ENG
 
Город

Развитие территорий с помощью креативных индустрий

13 Октября 2015

2 октября в рамках фестиваля «Зодчество» прошла конференции «Развитие территорий с помощью креативных индустрий». Эксперты обсудили градостроительную политику Москвы относительно развития бывших промзон, а также успешный опыт реализации подобных проектов в различных городах России.

«С появлением творческих объектов в городе меняется городская среда: улицы, кварталы, даже целые города становятся более комфортными и безопасными. Открываются интеллектуальные кафе, книжные магазины, галереи, инициативы горожан становятся более заметными. Начинают возникать различные образовательные проекты, проводятся фестивали, ярмарки, расширяются городские ресурсы в целом. Кроме того, повышается туристическая и инвестиционная привлекательность места», - отметила исполнительный директор «Винзавода» Софья Троценко.

В Москве культурное предпринимательство, как правило, сосредоточено в творческих кластерах, где успешно развиваются схожие по формату и направлению малые и средние бизнесы. Все  проекты объединяет то, что они расположены на территориях бывших фабрик и заводов, которые после закрытия долгое время пустовали.  «Территория города не должна пустовать, и, если по тем или иным причинам промзона перестала работать, то она начинает притягивать криминогенные элементы. Сегодня город делает активные попытки решить эту проблему. Мы понимаем, что нужно создавать на этих территориях новые рабочие места. И сегодня главный вопрос – каким образом сочинить и подобрать функционал, который бы позволил создать новый формат занятости для людей, которые готовы заниматься чем-то креативным, полезным, доходным. Такие территории невозможно просто застроить жильем. На месте тяжелой промышленности, которая раньше существовала, должны появляться новые формы», - рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Успешных примеров достаточно: самым большим по размеру в Москве сейчас является Центр дизайна ARTPLAY на Сыромятнической набережной. На его территории расположено несколько учебных заведений, среди которых Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино, Московская архитектурная школа. Этот кластер в первую очередь нацелен на предоставление площадок дизайнерским и архитектурным компаниям. Вторым приоритетным направлением работы этого центра с недавних пор является выставочная деятельность.

В 2009 году недалеко от станции метро «Дмитровская» открылся творческий кластер – дизайн-завод «Флакон», значительно улучшивший облик района. На месте бывшего хрустально-стекольного завода, основанного в середине ХIХ века, появилось пространство, которое сегодня заселяют несколько сотен творческих жителей, а для гостей проводятся разнообразные культурно-развлекательные и образовательные мероприятия. Заборы и стены здесь разрисованы граффити, а территорию украшают арт- и дизайн-объекты. «Флакон» играет заметную роль в культурной жизни города, привлекая местных жителей, активную творческую молодежь и гостей Москвы.

Ярким свидетельством того, что инвесторы видят будущее развития территорий в творческих индустриях, является подготовка к открытию нового проекта «Город Кристалл» на месте бывшего ликеро-водочного завода. В этом кластере, согласно конкурсному заданию, сначала появятся жилые площади, а затем уже сами жители будут формировать там инфраструктуру, выбирать наполнение образовательных, творческих и спортивных программ.

Создание полицентричной модели города напрямую связано с появлением новых культурных точек притяжения. Конечно, не во всех районах Москвы условия позволяют создавать большие творческие кластеры. Но опыт уже существующих можно применять и для менее масштабных объединений, например, при реорганизации имеющихся общественных пространств, музеев, библиотек и других учреждений культуры. С помощью творческих индустрий можно радикально изменить облик районов за третьим транспортным кольцом, создавать локальные бренды территорий. Это поможет изменить отношение жителей к тому архитектурному, функциональному пространству, в котором они обитают, превратив обычный «спальный район» в место, где хочется жить. И не только в Москве.

Софья Троценко: «Очевидно, что в России эти процессы уже запущены, причем не только в Москве, но и в регионах. Процессы идут вплоть до Дальнего Востока – Красноярска, Ярославля, Владивостока, Нижнего Новгорода, Иваново. Каждый из этих проектов уникален, но уже сегодня можно точно классифицировать несколько уровней задач. С моей точки зрения, их четыре: уровень перепрофилирования промышленного объекта, развития части городской территории, проблема моногородов и еще одна недавно добавленная – это малые исторические города».

В 2010 году на XII Архитектурной Биеннале в Венеции был представлен проект «Фабрика Россия», реализованный архитектурными бюро «SPEECH», ТПО «Резерв», «Сергей Скуратов Аrchitects» «Евгений Герасимов и партнеры» и «Студия 44». Каждое бюро предложило собственную концепцию регенерации одой из пяти территорий. Таким образом, кроме общей концепции ревитализации городской среды кураторы представили на суд зрителей 5 кардинально отличающихся друг от друга проектов, показывающих, как каждая команда видит пути ее реализации.

Сергей Кузнецов: «В 2010 году для Венецианской биеннале мы придумали проект «Фабрика Россия», который освещал проблему потери смысла и неких функций малых городов.  Мы предложили концепцию возрождения пришедших в упадок городов, путем комплексной реконструкции и перепрофилирования старых промышленных предприятий.  Детализация и разработка конкретных проектных предложений проводилась на основе реальной ситуации, сложившейся в городе Вышний Волочек в Тверской области. Город очень активно развивался пока действовала система судоходных каналов между Москвой и Санкт-Петербургом, потом в какой-то момент начался спад, после советских времен осталось множество пустующих фабрик. Начало резко сокращаться население, в основном стала уезжать активная молодежь. И мы анализировали, каким образом можно город реанимировать, на базе существующих фабрик сочиняли новый функционал, придумали концепцию с ориентацией на культурно-креативное развитие в малых городах, чтобы люди могли начать там свой бизнес, сделали экспозицию. Но, к сожалению, дальше биеннале проект не пошел».

По словам главного архитектора, за создание творческих индустрий отвечает прежде всего креативная молодежь. И проблема малых городов заключается в недостатке человеческих ресурсов, которые могли бы реализовать потенциально выгодные проекты.

«Это вопрос общей постсоветской ментальности. Людей, которые готовы развивать частные производства, без поддержки государства, довольно мало. А если нет частной инициативы на местах, то ничего не происходит. Поэтому я считаю, что помимо создания каких-то точек притяжения, необходимо формировать у людей новое мировоззрение. Ну и конечно, государство должно всячески поощрять такие инициативы, создавать комфортные условия», - заключил главный архитектор. 


Изображения: Flickr


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.