ENG
 
Город

Поплывем-увидим. Перспективы трансформации Москвы-реки. 1935-2014 гг.

31 Октября 2014

В Центральном Доме Архитектора прошла открытая дискуссия, посвященная грядущей трансформации Москвы-реки, точнее ее берегов, в рамках единой концепции комплексного развития реки, над которой сейчас работают финалисты международного конкурса.

«Река должна работать, на ней должны быть события», — считает главный архитектор Института Генплана Андрей Гнездилов. Современный город, в первую очередь, ждет от реки принципиально нового качества набережных как важнейшего городского общественного пространства, и задуманная трансформация реки означает, главным образом, превращение ее в более доступную для города.

При этом сегодняшняя стратегия развития реки в сравнении с первым этапом реконструкции 1930-х годов прямых аналогий практически не имеет, признали участники дискуссии. Так что конкурсантам придется искать принципиально новые и современные решения. Хотя бы потому, что во времена идей генплана 1935 года были другими собственники территорий — сейчас же река принадлежит одним, берег другим.

Дорогомиловская набережная, 1950-е. Фото Наума Грановского

Купание в районе Кремлевской набережной

Разработка единой стратегии развития реки — жизненная необходимость всех крупных городов, которые обладают «водным ресурсом». Москва уже более полувека развивается отдельно от реки, фактически «не замечая» ее, ничего комплексно не делая с набережными, с длинными и разными по характеру берегами. 83 километра в черте города, а по двум берегам — более 200 — представляют собой частью неухоженные, недоступные места — где-то завод, где-то магистраль, где-то железная дорога, водоочистные сооружения, места не для прогулок. К примеру, на одной из трех площадок, для которых конкурсанты разрабатывают отдельные, более проработанных решения — деловом центре «Москва-Сити» — берег сегодня «формируют» причальные стенки заводов и заросли.

Набережная Москвы-реки

Андрей Гнездилов отмечает, что «не работают» и не раскрывают свой потенциал не только берега Москвы-реки, но и сама река, которая, кстати, полвека назад была местом активных «событий». Однако обживание набережных, превращение их в активные общественные пространства невозможно без решения другой глобальной проблемы — проницаемости прилегающих к ним кварталов. Чтобы вернуть жителей на набережные, нужно сделать их удобными и легкодоступными для всех слоев населения — пешеходов, велосипедистов, мам с колясками, автомобилистов, которые должны получить возможность оставить машину на специальной стоянке. Сегодня же, большая часть набережных — это территория исключительно машин, где пешеходам, мягко говоря, неуютно.

Канал Хорошёвское спрямление

Участники круглого стола пришли к выводу, что четких ответов, как решить все накопившиеся проблемы, связанные с рекой, пока нет, но они ждут результатов конкурса и революционных идей от проектировщиков, а также активной помощи властей города и горожан в преобразовании этих важных территорий.

Тем временем, многие города мира, включающие в свой градостроительный каркас реки, принялись использовать их в последние годы весьма активно. Современный город хочет не просто стоять на реке, но быть с нею в непосредственном контакте. Архитектор НПО «Исторические зоны» Института Генплана Ярослав Ковальчук считает показательным в этом плане новый жилой район на окраине Стокгольма — Standpark Hornsbergs.

Стокгольм-Standpark Hornsbergs © Åke E:son Lindman

Проект предусматривал соединение улицы и набережной, ограничение скорости автомобилей и отделение магистрали от жилых домов посредством строительства непосредственно рядом с ней общественных зданий. Заболоченный ранее берег стал насыпной зеленой набережной, и район начал жить полноценной, интересной общественной жизнью.

Стокгольм-Standpark Hornsbergs © Åke E:son Lindman

В Нью-Йорке 10 лет назад началось развитие набережных Манхэттена. Это был один из первых больших проектов мэра города Рудольфа Джулиани. Предполагалось проложить по периметру Манхеттена беговую и велосипедную дорожки. Был разобран и проанализирован каждый километр берега, сделана единая концепция, которая вошла в еще более глобальный план мегаполиса по развитию прибрежных территорий.

Набережная Ист-Ривер и скоростная магестраль FDR Driv над ней

Портал Архсовета Москвы поговорил с одним из спикеров круглого стола —архитектором и москвоведом Борисом Кондаковым — об уроках исторической реконструкции набережных Москвы-реки.

Для Москвы-реки самой главной вехой до сих пор остаются 1930-е годы. В этот период СССР активно готовился к войне, и река Москва рассматривалась как важнейшая транспортная артерия, которая соединяла пять морей. Были построены стратегические объекты — каналы Москва-Волга, Беломорканал, Волго-Дон, несколько спрямлений русла, как Хорошевское спрямление, Дорогомиловский канал, Москворецкий. Но в то ж время, помимо тактических задач, на фотографиях 30-х годов можно видеть, как река активно использовалась в повседневной жизни города. По ней не просто передвигались, на реке устраивались фестивали, заплывы, лодочные регаты. Чтобы уровень реки не поднимался и наводнения больше не тревожили горожан река «одевается» в гранитные набережные, в основном высокие. Однако были спроектированы и низкие, прогулочные, к примеру, Пушкинская набережная в районе Нескучного сада, где до сих можно спуститься к воде и пройтись несколько километров по кромке реки.

Пушкинская набережная. Старейший сохранившийся фрагмент подпорной стенки. 1915г. с сайта pastvu.com

Соревнования по прыжкам в воду на Москве-реке

— Какими, на ваш взгляд, были самые революционные идеи развития набережных в 1930-е годы?

Я бы не говорил о новаторстве, а об особом видении. 1930-ым, как и 1920-ым годам, было свойственно особое, я бы сказал, курортное представление о городе. