ENG
 
Хроники конкурсов

Арт-объекты в современной мировой архитектуре

18 Сентября 2014

В преддверии итогов всероссийского конкурса на разработку эскизов объекта архитектурно-художественного завершения главного фасада административного здания компании «Лукойл» Портал «Архсовет Москвы» подготовил небольшой очерк о двух персоналиях, знаковых для современной монументалистики.

Генри Мур: краеугольные камни

По словам известного историка искусства Валерия Турчина, на всем протяжении XX века «желание „населить“ пространства знаками, утверждающими Бытие, материализованными лозунгами и подобиями самих себя побеждало любые сомнения в целесообразности, а вопрос о затратах (ибо это „дорогое“ искусство) не стоял». Особое место в истории монументальной скульптуры ушедшего столетия занимают работы знаменитого британца Генри Мура. Как писал сам художник еще в 1951 году, «сегодня стало очевидным, что отсутствие скульптуры обеднило архитектуру». По мнению Мура, в идеале «произведение искусства должно быть центром, вокруг которого должна кружиться вся гармония сооружения».

Именно тогда, в середине столетия, мастер задумал и осуществил декоративную композицию из бронзы для здания компании Time/Life (1952) в Лондоне (Time-Life Screen: Working Model 1952). Четырехфигурная «просвечивающая» балюстрада открывается для обозрения с одной из центральных улиц Лондона. В ее основу положены изобразительные мотивы, вызывающие в памяти искушенного зрителя ассоциации с памятниками искусства доколумбовой Центральной Америки. Рельеф, апеллирующий к культуре древних цивилизаций, оживляет сугубо деловой облик здания издательства, явно намекая, что его обитатели претендуют на место в истории — по меньшей мере, в качестве заказчиков произведений высокого искусства.

Еще один пример муровского арт-объекта, внедренного непосредственно в структуру архитектурного сооружения — выполненный в 1955 году рельеф из кирпича для здания Королевского института нидерландских архитекторов в Роттердаме (Rotterdam Bouwcentrum building). Здесь тоже присутствует стилизация на тему художественного наследия древних цивилизаций, но в соответствии с функцией постройки она гораздо более однозначна и очевидна.

Мур. Рельефная композиция на здании Bouwcentrum в Роттердаме. 1955©  en.wikipedia.org

Одно из самых значительных детищ этого выдающегося скульптора — «Лежащая фигура», установленная в 1958 году перед зданием ЮНЕСКО в Париже. Созданная наподобие глыбы песчаника, обтесанной морскими волнами и ветром, она всем своим видом контрастирует с рационально-геометрическим остекленным фасадом штаб-квартиры международной организации. Изначально скульптора просили сделать фигуру из бронзы. Однако в темное время суток на фоне темного остекленного фасада ее было бы практически не видно, и Мур выбрал светлый травертин из Каррары. Этим же камнем облицована и часть фасада здания ЮНЕСКО. Арт-объект располагается на постаменте, на фоне невысокой каменной стенки, напоминающей кладку средневековых средиземноморских построек. Даже для если не знать, что прообраз фигуры скрыт в древнемексиканской мифологии, она все равно вызывает целую гамму ассоциаций на тему единства природы, истории и культуры, рождающих многозначный художественный образ.

Фрэнк Гери и партнеры: воплощенные фантазии

Настоящая популярность пришла к этому мастеру к пятидесяти годам. Сначала, в 1978 году, он привлек внимание профессионалов необычной деструктивистской перестройкой собственного дома под Лос-Анджелесом. В 1984-м Ф.Гери строит аэрокосмический павильон Калифорнийского музея науки и промышленности. Стены и объемы здания наклонены под разными углами и создают эффект экспрессивного разнонаправленного движения. Активный участник этого архитектурного «авангардно-хореографического» действа — натуралистически воспроизведенный реактивный истребитель F-104, закрепленный на консоли главного фасада.

Фрэнк Гери. Аэрокосмиический павильон Калифонийского музея науки и промышленности в Лос-Анджелосе. ©  en.wikipedia.org

Творческий эксперимент прошел успешно: архитектор начинает получать заказы из самых, казалось бы, неожиданных мест. В 1987 году ему довелось руководить реализацией своего проекта в японском городе Кобо. Возведенный там рыбный ресторан состоит из двух контрастных объемов — привычной глазу остекленной модернистской призмы и взметнувшейся ввысь гигантской изогнутой фигуры рыбы, готовой одним мгновенным движением разнести в дребезги человеческое творение. Еще два года спустя именно за подобные пластические композиции или, как тогда стали говорить, образы скульптурной архитектуры, Фрэнк Гери получает Притцкеровскую премию. Выступая на церемонии вручения престижной награды, мастер говорил об использовании элементов фигуративного искусства в качестве средства и побуждающего импульса для достижения эффекта непосредственности архитектурных форм.

