ENG
 
Город

Психология городского пространства

01 Марта 2016

Почему одни города или районы кажутся удобнее и безопаснее, а другие вызывают тревогу и отчуждение? Как современная урбанистика помогает снизить психологические риски от пребывания человека в мегаполисе? Мы предложили прокомментировать эту тему доценту Кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС и гендиректору Psy.lab.FOCUS Кристине Иваненко.

— Когда человек ощущает город «своим» — когда «чужим»?

— Интересно, что субъективно ощущаемая грань между «своим», частным пространством и публичным, общественным далеко не всегда совпадает с юридической границей собственности. Грамотные архитектурные решения могут раздвинуть личное пространство (родное, безопасное, уютное — иначе говоря, зону комфорта) далеко за пределы квартирной двери и даже подъезда. Хороший критерий того, что архитектурный фокус расширения пространства удался — когда у жильцов многоквартирного дома создается ощущение, что их владения простираются далеко за пределы собственного жилья.

«Это вот наш пруд, там наш парк, тут наша любимая библиотека» и прочее. Как мне однажды сказал сосед: «Мне кажется, я могу ходить в нашу булочную в домашних тапочках» — при том, что она находится в 300 метрах от дома и никак не связана с ЖК юридически. Если этого эффекта удается достичь, у жильцов возникает не только чувство психологического комфорта, безопасности, но и ощущение личной ответственности за «свои» пространства, желание заниматься ими, обустраивать, улучшать.

— Как архитектурные и планировочные решения могут способствовать преодолению отчуждения?

— Ответом будет персонализация: индивидуализированные фасады и колористика домов, которые создают чувство своего, уникального, неповторимого жилища. Во-вторых, формирование застройки по квартальному типу, которое позволяет создавать внутренние дворы, органично отгороженные от «внешнего» мира не заборами, а самой формой постройки. К слову, двор — ценнейший социальный феномен, почти канувший в лету — является важным институтом социализации. Озеленённый двор без машин, с лавочками и качелями, детскими площадками и клумбами, где могут безопасно играть дети и общаться взрослые — важное условие психологического комфорта жителя мегаполиса.

Другой результативный шаг — организация на первых этажах домов функциональных пространств с витринными окнами: булочные, кафе, магазины, салоны красоты, пункты проката спортивного инвентаря, пространства коворкингов. Все эти вещи выполняют не только эстетическую и утилитарную функцию, но и коммуникативную: это места, где вас знают по имени, где вы ежедневно встречаете соседей, с которыми можно перекинуться парой слов. В созданных по таким принципам публичных пространствах возможно конструирование общественной жизни, наполненной эмоциональными связями и теплыми человеческими отношениями.

Жилой комплекс на Пресненском валу, 14. Проектировщик ГК "Терра Аури"

Комплекс жилья эконом-класса в Голландии

В таких пространствах можно почувствовать себя частью микро сообщества, объединенной группы людей, а не крупицей в потоке транзитной обезличенной толпы

Толпа общества не создает. И долгосрочных эмоциональных связей тем более.

— Может ли архитектура снизить уровень тревожности человека в городе?

— К сожалению, тревожность давно стала неотъемлемым спутником жителя мегаполиса. Она стала нормой. Фоновая тревога почти незаметна, когда здоровье, силы, настроение человека на высоте. Но как только ресурсов организма и психики для подавления тревоги начинает не хватать, на свободу вырывается негатив — беспричинные всплески агрессии, фобии, апатия, депрессия. Грамотно продуманная городская среда может дать жителям недостающую энергию, снизить тревогу и агрессию.

Типовая серая высотная застройка, обезличенные прямоугольные формы, неотличимые друг от друга контуры и текстуры создают атмосферу скуки, уныния, беспомощности. Мы не всегда фиксируем это на сознательном уровне, потому что привыкли к окружающему контексту. Но даже на подпороговом уровне осознания визуальный ряд сильно влияет на нашу психику, задает образ мысли, транслирует установки. Что предпочтительнее для благополучия психики? Во-первых, разнообразие форм и цветовой палитры пространства, не разрушающее архитектурной и визуальной целостности города. В однородной, однотипной среде, которая в психологических исследованиях называется «обедненной», даже детеныши шимпанзе развивают свое мышление только наполовину возможностей, а крысы теряют мотивацию бегать по лабиринту. Что говорить o человеке!

