набережных. И, разумеется, очень важен эстетический аспект. Ведь Москва-река с ее красивыми набережными, вдоль которых будут расположены парки, кафе, пешеходные зоны, какие-то интересные новые объекты — плоды фантазии архитекторов-победителей конкурса — должна стать визитной карточкой нашей столицы.
- Темы:
- Москва-река |
- конкурсы