Сила притяжения искусства
На пути к созданию в Москве музейного квартала сделан важнейший шаг: по итогам закрытого архитектурного конкурса выбран архитектор проекта развития территорий вокруг ГМИИ им. А.С. Пушкина. Портал Архсовета собрал наиболее интересные примеры модернизации музейных кварталов Европы, ежегодно притягивающих к себе сотни тысяч туристов.
В конце ХХ века к традиционным музейным задачам – хранению, экспонированию и популяризации произведений искусства – прибавилось множество дополнительных функций, без которых сегодня музей уже невозможно представить. Вне зависимости от тематики собрания, в современном музее непременно должны быть книжный магазин, кафе или ресторан, многофункциональные аудитории и залы, детский образовательный центр и т.д. Изменившиеся требования к функциональному наполнению «сокровищниц» не меньше, чем постоянное пополнение коллекций, диктует самым известным музеям мира необходимость модернизации и расширения исторических комплексов. Каждый город выбирает свою стратегию расширения музейных владений, однако цель комплексной реконструкции всегда одна – сделать эти учреждения подлинным центром притяжения общественной и культурной активности.
Одной из первых комплексной реновации была подвергнута «Музейная набережная» во Франкфурте-на-Майне – реконструкция исторических вилл и проекты новых зданий, органично их дополнивших, были поручены сразу нескольким известным архитекторам. В частности, новый корпус Музея прикладного искусства построил Ричард Майер (1985), Освальд Маттиас Унгерс спроектировал Немецкий музей архитектуры (1984), Гюнтер Бениш возвел Музей коммуникации, а Густав Пайхль – новое крыло Штеделевского музея (оба проекта в 1990). И хотя именно после этого набережная приобрела статус самого культурного пространства города, музеи на этом не остановились. Так, в 2012 году было закончено строительство еще одного нового корпуса знаменитого Штеделя.
Для того, чтобы осуществить новое расширение, музею пришлось пожертвовать внутренним двором – фактически это был единственный территориальный ресурс, который оставался у него в запасе. На проект столь ответственной реконструкции в 2008 году был объявлен международный архитектурный конкурс, к участию в котором были приглашены бюро со всего мира, а победило немецкое бюро Schneider+Schumacher. Предложенная ими концепция заключалась в том, чтобы полностью спрятать новые залы под землю и тем самым сохранить внутренний двор для музея. Архитекторы не просто добились того, что пропорции и назначение внутреннего двора в ходе реконструкции остались неизменными, и смогли сохранить значительную часть растущих здесь деревьев, но и нашли оригинальный способ сделать новую подземную галерею максимально светлой.
Снаружи о проведенной реконструкции свидетельствует только преобразившийся ландшафт двора – в его центре возник холм плавных очертаний, испещренный круглыми окнами, напоминающими иллюминаторы. Сами Schneider+Schumacher называют эти иллюминаторы «глазами искусства» – разработанные специально для нового павильона, они способны выдержать вес человеческого тела, так что двор музея действительно остался в первую очередь двором: по нему можно свободно гулять, заглядывая внутрь экспозиции.
Пристройки и новые корпуса всемирно известных музеев сегодня все чаще они становятся объектами, способными сами по себе привлечь посетителей. Пожалуй, самым классическим примером подобного подхода к расширению музею может служить стеклянная пирамида Лувра, спроектированная Й. М. Пеем, ставшим в 1981 году архитектором проекта Grand Louvre. Спроектировав подземный этаж под двором Наполеона и увенчав его по центру стеклянной пирамидой вестибюля, Пей создал совершенно новый сценарий для входа в музей. Строительство пирамиды поначалу было воспринято очень враждебно, однако сегодня она – как и Эйфелева башня – является одним из символов Парижа.
Позже дополнительные площади для экспонирования скульптур были созданы за счет перекрытия двух внутренних дворов в северной части Лувра. Однако, законченный в 1999 году проект расширения музея на этом не закончился. Совсем недавно в Лувре, во дворе Висконти, открылась новая достройка – отдел мусульманского искусства. Авторы проекта – архитекторы Марио Беллини и Руди Риччотти перекрыли заглубленную под землю постройку золотистой металлической крышей-сеткой, выразительно, но деликатно отделяющей новое здание от его исторического окружения.
Знаменитый Музейный квартал в Вене – это целый комплекс выставочных залов и музеев, расположенных на территории бывших конюшен австрийских монархов. Для культурных целей эти здания впервые использовали в 1985 году, когда провели здесь Венский фестиваль. Но затем власти австрийской столицы еще целых десять лет спорили о судьбе сложившегося комплекса: в Вене было немало сторонников идеи разместить в нем не учреждения культуры, но гостиничный комплекс или торговый центр.
И все же музеи одержали верх: на концепцию музейного квартала был объявлен международный конкурс, который проходил в два этапа и привлек 88 бюро. Победителем стали венские архитекторы Ortner & Ortner, превратившие бывшие конюшни в ансамбль музеев, выставочных залов и культурных центров, где исторические здания органично перемежаются с ультрасовременными, а все окрестные улочки и площади заполнены арт-кафе, сувенирными магазинчиками и мастерскими художников. Открывшись в 2001 году, Музейный квартал до сих пор удерживает первое место в рейтинге самых посещаемых достопримечательностей не только Вены, но и всей Австрии.
Не менее востребован у горожан и туристов Музейный остров в Берлине, который иногда также называют прусским Акрополем. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и занимает северную оконечность острова на реке Шпрее. Комплекс представляет собой преимущественно классицистический архитектурный ансамбль, состоящий из пяти сооружений: открывшийся в 1830 году первый публичный музей Пруссии (Старый музей), Новый музей (1855),Старая национальная галерея (1876), Музей Боде (1904) и Пергамон (1930). Ансамбль сильно пострадал во время войны и окончательно свою целостность обретает лишь сейчас, когда масштабный проект реконструкции Музейного острова подходит к концу.
Автором генплана развития всей территории стал английский архитектор Дэвид Чипперфильд, и ему же принадлежит проект реконструкции Нового музея. Бережно восстановив наследие XIX века, британец разрушенные части здания воссоздал в модернистском ключе, добившись ощущения подлинности и сохранившегося объема, и нового: современные включения органично вживлены в структуру музея. Не менее артистично Чипперфильд решает и проблему наполнения острова необходимой инфраструктурой: функции, которых так не хватает музеям, будут вынесены в отдельный корпус, который будет располагаться на берегу канала Купферграбен, непосредственно перед Новым музеем. Помимо коммерческого назначения этот элегантный вытянутый объем будет выполнять и важную градостроительную роль: он обособит внутреннее пространство острова, сделав его более камерным и уютным.
В прошлом году после 10-летней реконструкции в Амстердаме открылся знаменитый Рейксмузеум – главный музей Нидерландов. Авторами проекта обновления стали испанские архитекторы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции придумал Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало голландское бюро Van Hoogevest Architecten.
Дворы музея были перекрыты стеклянными кровлями и углублены до уровня -1 этажа, превратившись в благоустроенные общественные пространства, куда все желающие могут попасть без билета. Под дворами архитекторы разместили необходимые новые функции – вместительную аудиторию, музейный магазин и кафе. Кроме того, были построены новый павильон азиатского искусства и входной корпус, существующая на территории музея Школа рисунка реконструирована в музейный образовательный центр, а парк превращен в сад скульптур.