Жилой комплекс на Варшавском шоссе, 141. ГК "ПИК"

Во-вторых, важен разноуровневый городской силуэт, который не заставляет человека чувствовать себя ничтожно маленьким. Ощущению безопасности способствует и прозрачность, транспарентность среды. Высокие, неприступные и не пропускающие свет заборы, массивные решетки на окнах первых этажей одним своим видом создают видимую агрессивность, недружелюбность среды. Прозрачные входные группы, уютная инфраструктура на первых этажах домов, легкие конструкции заборов и частичная их замена на «зеленые изгороди», хорошая освещенность улиц — путь к снижению уровня тревожности.

— Как на горожанина влияет переизбыток и хаотичность информации — рекламных конструкций, вывесок, такая «замусоренность» пространства?

— Наполненность, уют, целостность осмысленность пространства влияют хорошо. Информационный переизбыток, хаос и засоренность, с точки зрения психологии восприятия, — плохо. В современное digital время, когда мы, не отрываясь, смотрим на экраны гаджетов, не останавливаясь поглощаем информацию в теле, радио формате, в печатном виде — перегруженность настолько велика, что мозг едва может справиться с обработкой потока всей поступающей информации. Информационная картина становится все более расщепленной, разнородной, твиттеризированной — миллионы фактов, мнений, идей и оценок противостоят друг другу, найти истину в этих потоках информации всё труднее. Когда мозг пытается употребить больше, чем способен, это приводит к пагубным когнитивным последствиям. Поэтому необходимо регулярно устраивать себе digital дэтокс — информационную диету.

Для жителя мегаполиса короткая прогулка или несколько минут разглядывания пейзажа за окном — хорошая возможность разгрузить психику

Но только при условии, если город представляет собой гармоничную визуальную среду, если он говорит со своим жителем эмоциональным языком образов, а не агрессивным навязчивым языком хаотичной информации — рекламы, слоганов и цифр.

Пешеходные зоны Москвы

— А вот такое понятие как «экологичность», что оно обозначает в психологии применительно к городу?

— По сути, экологичность — это проверка на отсутствие негативных последствий в результате каких-либо действий, изменений. Экологично — значит бережно в отношении существующего, не нарушая гармонии. Экологичны те действия, которые не вызовут фатальных, негативных последствий, не порвут существующих связей, не нарушают баланса. Этот термин корректен в отношении изменений как в человеке, так и в городе. Например, можно учить ребёнка плавать, неожиданно бросив его в бассейн — но это не экологично. Бороться с проблемой трафика неожиданно, закрыв, например, въезд в центр города для автомобилей, не экологично.

И мегаполис, и человеческая личность — это сложные целостные системы, у которых есть своя внутренняя экология

Необдуманные изменения одной части системы могут вызвать конфликты в другой. Так что, планируя любые глобальные изменения городской среды, необходимо проводить экологическую проверку: Каковы будут последствия? Как это отразится на функционировании всей системы и ее отдельных элементов? Улучшит ли это жизнь горожан? Движет ли это развитие города в сторону желаемых целей?

Социальное жилье, Англия

— Есть ли у психологов ответ на вопрос, какой цвет должен быть у жилья? Должен ли он соответствовать классу жилья или предполагаемому контингенту жителей?

— Конечно, стиль жилого комплекса и, в частности, цвет его фасада, является важным фактором, привлекающим определенную целевую аудиторию — контингент того или иного возраста, образа жизни, вкусовых предпочтений.

