И в 80 он еще растет! Узнай полную историю
В 2014 году исполняется 80 лет со дня основания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Годовщину юбиляр намерен отпраздновать с размахом – и Архитектурный совет в лице главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и главного архитектора Генплана Андрея Гнездилова преподнесли ему соответствующий поводу подарок.
На пресс-конференции 18 февраля, посвященной большому событию, директор музея Ирина Коробьина и ее заместитель по научной работе Ирина Чепкунова поделились ближайшими планами – надо сказать, впечатляющими.
За долгую историю существования на долю первого в мире специализированного архитектурного музея выпало немало испытаний. Не всякое здание способно простоять 80 лет – а вот музей имени А. В. Щусева простоял и устоял. Вопреки отсутствию регулярного финансирования в течение продолжительного времени, вопреки обещанной, но так и не состоявшейся реконструкции. И не просто устоял – сегодня музей может по праву гордиться крупнейшей коллекцией, представляющей национальное достояние нашей страны.
Немалая заслуга в этом принадлежит непосредственно Щусеву: именно Алексей Викторович в тяжелые послевоенные годы, когда так необходимо было донести до людей всю важность культурно-исторического наследия, стал продвигать идею «народного музея». Просветительской площадки, которая бы показывала не только наше прошлое, но и наше будущее. По инициативе Щусева в музее выставлялись результаты всех значимых – и многочисленных в то время – архитектурных конкурсов.
Сегодня – в своей речи Ирина Коробьина особенно отметила этот факт, – благодаря главному архитектору столицы Сергею Кузнецову заложенная Щусевым славная традиция начала возрождаться.
Так, в стенах МУАРа минувшей осенью проходило решающее заседание жюри международного конкурса на концепцию парка «Зарядье». Сразу после конкурсные макеты экспонировались в отдельном зале в рамках другой большой выставки – «Открытый город. Новая градостроительная политика». На ней, в свою очередь, были представлены результаты наиболее интересных московских архитектурных «соревнований» 2012-2013 годов. А в последние несколько недель работы экспозиция выставки пополнилась проектами еще одного важнейшего международного конкурса – на здание Государственного центра современного искусства.
И вот теперь макет-победитель конкурса парка Зарядье перешел в дар Музею Архитектуры.
«Это история, которая оставляет след», – прокомментировал торжественную передачу Андрей Гнездилов. Он вспомнил, как 18 лет назад вместе с Ириной Коробьиной возил в Милан на выставку в Триеннале макеты зданий Голосова и Иофана: великая архитектура не пылится годами в музейных «запасниках» – она востребована и продолжает восхищать современников.
Директор музея отметила, что под постоянную экспозицию как раз таких российских проектов – опередивших время и повлиявших на развитие мировой архитектуры – они намерены задействовать ранее пустующую «внутреннюю» часть Анфилады. В экспозицию под названием «Узнай полную историю. Проекты впереди времени!» (3-4 квартал 2014 года), помимо прочих, войдут модель Большого Кремлевского Дворца В. Бажена и «Город будущего» Г. Крутикова.
Впрочем, часть Анфилады – далеко не единственное расширение в планах на юбилейный год. Пока продвигаемую МУАРом идею организации музейного кластера обдумывают «на высшем уровне», музей намерен освоить пространство, образованное всеми четырьмя строениями Усадьбы Талызиных, памятника русского зодчества XVII-XIX веков.
С тех пор, как в 1946 году Усадьбу передали в ведение музея, это пространство использовалось преимущественно для парковки автомобилей. Однако дружественное бюро «Народные архитекторы» разработало проект его преобразования в Скульптурный дворик – своеобразное фойе главного входа в музей, откуда посетители смогут попасть во все пространства музейного комплекса. Его экспозицию составят уникальные произведения городской и садово-парковой скульптуры.
Одной из композиций Скульптурного дворика станет экспозиционный стеллаж. Конструкция, специально спроектированная еще одним дружественным бюро – группой архитекторов FAS(t), – позволяет эффектно представить подлинные фрагменты чугунного литья, украшавшего легендарную Триумфальную арку (архитектор О. Бове).
Кстати, те же архитекторы придумали для Музея архитектуры новую концепцию внешней и внутренней навигации, интерфейса и фирменного стиля. Прямо перед пресс-конференцией в музей привезли образцы новых табличек.
Реформы коснутся и флигеля «Руина» – в ранее незадействованном сводчатом пространстве будут демонстрироваться белокаменные изваяния из фондов музея, уже более четверти века изъятые из культурного оборота.
Наконец, 80-летнему юбилею будет посвящено открытие филиала – Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, объединяющего знаменитый Дом Мельникова и расположенную в пешей доступности от него экспозицию. Долгожданное открытие состоится предположительно осенью, так как правовые вопросы по-прежнему решены лишь частично. Однако на сегодняшний день передача дома легендарного авангардиста музею – самый надежный и чуть ли не единственный способ сохранить наследие мастера.
Тем не менее, на фоне столь массовой «экспансии» Музей Архитектуры предложит очень насыщенную программу разнообразных временных выставок и образовательных мероприятий на уже действующих площадках. Продолжит свою работу лекторий, ближе к осени откроется детская школа архитектора-реставратора.
Нас ожидает масса сюрпризов – следите за анонсами!
- Темы:
- выставки и инициативы |
- Сергей Кузнецов |
- конкурсы |
- Зарядье |
- ГЦСИ |
- музеи |
- Открытый город