Родные берега: российский опыт обновления набережных
Освоение и улучшение прибрежных городских территорий – мировой тренд, не обошедший стороной и Россию. В последние годы реконструированные набережные появились во многих городах по всей стране. Продолжая серию публикаций, приуроченных к конкурсу на проект реконструкции набережных Москвы-реки, портал Архсовета Москвы рассказывает об обновленных российских набережных.
Буквально три недели назад, вечером 25 июля, была открыта – а точнее, «приоткрыта» – новая набережная Пскова. «Репетиционное» открытие приурочили к празднованию Дня города. Береговую зону продемонстрировали в выходные 26-27 июля, а в понедельник закрыли снова, чтобы доделать последние детали: облицевать, озеленить, провести современное освещение. Официальное открытие состоится 1 октября.
Берег реки Великой от Ольгинского моста до моста им. 50-летия Октября ремонтировался с весны 2012 года. В результате здесь появился двухуровневый пешеходный променад с прогулочной зоной, лестницами, пандусами и уложенным камнями склоном, разделяющим верхний и нижний ярусы.
Набережная, спускающаяся от стен псковского кремля, реконструировалась с рамках проекта «Туристско-рекреационный кластер (ТРК) “Псковский”», являющегося частью целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Проект разрабатывался компанией «СибЭкоСистема» при участии псковских архитекторов.
Псков – лишь один из примеров. Число городов, чьи набережные были обновлены в последние годы, действительно впечатляет: Астрахань, Саратов, Самара, Владивосток, Тюмень, Тольятти и многие другие.
Дмитрий Моргун, архитектор, заместитель директора ООО «Стройпроектсервис», Самара
«В большинстве российских городов набережные возникли практически одновременно, в середине прошлого века. Сейчас, когда прошло больше пятидесяти лет, они, конечно же, нуждаются в реконструкции. Поэтому вполне естественно, что как только появляются какие-то деньги, городские администрации берутся за набережные, которые на сегодняшний день устарели не только морально, но и физически. В Самаре, например, нуждались в замене старые инженерные конструкции.
Кроме того, появились новые нормы – прежде всего, нормы доступа маломобильных групп. Для них при реконструкции самарской набережной мы сделали несколько новых пандусов, которыми, кстати, пользуются не только колясочники, но и мамы с детьми, велосипедисты. По-моему, получилось очень неплохо – и функционально, и красиво. А вот саму концепцию набережной мы менять не стали. И в советское время, и сейчас она была и осталась пешеходной. Все старые спуски к воде, по возможности, оставили, чтобы максимально сохранить доступ к реке».
Для многих населенных пунктов берег – это главная улица города. Здесь назначаются свидания и деловые встречи, днем это любимое место прогулок молодых мам с колясками, а вечером – шумных молодежных компаний.
Парадоксально, но в ряде городов действительно некуда идти: если вы хотите именно прогуляться, а не посидеть на лавочке, то неизбежно оказываетесь на набережной. Поэтому обновление прибрежных территорий, превращение их в современные зоны для пешеходов и велосипедистов в последнее время прочно вошло в повестку дня городских администраций.
Отдельного внимания заслуживают набережные волжских городов. Находясь на берегу главной реки России, эти города зависят от воды больше других.
Так, например, набережная Самары – действительно уникальный, еще советский проект протяженностью более 5 км. Ее план был разработан в 1935 году, а в конце 1930-х началось строительство. Всего она насчитывает четыре очереди – по времени возникновения участков.
В 2011 году началась реконструкция, которая продолжается до сих пор. Бóльшая часть обновленной набережной уже открыта. Здесь появились велодорожки, новые скамейки и фонари. На берегу возникли детские и спортивные площадки с современным покрытием. Сохранился городской пляж.
При реконструкции третьей очереди архитекторы применили незамысловатый, но очень выигрышный прием – выложили мостовую разноцветной плиткой, перекликающейся с цветом окружающих домов.
Композиционным центром третьей очереди стала копия фонтана «Парус». До реконструкции он был выполнен из бетона. А теперь заменен на такой же из нержавеющей стали.