Жилые объекты одной ценовой категории, но разных стилей привлекут разных покупателей и тем самым создадут разные субкультуры

Обилие декора, лепнины, теплых тонов и золотых акцентов привлекают состоявшихся людей, для которых, тем не менее, остается важным подчеркнуть свой статус. Жильцы таких домов весьма консервативны и разделяют классические ценности. Радикальные и, возможно, вызывающие архитектурные ансамбли соберут под своей крышей нонконформистов, которым нравится выражать свою независимость от мнения большинства. Большие окна и необработанный кирпич лофтов выберут горожане, которым важна творческая, богемная ипостась себя и окружающего мира. Хорошая спортивная инфраструктура, наличие стадионов и спортзалов в непосредственной близости от дома, удобные варианты хранения велосипедов и сноубордов станут магнитом для людей, которым важен спорт.

Жилой комплекс "Нанодом". Нижегородская ул., вл. 11Б-11В. Проектировщик "Терра Аури"

Это факт — нам нравится те архитектурные решения, которые выражают наши ценности и убеждения, соответствуют нашему образу жизни

— А как насчет колористики объектов инфраструктуры — садиков, школ, больниц, а также гаражей, техстанций, автосервисов?

— Мы же говорим не o городах-радугах, как Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро или Чинкве-Терре, а более спокойных в цветовом отношении центрах урбанизации, да? Если так, то цвет здания может привлечь к нему внимание, обозначить функцию объекта, выделить его целевое назначение. Постройки, предназначенные для детей, есть смысл выполнять в ярких, жизнерадостных цветах (что, конечно, не отменяет необходимости соблюдения эстетических канонов, вкуса и чувства меры). Для ребенка очень важна индивидуальность и эмоциональная привлекательность здания, в которое он приходит каждое утро — школы или детского сада — в психологии это называется «положительная валентность». Здание должно нравиться. Кроме этого, оно должно быть «интересным», чтобы не надоесть. С этим хорошо справляются стеклянные и зеркальные поверхности, которые отражая окружающий мир, меняют здание в зависимости от погоды, времени суток и сезона.

Жилой комплекс на Ярцевской ул. ГК "ПИК"

Вестибюли Жилого комплекса на Варшавском шоссе, 141. ГК "ПИК"

Медицинские учреждения одним своим видом должны создавать ощущение чистоты, надежности и оптимизма. Что касается последнего, отличный пример — Московский Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, выполненный в ярких, сочных цветах. Одним своим фасадом это здание транслирует установку «все будет хорошо».

Что касается вспомогательных функциональных объектов — техстанций, автосервисов — цвет таких построек стоит выбирать с учетом их назначения. Лучше, если они заметны, привлекают к себе внимание, но не выпадают из окружающего контекста. Здесь полезно единообразие. Горожанин чувствует себя увереннее, если знает, что места с тем или иным функционалом по всему городу обозначены одним цветом.

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» на Ленинском проспекте. Проектировщик бюро Асадова.

— «Полезно» ли городу быть ярким?

Городу полезно быть гармоничным, целостным, сбалансированным, представлять собой гештальт, в котором разные элементы не входят в диссонанс. А с помощью какой палитры красок это достигнуто — серьезных, сдержанных или ярких, насыщенных цветов — думаю, не имеет значения. Это зависит от истории и темперамента города.

— Каким должно быть освещение в ночное время?

Освещение — это очень важный момент. Высокий уровень горизонтальной освещенности должен сопровождаться хорошей вертикальной освещенностью. Многочисленные исследования показывают, что улучшение уличного освещения приводит к резкому снижению числа ДТП и ночной преступности. Хороший уровень уличного освещения придает жителям города большее ощущение безопасности, создает дружелюбную атмосферу в городе и повышает качество жизни в нем. Уличные фонари и светильники создают особую городскую атмосферу, по хорошо освещенным пешеходным зонам хочется гулять.

Благодарим за помощь в подготовке интервью Кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ 

https://vk.com/akmeology

https://www.facebook.com/AkmeologyKafedra

www.psylabfocus.com


Изображения: pastvu.com, moschange.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.