ENG
 
Город

Родные берега: российский опыт обновления набережных

14 Августа 2014

Освоение и улучшение прибрежных городских территорий – мировой тренд, не обошедший стороной и Россию. В последние годы реконструированные набережные появились во многих городах по всей стране. Продолжая серию публикаций, приуроченных к конкурсу на проект реконструкции набережных Москвы-реки, портал Архсовета Москвы рассказывает об обновленных российских набережных.

Обновленная набережная Пскова

Буквально три недели назад, вечером 25 июля, была открыта – а точнее, «приоткрыта» – новая набережная Пскова. «Репетиционное» открытие приурочили к празднованию Дня города. Береговую зону продемонстрировали в выходные 26-27 июля, а в понедельник закрыли снова, чтобы доделать последние детали: облицевать, озеленить, провести современное освещение. Официальное открытие состоится 1 октября.

Берег реки Великой от Ольгинского моста до моста им. 50-летия Октября ремонтировался с весны 2012 года. В результате здесь появился двухуровневый пешеходный променад с прогулочной зоной, лестницами, пандусами и уложенным камнями склоном, разделяющим верхний и нижний ярусы.

Обновленная набережная Пскова

Набережная, спускающаяся от стен псковского кремля, реконструировалась с рамках проекта «Туристско-рекреационный кластер (ТРК) “Псковский”», являющегося частью целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Проект разрабатывался компанией «СибЭкоСистема» при участии псковских архитекторов.

Псков – лишь один из примеров. Число городов, чьи набережные были обновлены в последние годы, действительно впечатляет: Астрахань, Саратов, Самара, Владивосток, Тюмень, Тольятти и многие другие.

Новая уникальная набережная в Тюмени

 

Дмитрий Моргун, архитектор, заместитель директора ООО «Стройпроектсервис», СамараДмитрий Моргун, архитектор, заместитель директора ООО «Стройпроектсервис», Самара

 

«В большинстве российских городов набережные возникли практически одновременно, в середине прошлого века. Сейчас, когда прошло больше пятидесяти лет, они, конечно же, нуждаются в реконструкции. Поэтому вполне естественно, что как только появляются какие-то деньги, городские администрации берутся за набережные, которые на сегодняшний день устарели не только морально, но и физически. В Самаре, например, нуждались в замене старые инженерные конструкции.

Кроме того, появились новые нормы – прежде всего, нормы доступа маломобильных групп. Для них при реконструкции самарской набережной мы сделали несколько новых пандусов, которыми, кстати, пользуются не только колясочники, но и мамы с детьми, велосипедисты. По-моему, получилось очень неплохо – и функционально, и красиво. А вот саму концепцию набережной мы менять не стали. И в советское время, и сейчас она была и осталась пешеходной. Все старые спуски к воде, по возможности, оставили, чтобы максимально сохранить доступ к реке».

Новая уникальная набережная в Тюмени

Для многих населенных пунктов берег – это главная улица города. Здесь назначаются свидания и деловые встречи, днем это любимое место прогулок молодых мам с колясками, а вечером – шумных молодежных компаний.

Парадоксально, но в ряде городов действительно некуда идти: если вы хотите именно прогуляться, а не посидеть на лавочке, то неизбежно оказываетесь на набережной. Поэтому обновление прибрежных территорий, превращение их в современные зоны для пешеходов и велосипедистов в последнее время прочно вошло в повестку дня городских администраций.

Новая уникальная набережная в Тюмени

Отдельного внимания заслуживают набережные волжских городов. Находясь на берегу главной реки России, эти города зависят от воды больше других.

Так, например, набережная Самары – действительно уникальный, еще советский проект протяженностью более 5 км. Ее план был разработан в 1935 году, а в конце 1930-х началось строительство. Всего она насчитывает четыре очереди – по времени возникновения участков.

Третья очередь набережной в Самаре

В 2011 году началась реконструкция, которая продолжается до сих пор. Бóльшая часть обновленной набережной уже открыта. Здесь появились велодорожки, новые скамейки и фонари. На берегу возникли детские и спортивные площадки с современным покрытием. Сохранился городской пляж.

При реконструкции третьей очереди архитекторы применили незамысловатый, но очень выигрышный прием – выложили мостовую разноцветной плиткой, перекликающейся с цветом окружающих домов.

Третья очередь набережной в Самаре

Композиционным центром третьей очереди стала копия фонтана «Парус». До реконструкции он был выполнен из бетона. А теперь заменен на такой же из нержавеющей стали.

Обновленная набережная Приволжского затона в Астрахани

Сходным образом обновили набережную Приволжского затона Астрахани: здесь тоже появились пешеходные и велодорожки, новые скамейки, фонари и парапеты. Отдельная гордость властей города – озеленение площадью более 10 тыс. кв. м. К нему подведена специальная система орошения, не дающая посадкам высыхать в жарком климате.