В 1991 году Гери строит офисный комплекс рекламной фирмы «Чат Дай» (Chiat Day) в Калифорнийской Венеции. Основное здание выглядит как коллаж из разнохарактерных по структуре и по колористике объемов, один из которых, выступающий на первый план, скомпонован по-деконструктивистски, а на взгляд неподготовленного зрителя — просто сумасбродно. По контрасту с ним, высящийся в центре композиции гигантский бинокль (авторство этого арт-объекта принадлежит скульптору Клаусу Ольденбургу) убедительно архитектоничен. Гигантский оптический прибор, в чреве которого разместились служебные помещения рекламной фирмы, стал ее товарным знаком, а офисный комплекс в целом — наглядным визуальным символом креативного духа, столь необходимого в работе рекламщиков.

Фрэнк Гери. Скульптура рыбы над торговым центром в Барселоне. 1992 ©  en.wikipedia.org

Настоящей мировой архитектурной столицей тех лет была стремительно обновлявшаяся в канун Олимпийских игр 1992 года Барселона. Неутомимый архитектор из Лос-Анджелеса оказался востребован и там. Гери вновь берется за создание огромной скульптуры рыбы. На этот раз мастер задумывает и реализует арт-объект в чистом виде, без «заселения» его интерьера. Замысловатые криволинейные изгибы морского чудовища впервые вычерчивались с использованием французской компьютерной программы, применяемой в самолетостроении. Дирижаблеподобное «существо», перекликающееся с образами Сальвадора Дали, возвышается на тонких металлических опорах на кровле торгового центр в барселонском порту. В результате довольно традиционное по форме здание (также проект Гэри) вырастает как в своих физических размерах, так и в архитектурной значимости. Такой архитектурный ансамбль просто обречен стать приманкой для туристов и «камнем преткновения» — для искусствоведческих дискуссий.

Луиза Буржуа. Скульптура «Паук» перед музеем в Бильбао. 1997 ©  en.wikipedia.org

Свое наиболее знаменитое на сегодняшний день произведение Фрэнк Гери тоже возводит в 1990‑х годах, и тоже в Испании. Проектируя Музей Гуггенхайма в Бильбао, он не смог обойтись без уже традиционных для его творчества арт-объектов. На этот раз Гери привлекает к сотрудничеству скульпторов. Гигантский металлический паук перед фасадом здания, спроектированный Луизой Буржуа, шаржирует структуру здания и в очередной раз создает аллюзии, связанные с именем все того же Сальвадора Дали.

Скульптурная «клумба» в форме щенка перед музеем в Бильбао. 1997 © ru.wikipedia.org

Пародийно-устрашающая фигура насекомого-монстра резко контрастирует со столь же огромным, но излучающим добродушие «Щенком» работы Джефа Кунса. 13 щенок, от морды до хвоста сплошь покрытый цветами, явно настраивает посетителей музея на самый позитивный лад.

Фрэнк Гери. Интерьер DG-банка в Берлине. 2000 ©  en.wikipedia.org

Следующим «остановочным пунктом» на пути мастера вполне предсказуемо и закономерно оказывается Берлин, превратившийся ближе к рубежу тысячелетий в новую архитектурную Мекку. Фрэнк Гери выигрывает конкурс на проектирование здания DG Банка на Паризерплац по соседству с Бранденбургскими воротами. Жесткие строительные регламенты Ханса Штимманна обязывали всех без исключения архитекторов воссоздавать утраченную историческую объемно-планировочную структуру центра немецкой столицы. По-настоящему дать волю буйству фантазии «кудесник» из Калифорнии мог только в интерьере. Этой возможностью он и воспользовался. Очередным сенсационным арт-объектом мастера становится размещенный в многосветном пространстве центрального холла скульптурообразный объем конференц-зала, окрещенный журналистами «лошадиным черепом». Как выяснилось, можно строить и так. Пример берлинских финансистов явно подстегнул многие крупные корпорации в разных частях планеты включиться в своеобразное соревнование за право считаться лучшими архитектурными меценатами и культуртрегерами. Почин DG Банка и его предшественников подхвачен ныне «Лукойлом». О том, что получилось у участников завершившегося в Москве конкурса, мы расскажем в самое ближайшее время.


Изображения: © The Henry Moore Foundation, © en.wikipedia.org, © ru.wikipedia.org


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.