ENG
 
Город

Сила притяжения искусства

30 Июня 2014

На пути к созданию в Москве музейного квартала сделан важнейший шаг: по итогам закрытого архитектурного конкурса выбран архитектор проекта развития территорий вокруг ГМИИ им. А.С. Пушкина. Портал Архсовета собрал наиболее интересные примеры модернизации музейных кварталов Европы, ежегодно притягивающих к себе сотни тысяч туристов.

В конце ХХ века к традиционным музейным задачам – хранению, экспонированию и популяризации произведений искусства – прибавилось множество дополнительных функций, без которых сегодня музей уже невозможно представить. Вне зависимости от тематики собрания, в современном музее непременно должны быть книжный магазин, кафе или ресторан, многофункциональные аудитории и залы, детский образовательный центр и т.д. Изменившиеся требования к функциональному наполнению «сокровищниц» не меньше, чем постоянное пополнение коллекций, диктует самым известным музеям мира необходимость модернизации и расширения исторических комплексов. Каждый город выбирает свою стратегию расширения музейных владений, однако цель комплексной реконструкции всегда одна – сделать эти учреждения подлинным центром притяжения общественной и культурной активности.

Одной из первых комплексной реновации была подвергнута «Музейная набережная» во Франкфурте-на-Майне – реконструкция исторических вилл и проекты новых зданий, органично их дополнивших, были поручены сразу нескольким известным архитекторам. В частности, новый корпус Музея прикладного искусства построил Ричард Майер (1985), Освальд Маттиас Унгерс спроектировал Немецкий музей архитектуры (1984), Гюнтер Бениш возвел Музей коммуникации, а Густав Пайхль – новое крыло Штеделевского музея (оба проекта в 1990). И хотя именно после этого набережная приобрела статус самого культурного пространства города, музеи на этом не остановились. Так, в 2012 году было закончено строительство еще одного нового корпуса знаменитого Штеделя.

Новый корпус музея Штеделя © Norbert Miguletz

Для того, чтобы осуществить новое расширение, музею пришлось пожертвовать внутренним двором – фактически это был единственный территориальный ресурс, который оставался у него в запасе. На проект столь ответственной реконструкции в 2008 году был объявлен международный архитектурный конкурс, к участию в котором были приглашены бюро со всего мира, а победило немецкое бюро Schneider+Schumacher. Предложенная ими концепция заключалась в том, чтобы полностью спрятать новые залы под землю и тем самым сохранить внутренний двор для музея. Архитекторы не просто добились того, что пропорции и назначение внутреннего двора в ходе реконструкции остались неизменными, и смогли сохранить значительную часть растущих здесь деревьев, но и нашли оригинальный способ сделать новую подземную галерею максимально светлой.

Снаружи о проведенной реконструкции свидетельствует только преобразившийся ландшафт двора – в его центре возник холм плавных очертаний, испещренный круглыми окнами, напоминающими иллюминаторы. Сами Schneider+Schumacher называют эти иллюминаторы «глазами искусства» – разработанные специально для нового павильона, они способны выдержать вес человеческого тела, так что двор музея действительно остался в первую очередь двором: по нему можно свободно гулять, заглядывая внутрь экспозиции.

Пристройки и новые корпуса всемирно известных музеев сегодня все чаще они становятся объектами, способными сами по себе привлечь посетителей. Пожалуй, самым классическим примером подобного подхода к расширению музею может служить стеклянная пирамида Лувра, спроектированная Й. М. Пеем, ставшим в 1981 году архитектором проекта Grand Louvre. Спроектировав подземный этаж под двором Наполеона и увенчав его по центру стеклянной пирамидой вестибюля, Пей создал совершенно новый сценарий для входа в музей. Строительство пирамиды поначалу было воспринято очень враждебно, однако сегодня она – как и Эйфелева башня – является одним из символов Парижа.

