ENG
 
Город

Реновация типовых станций метро: мировой опыт

25 Августа 2014

Московскому метрополитену скоро исполнится 80 лет. Он с полным основанием считается одним из лучших в мире по архитектурному и художественному оформлению, и даже сейчас, во время крупнейшего метростроительного бума, по отдельным станциям (например, «Солнцево» и «Новопеределкино») проводятся конкурсы. Одно «но»: многие станции, построенные в промежутке между 50-ми годами и рубежом тысячелетий, почти столь же однообразны и безлики, как спальные районы того же времени.

Впрочем, эта проблема актуальна не только для Москвы и носит поистине глобальный характер. Причем в некоторых городах планеты – и с давней, и с совсем короткой традицией метростроения – она уже решается: есть несколько очень любопытных примеров удачного преображения еще недавно сугубо функциональных подземных пространств и невыразительных наземных павильонов в уникальные дизайнерские арт-объекты. Пока что таковых не слишком много, но именно поэтому все они заслуживают особого внимания.

Станция St. Pauli в 1999 году, Гамбург

ПО СТРОГОМУ ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ

Строить метро во втором по размеру городе Германии начали еще во времена кайзера Вильгельма II. Первые линии нового вида общественного транспорта открылись за два года до Первой мировой.  В эпоху «экономического чуда» ФРГ количество станций сильно увеличилось, но их архитектурное качество оставляло желать лучшего. 

Первым шагом городских властей на пути к эстетическому обновлению «унтергрундбана» стала осуществленная в 1986 году реновация станции Klosterstern, расположенной в туристической зоне между аэропортом и центром Гамбурга.

Утрата первоначального облика входного павильона и перронного зала в стиле ар деко превратила этот памятник метростроения конца 1920-х в обычную типовую станцию. Задача, поставленная перед архитекторами, изначально сводилась к реставрации того, что когда-то было.

Станция Klosterstern, Гамбург

Павильон в итоге действительно воспринимается как объект исторического наследия, зато подземная часть станции выглядит теперь как артефакт одновременно и начала, и конца XX века.  Все элементы дизайна старого Баухауза налицо, однако подчеркнуто современная система верхнего освещения придает композиции в целом очень актуальное звучание.  Станция явно не относится к числу излишне дорогих объектов и может быть  хорошим примером для проектировщиков современного московского  метрополитена.

Станция St. Pauli в 1999 году, Гамбург

Еще одна показательная «точечная» реконструкция в гамбургской подземке была произведена в 1999 году. Станция St. Pauli в одноименном всемирно известном историческом квартале – ровесница местного метрополитена.  Над построенным более столетия назад стильным входом в ее подземное пространство в духе классицизирующего модерна надстроили деконструктивистский стеклянный козырек. Выразительный контраст старого и нового визуально акцентирует «благородное величие» каменных пилонов и металлических решеток 1912 года.

Что касается перронного зала станции, он к тому времени уже давно превратился в совершенно стандартный типовой объект индустриального метростроя.

Вместо того, чтобы возвращать этому общественному интерьеру первоначальные черты, архитекторы решили лишь слегка преобразить и модернизировать его облик через внесение нескольких новых цветовых, фактурных  и геометрических штрихов, не противоречащих стилистике работы предшественников, а лишь подчеркивающих ее реальные достоинства.

ГАННОВЕРСКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Вестибюль станции Kröpcke, Ганновер

Четырнадцать лет назад другой крупный северогерманский город – Ганновер – стал местом проведения всемирной выставки «ЭКСПО-2000». Когда-то в Париже по аналогичному поводу возвели Эйфелеву башню. В столице федеральной земли Нижняя Саксония все было гораздо скромнее, но и тут без приличествующего случаю сотворения монументальных символов эпохи, конечно же, не обошлось.

Роль новой всеми узнаваемой «эмблемы» Ганновера взяла на себя станция метро Kröpcke.  Поскольку прямо над ней расположена популярная торговая площадь с железнодорожным вокзалом, это едва ли не самое посещаемое место в городе.

Станция Kröpcke, Ганновер

Проект  полного преображения существовавшей еще с 1975 года мало примечательной остановки подземного транспорта  разработал один из законодателей фирменного стиля мировых брендов – итальянский дизайнер и архитектор Массимо Йоза Гини. Поставив перед собой задачу «радикально изменить атмосферу места» и внести в нее аккорды яркости и легкости, он создал новый, поистине футуристический интерьер вестибюля станции, в то же время парадоксально напоминающий храмы древних цивилизаций. Впечатляющий результат и здесь достигнут малыми средствами – полихромной облицовкой всех поверхностей и широким использованием возможностей монументальной живописи – в данном случае на абстрактно-фантастическую и космическую темы.

Станция Sedanstraße / Lister Meile, Ганновер

Это не первое граффити в ганноверском метро: в 1995 году группа местных молодых художников с участием нескольких коллег из Нью-Йорка красочно, ярко и экспрессивно обработала 1500 квадратных метров стен станции Sedanstraße / Lister Meile, пространственно связанной с известной далеко за пределами города пешеходной улицей.

