ENG
 
Город

«Зарядье»: гибрид между парком и концентрированной общественной зоной

11 Февраля 2015

Citymakers входят в консорциум Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, по концепции которого будет создаваться парк «Зарядье». Партнер бюро, урбанист Петр Кудрявцев рассказал Порталу Архсовета, как в «Зарядье» будут работать экоустойчивые технологии и в чем сложность управления парком.

— На данном этапе как Citymakers участвуют в проекте?

— Мы ведем подготовительные работы к проектированию. Сейчас уже сформирована команда, есть «Мосинжпроект» как генпроектировщик, есть «ТПО Резерв», которые связаны на сегодня с этим проектом и будут выполнять большой объем работ. Мы участвуем в организационных встречах, вопросах подготовки исходных материалов, обсуждениях. Здесь очень много вводных, сложных исходных данных. Мы рассчитываем, что в очень скором времени это перейдет в следующую фазу детализированной концепции. Она будет длиться три месяца, после чего начнется уже разработка проектной документации.

— В этой детализированной концепции есть то, что Вам кажется уже сегодня, не будет стопроцентно воплощено?

На сегодня все базовые принципы, которые нами были заложены, на взгляд Консорциума, должны остаться. Более того, все основные элементы в очередной раз были подтверждены мэром, главным архитектором города и Стройкомплексом — это четыре типичных российских ландшафта, «стеклянная кора», «парящий мост», новая набережная, павильоны с управляемым климатом, инновационная система мощения и освещения. То есть, наши главные концептуальные проработки останутся в проекте. Они могут немного видоизмениться, потому что поступают новые вводные и что-то меняется в самой программе, но костяк этих самых идей сохранится.

— Экоустойчивые технологии парка «Зарядье» были важной частью экспозиции Москвы на Венецианской биеннале этого года (проект MOSKVA: urban space — ред.). Насколько велики шансы, что все это будет работать в настоящем парке?

— На самом деле, в этих вопросах нет ничего супер сложного, просто здесь должен быть очень точный расчет. Правильное использование в правильном месте тех или иных материалов и правильная ориентация зданий по отношению к солнцу дает очевидный эффект. Возможно использование тепловых насосов или солнечных батарей на крышах павильонов. Есть очень простые решения, когда, скажем, в течение дня пол помещения набирает тепловую энергию, а потом, вечером ее отдает. Или эффект теплицы — когда вы находитесь в ней в холодное зимнее время, но при этом светит солнце — вам тепло, и разница температур составляет не 20 градусов, как на улице, а 10. Вот такие истории будут использоваться и в парке.

Мы не говорим о том, что в тех самых павильонах, куда будут заходить посетители, будет всегда плюс 20, конечно нет, но, например, если на улице будет минус 20, а в павильоне минус 5, все равно будет более комфортно, и прогулка в парке станет намного приятнее.

Мы обязательно должны сделать парки в России доступными и в неблагоприятную погоду, и наш опыт в Зарядье будет важным шагом в этом направлении.

Где-то игра будет также с влажностью, где-то с созданием искусственного холода, как в Ледяной пещере — принципиально это все продуманные, но при этом простые экологические решения. На самом деле, я в это поверил первый раз, когда в рамках Венецианской биеннале в Арсенале компания Transsolar сделала искусственное облако, показав, что даже в историческом здании сегодня можно создать такие условия, чтобы управлять климатом.

— В функциональной программе парка никаких кардинальных изменений тоже не будет?

— Нет, это будет активное общественное пространство, которое будет действовать всесезонно. Плюс там будет функционировать филармония на 1500 тысячи посетителей.

— А что с вашим проектом «Друзья Зарядья», он действует?

— С нашей стороны было несколько интересных инициатив, основополагающих для проекта в целом. «Друзья Зарядья» свою первичную задачу выполнили. Но, так или иначе, проект продолжит свое существование, потому что это очень хороший медиатор между решениями, которые принимает город, горожанами и экспертным сообществом.

Все-таки нами было собрано много интересных данных, мы работали с самыми разными экспертами, связанными и с наследием, и с инженерией.

Информацию мы продолжим собирать и в будущем, а «Друзья Зарядья» превратятся в такой альтернативный наблюдательный орган, чтобы смотреть, каким образом реализуется проект и как он впоследствии будет развиваться.

Потому что все-таки это общественное пространство, в котором все процессы должны быть прозрачными, чтобы этот парк стал примером для подобных проектов по всей стране.

Одним из Друзей Зарядья был директор Центрального парка Нью-Йорка Даглас Блонски. Напомните, в чем заключался его вклад в концепцию парка?

— Даглас наш давний партнер, мы с ним познакомились задолго до конкурса на Зарядье, в котором он был нашим консультантом и, кстати, продолжает быть частью команды нашего Консорциума. Его роль заключалась в том, чтобы следить за концепцией и сказать, насколько она реализуема. И второе — с точки зрения, пожалуй, одного из самых опытных людей в мире по эксплуатации и управлению парками — сказать, насколько парк «Зарядье» будет эффективным с точки зрения бюджета и насколько просто будет его эксплуатировать.

Несомненно, есть вопросы, которые требовали детализации, но концепция в целом Дагласом поддерживается. Плюс мы еще продолжаем разрабатывать управленческую модель парка и базовые методические принципы его эксплуатации, и сейчас планируем начать серию ознакомительных встреч по обмену опытом между командой, которая будет управлять «Зарядьем», и командой Центрального парка Нью-Йорка.

— Судя по всему, это будет абсолютно новый опыт управления для наших парков....

— Безусловно. В проект мы должны закладывать будущие изменения и делать парк максимально удобным не только для посетителей, но и максимально эффективным в эксплуатации и управлении. Уникальность проекта в том, что он очень компактный и его нельзя назвать парком в чистом виде — это, конечно, не масштаб Центрального парка в Нью-Йорке или нашего Парка Горького.

Это сравнительно небольшая территория, где всегда будет что-то происходить — некий гибрид между парком и такой очень концентрированной общественной зоной, где есть разные типы пространств — закрытые, как филармония или выставочный зал, полуоткрытые, как павильоны с прозрачными кровлями, открытые площадки.

Это сложная комбинация разных составляющих, и если ее сильно упростить — базовая концепция будет работать существенно хуже. И наш Консорциум, состоящий из представителей 6 стран, вместе с российскими партнерами, на мой взгляд, сможет сделать парк не только красивым, но и устойчивым — чтобы и через 50 лет он функционировал по принципам, которые были заложены в него в самом начале.


Изображения: Diller Scofidio + Renfro с Hargreaves Associates и Citymakers


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.