Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
Город

Южный участок Третьего пересадочного контура: архитектура станций

07 Апреля 2015

Архитектурные решения нескольких станций Южного участка Третьего пересадочного контура метрополитена от «Каховской» до «Проспекта Вернадского» были представлены на рабочее рассмотрение у главного архитектора Москвы. Для станций «Калужская», «Улица Новаторов» и «Зюзино» разработана единая концепция оформления.

Две станции — «Улица Новаторов» и «Калужская» — будут пересадочными. На «Улице Новаторов» заложен переход на проектируемую новую хордовую линию до Коммунарки; на «Калужской» — переход на действующую Калужско-рижскую линию. По конструкции станции типовые, что не помешало проектировщикам — «Мосинжпроекту» — сделать их облик ярким и индивидуальным.

Татьяна Карчевская (начальник архитектурно-строительного отдела Управления проектирования и технологии ОАО «Мосинжпроект»): «Третий пересадочный контур запускается участками, авторы стараются собрать отдельные станции в единый архитектурный ансамбль. Вне исторических зон оформление станций выполняется в современной эстетике. Проектировщики ТПК используют схожие антивандальные отделочные материалы отечественного производства, соответствующие высоким эстетическим характеристикам».

Станция Калужская

Станция «Калужская» размещается под Хлебобулочным проездом, в месте пересечения с Профсоюзной улицей и Старокалужским шоссе. Пересадка с Третьего контура на Калужско-Рижскую линию осуществляется через вестибюль на период пуска первой очереди. На расчётный срок предусматривается строительство дополнительной пересадки по двум лестничным сходам, для чего по центру станции оставлен задел.

Это трехпролетная станция, с двумя рядами колонн. Также как и на станциях «Зюзино» и «Улица Новаторов» платформенные стены закрыты навесной шумопоглощающей облицовкой из алюминиевых панелей, внешняя поверхность которых выполнена из мелкоперфорированного листа.

Станция Калужская

На уровне окон вагонов размещаются панели информации с названиями станций. Предусмотрена возможность дублирования названия на самой платформе между колонн.

Станция имеет футуристический образ, отсылающий к космической тематике города, в котором работал К. Циолковский. В прямоугольном объеме пластика создается в основном дизайном потолка и колонн. Потолок на станции подвесной — это параметрическая структура со сложной геометрией из алюминиевых элементов, расположенных на разной высоте. Вместе со встроенными внутрь светильниками эта подвесная система, по задумке архитекторов, напоминает млечный путь.

Станция Калужская

Станция Калужская

Тема продолжается и в вестибюле, где подвесной потолок выполнен из крупных алюминиевых сотовых панелей, между которыми располагаются профили с осветительным оборудованием. Рисунок направляет пассажиров к выходу. Колонны из бетона отделаны антивандальным силикатным составом. Стены — серым мрамором, на фоне которых кассовый блок выделен ярким оранжевым.

На всех трех станциях, в том числе «Калужской», предусмотрена возможность установки платформенных дверей (решение об их установке принимает метрополитен). В этом случае в зоне над системой дверей размещаются панели информации и решетки дымоудаления.

Станция Улица Новаторов

Станция Улица Новаторов

Станция «Улица Новаторов» размещается под одноименной улицей в месте пересечения с Ленинским проспектом. При пересадке на хордовую линию до Коммунарки предусмотрено разделение потоков: пассажиры поднимаются по двум лестницам для пересадки, два других лестничных схода используются для спуска при переходе на станцию ТПК.

Татьяна Карчевская: «На станциях и на пересадках устанавливаются лестницы, а при высоте подъёма свыше 4 метров и высоте спуска свыше 5 метров устанавливаются эскалаторы. Также станции оборудованы лифтами для маломобильных групп населения».

Станция Улица Новаторов

Станция Улица Новаторов

Станция «Улица Новаторов» двухпролетная, с рядом колонн посередине. Здесь, а также на станции «Зюзино», основной дизайнерских ход в интерьере также задает подвесной потолок с алюминиевыми панелями и цветными вставками. В пластике объемного геометрического рельефа, по задумке авторов, происходит переосмысление эстетики окружающей станции типовой жилой застройки.

Станция Зюзино

«Зюзино» строится на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта. Станция двухпролетная, с одним рядом колонн посередине. Сложный ритм потолка контрастирует с простым рисунком пола, отделанным двумя разновидностями природного камня — светло-серым Сибирским гранитом и черным габбро-диабазом.

Станция Зюзино

Входные наземные павильоны всех трех станций также выполнены в единой стилистике. Для остекления использовано многослойное стекло — триплекс, с внешнем слоем из закалённого стекла и специальной полимерной пленкой, способной при ударе удерживать осколки.

Станция Зюзино

Станция Зюзино

Еще одна станция, показанная проектировщиками «Мосинжпроекта» на рабочем рассмотрении у главного архитектора Москвы — «Саларьево», завершающая продление Сокольнической ветки метро от станции «Юго-западная». «Саларьево» располагается на пустыре, южнее Западной развязки на Киевском шоссе. Рядом с ней предполагается строительство ТПУ, в составе которого будет парковка, пересадка на автобусы и скоростной трамвай, а также коммерческие площади.

Станция Саларьево

Станция Саларьево

«Саларьево» — станция с островной платформой, колонная, трехпролетная. Композиционно ее объем формируется из платформы и двух кассовых вестибюлей, спроектированных в виде открытых антресолей над ней. Платформа и вестибюли связаны между собой лифтами и лестницами. С уровня платформы до уровня кассовых залов ведут две лестницы. С уровня кассовых залов до уровня распределительного зала проектируемого транспортно-пересадочного узла — эскалаторы и лестницы. Для доступа маломобильных групп пассажиров предусмотрены лифты.

Станция Саларьево

Художественный образ строится на идеях конструктивизма — каркасный характер станции не декорируется, а подчеркивается. Образуемые колоннами и балками несущего железобетонного каркаса визуальные квадраты создают тему, продолжающуюся в рисунке пола, отделке потолка путевых стен. Колористика путевых стен — в виде витражей с цветным стеклом — а также рисунок пола были изменены в соответствии с рекомендациями главного архитектора Сергея Кузнецова.

Станция Калужская

Станция Зюзино


Изображения: "Мосинжпроект"


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.