У ВОРОТ АТЛАНТИКИ

Станция Entre Campos, Лиссабон

За два года до Ганновера всемирная выставка состоялась на юго-западном краю Европы – в Лиссабоне. Подготовка к ней началась заблаговременно. В 1993-1994 году на двух станциях в центре португальской столицы осуществилась масштабная художественная реконструкция. Как и вся первая линия лиссабонского метро, они были построены в 1959 году и мало отличались по своему чисто утилитарному облику от московских «сестер» того же периода.

От радикальных построек португальские метростроители решительно отказались – они сделали ставку прежде всего на насыщение старых функциональных подземных пространств новыми арт-объектами.

Станция Entre Campos, Лиссабон

Так, расположенная поблизости от Национальной библиотеки станция Entre Campos «обогатилась» серией фресок монументального живописца Сида душ Сантуша на литературные темы. А автор проекта  «переформатирования»  станции Campo Pequeno архитектор Дуарте Нуно Самойнш разместил под белыми сводчатыми навесами у стен платформ нарочито наивные разноцветные скульптурные фигуры женщин с кувшинами и прочей незамысловатой утварью. В другой части перронного зала появились гигантские каменные «доски»  со столь же обаятельно примитивистскими  живописными изображениями всадников и лошадей.

Станция Campo Pequeno, Лиссабон

Выбор тематики объясняется очень просто – рядом  располагается арена для  проведения корриды, а по соседству с этим «ристалищем» многие  десятилетия функционировало сразу несколько оживленных рынков. В 1996 году станция Campo Pequeno была соединена переходом с вновь построенным  современным торговым центром – еще одним из знаковых архитектурных символов Лиссабона кануна и начала XXI века.

Станция Campo Pequeno, Лиссабон

Реконструкция лиссабонского метро продолжается и поныне. Одним из наиболее интересных событий уже совсем недавнего времени стало преобразование северного вестибюля еще одной станции центральной линии – São Sebastião. После исчезновения с его стен не выдержавшей испытания временем керамической плитки монументальный зал приобрел поистине сверкающий и очень динамичный хай-тековский облик.

Станция São Sebastião, Лиссабон

Любопытный штрих: проект его декоративного оформления был выполнен  95-летней художницей Марией Кейл, работавшей над формированием визуального образа станции в 1959.

ПОД НЕБОМ БАРСЕЛОНЫ

Станция Drassanses, Барселона

Метрополитен второго по величине города Испании ведет свою историю с 1924 года. Долгое время он был ничем не примечателен по архитектуре, но в последнем десятилетии XX века ситуация изменилась – обязывал вновь обретенный статус общеевропейского туристического центра.

Градоначальников Барселоны не мог не стимулировать пример Бильбао, где над строительством метро довелось поработать самому лорду Норману Фостеру.

Например, в дополнение к активно ведущейся прокладке новых линий подземного транспорта в 2007 году в Барселоне реконструировали находящуюся в центре города станцию Drassanses. Как и во многих других подобных случаях, ее первоначальное оформление, датируемое 1968 годом, было качественно трансформировано благодаря использованию более выигрышных  по фактуре отделочных  материалов и радикальному расширению используемой цветовой гаммы.

«УЛЕТНЫЙ» НЕАПОЛЬ

Станция метро Universita, Неаполь

Самая знаменитая из реноваций типовых интерьеров метрополитена осуществлена в 2012 году по проекту известного нью-йоркского дизайнера Карима Рашида. Обновленная им станция Università в Неаполе – это не просто очень яркое, жизнеутверждающее  и поистине «космическое» художественное произведение.

Станция метро Universita, Неаполь

Это настоящий философский манифест о функциях и возможностях искусства в эру компьютерных технологий. Речь идет об очень значительной работе законодателя стилистики мировых брендов.

Неудивительно, что о ней написано уже достаточно много и на самом серьезном уровне, в том числе и на русском языке. Чтобы что-то добавить к уже сказанному, нужна отдельная статья, поэтому пока ограничимся презентацией фотографий – они говорят сами за себя.

Станция Toledo, Неаполь

Осуществленный проект Рашида дал развитию неаполитанского метро качественно новый импульс. Совсем недавно, в начале 2014 года, в солнечном средиземноморском городе открылась еще одна столь же выдающаяся по своему значению станция под названием Toledo. Ее создателями стали испанский архитектор Оскар Тускетс Бланка, художник-мозаичист Уильям Кентридж и специалист по освещению Роберт Уилсон.

Станция Toledo, Неаполь

Главная тема декоративного оформления системы монументальных интерьеров – метафизическое погружение в морские глубины, ассоциируемые одновременно с просторами Вселенной.

В целом, тема креативной реконструкции общественных пространств подземного транспорта еще ждет своего обстоятельного исследователя. Остается только пожелать, чтобы отдельная глава в его будущей монографии была посвящена опыту Москвы. Есть основания предположить, что в ближайшие годы соответствующий фактологический материал появится, причем в достаточном количестве.


Изображения: wikipedia, abitant.com, designstory.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.