ENG
 
Премия архсовета 2018 — NEW — внутренние
Город

Вода в мегаполисе: проекты реконструкций городских набережных

30 Июля 2014

В ознаменование старта масштабного конкурса на освоение Москвы-реки портал Архсовета Москвы рассказывает о российском и международном опыте обновления городских набережных.

Проблема освоения водных пространств, находящихся в черте мегаполисов, волнует градостроителей всего мира. Только в России за последние годы прошло несколько конференций и круглых столов, посвященных этой теме. Но одно дело – теоретически осознавать, что у территории есть потенциал. А совсем другое – претворить в жизнь концепцию ее развития. Для этого нужен и крупный городской заказ и существенные финансовые вложения.

Ярослав КовальчукЯрослав Ковальчук, руководитель проектной мастерской ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»

 

«Москва начала терять реку во время индустриализации второй половины XIX века. Именно тогда береговые территории стали застраиваться фабриками и мануфактурами. Рекой очень удобно пользоваться как транспортным средством, воду можно использовать для промышленных производств. Но в результате водоем превращается в сточную канаву.

Этот процесс шел всю вторую половину XIX века и в разных формах продолжался в XX веке. За исключением, пожалуй, сталинской реконструкции Москвы по генплану 1935 года, когда были созданы ансамбли Фрунзенской набережной, университета. Но это небольшие кусочки в центре, а бóльшую часть реки составляли чисто утилитарные, промышленные территории. И это касалось не только Москвы-реки, но и Яузы, Сетуни.

То же самое происходило во всех городах. Это не российская специфика, это мировой процесс. И буквально начиная с 70-х, где-то раньше, где-то позже, города снова начинают обращаться к воде, воспринимают воду как особенную ценность, которая преобразует настроение и качество жизни в городе».

Крымская набережная, Москва

Первым опытом создания современной пешеходной прибрежной зоны в Москве стал проект Крымской набережной, открытой в сентябре 2013 года. Согласно концепции, разработанной бюро Wowhaus, вместо четырехполосной автодороги здесь сделали пешеходную зону с лавочками, фонтанами, кафе и велодорожками.

Крымская набережная, Москва

При реконструкции активно использовалось дерево, что соответствует мировым тенденциям благоустройства набережных. Досками вымощены, например, знаменитый променад Брайтон-Бич и порт Тель-Авива. Московский климат не позволяет сделать полностью деревянный настил, но там, где было возможно, архитекторы умело обыграли свойства этого материала.

Проекты развития городских берегов сегодня возникают повсеместно. И причина здесь куда более глобальная, чем может показаться на первый взгляд. На рубеже тысячелетий поменялись приоритеты: от индустриальной гонки, ознаменовавший век двадцатый, к гонке концепций (художественных, экологических, политических и любых других).

Набережная Брайтон Бич, Нью-Йорк

Сегодня город, претендующий на звание мировой столицы, должен наращивать не мощь заводов, а количество и потенциал арт-кластеров. Не протяженность автодорог волнует современного человека, а уровень загрязнения воздуха.

И вполне естественно, что, столкнувшись с новыми правилами игры, власти мегаполисов спешат удивить соседей необычными способами использования имеющегося индустриального наследия.

Набережная Темзы и Вестминстерский мост, Лондон

Пионером тут, несомненно, выступает Лондон, где в начале двухтысячных годов была реализована масштабная концепция развития южного берега Темзы. На протяжении столетий этот район считался неблагополучным и небезопасным, но власти города решили сделать здесь современный музейный квартал. Сегодня в нем располагаются Музей дизайна, галерея Тейт Модерн, реконструированный шекспировский театр «Глобус» и многое другое.

Набережная Темзы и Сити-Холл, Лондон

Но мировую славу принесли району здание лондонского Сити-Холла, построенное Норманом Фостером и Кеном Шатлуортом, пешеходный мост «Миллениум» (архитекторы – Норман Фостер и Энтони Каро) и самое большое в мире колесо обозрения «Лондонский глаз» (архитекторы – супруги Дэвид Маркс и Джулия Барфилд). Нет нужды говорить, что и набережные южного берега Темзы после реконструкции стали пешеходными.