Реконструкция Лувра. (с) andin.dreamwidth.org

Позже дополнительные площади для экспонирования скульптур были созданы за счет перекрытия двух внутренних дворов в северной части Лувра. Однако, законченный в 1999 году проект расширения музея на этом не закончился. Совсем недавно в Лувре, во дворе Висконти, открылась новая достройка – отдел мусульманского искусства. Авторы проекта – архитекторы Марио Беллини и Руди Риччотти перекрыли заглубленную под землю постройку золотистой металлической крышей-сеткой, выразительно, но деликатно отделяющей новое здание от его исторического окружения.

Лувр (стеклянная пирамида)

Знаменитый Музейный квартал в Вене – это целый комплекс выставочных залов и музеев, расположенных на территории бывших конюшен австрийских монархов. Для культурных целей эти здания впервые использовали в 1985 году, когда провели здесь Венский фестиваль. Но затем власти австрийской столицы еще целых десять лет спорили о судьбе сложившегося комплекса: в Вене было немало сторонников идеи разместить в нем не учреждения культуры, но гостиничный комплекс или торговый центр.

И все же музеи одержали верх: на концепцию музейного квартала был объявлен международный конкурс, который проходил в два этапа и привлек 88 бюро. Победителем стали венские архитекторы Ortner & Ortner, превратившие бывшие конюшни в ансамбль музеев, выставочных залов и культурных центров, где исторические здания органично перемежаются с ультрасовременными, а все окрестные улочки и площади заполнены арт-кафе, сувенирными магазинчиками и мастерскими художников. Открывшись в 2001 году, Музейный квартал до сих пор удерживает первое место в рейтинге самых посещаемых достопримечательностей не только Вены, но и всей Австрии.

Музейный квартал в Вене

Не менее востребован у горожан и туристов Музейный остров в Берлине, который иногда также называют  прусским Акрополем. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и занимает северную оконечность острова на реке Шпрее. Комплекс представляет собой преимущественно классицистический архитектурный ансамбль, состоящий из пяти сооружений: открывшийся в 1830 году первый публичный музей Пруссии (Старый музей), Новый музей (1855),Старая национальная галерея (1876), Музей Боде (1904) и Пергамон (1930). Ансамбль сильно пострадал во время войны и окончательно свою целостность обретает лишь сейчас, когда масштабный проект реконструкции Музейного острова подходит к концу.

Музейный остров в Берлине. 3D-модель

Автором генплана развития всей территории стал английский архитектор Дэвид Чипперфильд, и ему же принадлежит проект реконструкции Нового музея. Бережно восстановив наследие XIX века, британец разрушенные части здания воссоздал в модернистском ключе, добившись ощущения подлинности и сохранившегося объема, и нового: современные включения органично вживлены в структуру музея. Не менее артистично Чипперфильд решает и проблему наполнения острова необходимой инфраструктурой: функции, которых так не хватает музеям, будут вынесены в отдельный корпус, который будет располагаться на берегу канала Купферграбен, непосредственно перед Новым музеем. Помимо коммерческого назначения этот элегантный вытянутый объем будет выполнять и важную градостроительную роль: он обособит внутреннее пространство острова, сделав его более камерным и уютным.

В прошлом году после 10-летней реконструкции в Амстердаме открылся знаменитый Рейксмузеум – главный музей Нидерландов. Авторами проекта обновления стали испанские архитекторы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции придумал Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало голландское бюро Van Hoogevest Architecten.

Государственный музей, Рейксмюзеум — художественный музей в Амстердаме

Дворы музея были перекрыты стеклянными кровлями и углублены до уровня -1 этажа, превратившись в благоустроенные общественные пространства, куда все желающие могут попасть без билета. Под дворами архитекторы разместили необходимые новые функции – вместительную аудиторию, музейный магазин и кафе. Кроме того, были построены новый павильон азиатского искусства и входной корпус, существующая на территории музея Школа рисунка реконструирована в музейный образовательный центр, а парк превращен в сад скульптур.

Рейксмюзеум Амстердам-внутренний двор


Изображения: © Norbert Miguletz, © Christoph Bonke, frenchparis.ru, fondartproject.ru, andin.dreamwidth.org, © Myra May, © Pedro Pegenaute


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.