Сходным образом обновили набережную Приволжского затона Астрахани: здесь тоже появились пешеходные и велодорожки, новые скамейки, фонари и парапеты. Отдельная гордость властей города – озеленение площадью более 10 тыс. кв. м. К нему подведена специальная система орошения, не дающая посадкам высыхать в жарком климате.
Уже несколько лет идут работы по благоустройству и продлению Набережной Космонавтов – главного променада города Саратова. А начало реконструкции набережной Волгограда намечено на 2015 год – сейчас проектная документация проходит государственную экспертизу.
Все упомянутые проекты преследуют одну цель – сделать набережную комфортной зоной для прогулок и отдыха, облегчить доступ маломобильных групп, оградить пешеходов и велосипедистов от автомобилей, дать возможность детям играть на современных площадках, а взрослым – заниматься спортом.
Однако ни в одном из проектов мы не увидим сложных дизайнерских решений или необычных материалов. Здесь практически нет ни деревянных променадов, ни временных арт-объектов. Власти города предпочитают использовать долговечные материалы (металл, камень, бетон) и вандалоустойчивые конструкции, что вполне объяснимо.
Не имея достаточных средств в бюджете, город не может закладываться на регулярное подновление проекта. Цель реконструкции – сохранить результаты работы как можно дольше, так как никто не знает, когда можно будет позволить себе следующий ремонт.
Деньги на реновацию прибрежных территорий часто выделяются из федерального бюджета в рамках целевых программ (как, например, в Пскове) или подготовки к крупным международным событиям. Так, набережная Сочи была обновлена к зимней Олимпиаде, а береговая зона Владивостока – к саммиту стран АТЭС 2012 года.
Исключением из общего правила могут стать Чебоксары, где задумана реконструкция берегов Чебоксарского залива. Проект готовит испанский архитектор Хосе Асебильо. Но Чебоксары находятся в уникальной ситуации: реконструкцию набережной здесь планируют не саму по себе, а в рамках разработки генерального плана Чебоксарского городского округа, которой занимается Санкт-Петербургский РосНИПИ Урбанистики. Поэтому прибрежная территория сразу включается в масштабную концепцию изменения всей структуры города.
Реконструированные прибрежные зоны, безусловно, становятся более удобными, ухоженными и современными. Но подчас возникает эффект «закрытия» реки.
Жители Саратова, например, жалуются, что новая набережная не рассчитана на навигацию. Раньше в городе развивалось частное судоходство – лодка была чем-то вроде автомобиля, позволяющего добраться из одной части города в другую, сплавать на дачу или до одного из волжских островов, где так любят отдыхать жители. Обновленная набережная не предусматривает мест для швартовки, и частная навигация по Волге значительно сократилась.
«Закрытие» реки становится важной проблемой. Ведь после реконструкций берега подчас получаются слишком «официальными», без прямого доступа к воде. И люди, привыкшие загорать или рыбачить прямо в центре города, лишаются любимого досуга.
Противовесом масштабным реконструкциям выступают частные проекты, которые молодые архитекторы разрабатывают в рамках различных архитектурных фестивалей.
Так, во время фестиваля «Самара NEXT» 2011 года на городском пряже был построен ряд объектов, оставшихся в Самаре. А после «Дней Архитектуры» в Вологде в 2012 году, в наследство городу достался деревянный «Красный пляж»: архитектурное бюро ABO! спроектировало на невзрачном бетонном откосе современные деревянные кубы для отдыха.
Несмотря на свою камерность, этот проект кардинально преобразил вологодский берег, придав ему модный и современный вид.
В результате один из самарских объектов попал в лонг-лист премии Archiwood-2012. А вологодский пляж и вовсе стал победителем Archiwood-2013 в номинации «Дизайн городской среды».
В определенном смысле авторы проектов реконструкций городских набережных оказываются между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, необходимо строить прочно и на века, чтобы главная магистраль города долго сохраняла свой парадный вид. С другой, мировой опыт подсказывает, что в моде сложные дизайнерские решения и недолговечные материалы.
Соединение несоединимого – нетривиальная задача, к которой сегодня с двух разных сторон подступаются авторы больших городских заказов и молодые архитекторы-экспериментаторы. А это значит, что в скором времени мы должны увидеть по-настоящему нестандартные и экспериментальные проекты.
- Темы:
- конкурсы |
- набережные