Набережная Цесаревича во Владивостоке

Уже несколько лет идут работы по благоустройству и продлению Набережной Космонавтов – главного променада города Саратова. А начало реконструкции набережной Волгограда намечено на 2015 год – сейчас проектная документация проходит государственную экспертизу.

Имеретинский береговой променад в Сочи

Все упомянутые проекты преследуют одну цель – сделать набережную комфортной зоной для прогулок и отдыха, облегчить доступ маломобильных групп, оградить пешеходов и велосипедистов от автомобилей, дать возможность детям играть на современных площадках, а взрослым – заниматься спортом.

Набережная в Тольятти

Однако ни в одном из проектов мы не увидим сложных дизайнерских решений или необычных материалов. Здесь практически нет ни деревянных променадов, ни временных арт-объектов. Власти города предпочитают использовать долговечные материалы (металл, камень, бетон) и вандалоустойчивые конструкции, что вполне объяснимо.

Не имея достаточных средств в бюджете, город не может закладываться на регулярное подновление проекта. Цель реконструкции – сохранить результаты работы как можно дольше, так как никто не знает, когда можно будет позволить себе следующий ремонт.

Набережная Цесаревича во Владивостоке

Деньги на реновацию прибрежных территорий часто выделяются из федерального бюджета в рамках целевых программ (как, например, в Пскове) или подготовки к крупным международным событиям. Так, набережная Сочи была обновлена к зимней Олимпиаде, а береговая зона Владивостока – к саммиту стран АТЭС 2012 года.

Вариант реконструкции набережной в Чебоксарах. Из проекта испанского архитектора Хосе Асебильо

Исключением из общего правила могут стать Чебоксары, где задумана реконструкция берегов Чебоксарского залива. Проект готовит испанский архитектор Хосе Асебильо. Но Чебоксары находятся в уникальной ситуации: реконструкцию набережной здесь планируют не саму по себе, а в рамках разработки генерального плана Чебоксарского городского округа, которой занимается Санкт-Петербургский РосНИПИ Урбанистики. Поэтому прибрежная территория сразу включается в масштабную концепцию изменения всей структуры города.

Обновленная набережная Приволжского затона в Астрахани

Реконструированные прибрежные зоны, безусловно, становятся более удобными, ухоженными и современными. Но подчас возникает эффект «закрытия» реки.

Жители Саратова, например, жалуются, что новая набережная не рассчитана на навигацию. Раньше в городе развивалось частное судоходство – лодка была чем-то вроде автомобиля, позволяющего добраться из одной части города в другую, сплавать на дачу или до одного из волжских островов, где так любят отдыхать жители. Обновленная набережная не предусматривает мест для швартовки, и частная навигация по Волге значительно сократилась.

Новый участок набережной в Саратове

«Закрытие» реки становится важной проблемой. Ведь после реконструкций берега подчас получаются слишком «официальными», без прямого доступа к воде. И люди, привыкшие загорать или рыбачить прямо в центре города, лишаются любимого досуга.

Противовесом масштабным реконструкциям выступают частные проекты, которые молодые архитекторы разрабатывают в рамках различных архитектурных фестивалей.

К.Л.У.Ф.Л. – объект фестиваля «Самара NEXT»

Так, во время фестиваля «Самара NEXT» 2011 года на городском пряже был построен ряд объектов, оставшихся в Самаре. А после «Дней Архитектуры» в Вологде в 2012 году, в наследство городу достался деревянный «Красный пляж»: архитектурное бюро ABO! спроектировало на невзрачном бетонном откосе современные деревянные кубы для отдыха.

Красный пляж в Вологде

Несмотря на свою камерность, этот проект кардинально преобразил вологодский берег, придав ему модный и современный вид.

В результате один из самарских объектов попал в лонг-лист премии Archiwood-2012. А вологодский пляж и вовсе стал победителем Archiwood-2013 в номинации «Дизайн городской среды».

Красный пляж в Вологде

В определенном смысле авторы проектов реконструкций городских набережных оказываются между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, необходимо строить прочно и на века, чтобы главная магистраль города долго сохраняла свой парадный вид. С другой, мировой опыт подсказывает, что в моде сложные дизайнерские решения и недолговечные материалы.

Реконструкция набережной в Волгограде

Соединение несоединимого – нетривиальная задача, к которой сегодня с двух разных сторон подступаются авторы больших городских заказов и молодые архитекторы-экспериментаторы. А это значит, что в скором времени мы должны увидеть по-настоящему нестандартные и экспериментальные проекты.


Изображения: businesspskov.ru, archi.ru, sdelanounas.ru, gov.cap.ru, premiya.arhiwood.com, vlg-media.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.