Набережная Темзы и London Eye, Лондон

При освоении своей прибрежной зоны Лондон сделал ставку на большую архитектуру и громкие имена. В то время как Париж пошел по пути малых архитектурных форм и повышения рекреационного потенциала.

Набережная Сены, Париж

Последнее десятилетие Париж, как и другие мегаполисы, борется с автомобилями. Уже традицией стало закрывать набережные Сены для движения транспорта в выходные дни и на целый месяц летом, когда на правом берегу проходит акция «Парижский пляж». В это время набережная Жоржа Помпиду длиной  3,5 км не просто становится пешеходной. Здесь насыпают песок, ставят зонтики и шезлонги – и все, кому не посчастливилось уехать в отпуск, могут почувствовать себя на пляже.

Набережная Сены, Париж

Инициатором расширения свободных от автотранспорта зон выступал бывший мэр города Бертран Деланоэ. Именно ему принадлежит масштабная концепция развития рекреационных пространств по обоим берегам Сены. Согласно проекту, с июня 2013 года полностью пешеходным стал отрезок протяженностью 2,3 км (от музея Орсе до моста Альма) на левом берегу реки. Здесь появились кафе, мягкие сетчатые лежанки и пуфы для отдыха. А также обширные зеленые пространства, созданные ландшафтными архитекторами.

Набережная Сены, Париж

Большое внимание уделили детскому отдыху: на набережной возникла огромная доска для рисования мелом, скалодром и вигвамы, которые можно арендовать для празднования детского дня рождения.

А для взрослых из бывших контейнеров для перевозки грузов сделали зоны отдыха. Арендовав такой контейнер на полтора часа, уставшие парижане могут спокойно почитать книжку или просто подремать.

Набережная Сены, Париж

Власти города настаивают на том, что рекреационная функция здесь хоть и важная, но не единственная. На набережной планируется проводить всевозможные культурные мероприятия. В частности, широкая лестница, идущая к реке от музея Орсе, может стать зрительным залом.

Плавучие острова, набережная Сены, Париж

Но по-настоящему удивить Бертран Деланоэ решил продолжением проекта – идеей создания пяти плавучих островов, каждый из которых представляет определенную флору и фауну. Острова занимают акваторию реки и являются дополнительными рекреационными зонами.

Набережная Кальвебод Брюгге, Копенгаген

Отвоевать у воды немного пространства для людей решили и в Копенгагене. Набережная Кальвебод Брюгге до недавнего времени была ничем не примечательным офисным кварталом. Но в 2013 году здесь открылся разработанный бюро JDS Architects зигзагообразный променад, идущий не по берегу, а непосредственно над водой. Он имеет несколько уровней, на которых расположились пешеходные дорожки и зоны отдыха.

Набережная Кальвебод Брюгге, Копенгаген

Зигзагообразная линия идет вдоль берега, образовывая два внутренних бассейна: один для спортивных мероприятий, второй для отдыха.

Набережная Кальвебод Брюгге, Копенгаген

Безусловно, возможность выноса пешеходных променадов в акваторию зависит от ширины водоема. При реконструкции набережной Торонто, находящегося на берегу озера Онтарио, архитекторы голландского бюро West 8 и канадского бюро DTAH решили сделать над водой деревянный настил, от которого будут отходить причалы для яхт.

Набережная озера Онтарио, Торонто

Но главное дизайнерское решение здесь – необычный орнамент наземной части променада. Из разноцветной плитки выложили огромные кленовые листы – символ Канады. На набережной посадили деревья и поставили лавочки для отдыха. Кроме того, берег озера Онтарио теперь может стать огромным кинозалом. Для этого достаточно установить экран на плот, привязанный к берегу канатами. Идея перекликается с парижской, где зрительным залом служит лестница музея Орсе.

Набережная озера Онтарио, Торонто

Проекты реконструкций набережных, какими бы разными они ни были, сосредоточены на одной задаче: больше места пешеходам, велосипедистам, спортсменам, художникам и детям. Как можно меньше – автомобилям и предприятиям.

Эта тенденция отражает общую для всего современного мира смену приоритетов: от завороженности техническим прогрессом к заботе об экологии, здоровье, частной жизни. И в этом плане Москва развивается в русле ведущих европейских столиц.


Изображения: wikipedia, archi.ru, village.ru, west8.nl, dac.dk, blog.parisattitude.com, urbangardensweb.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.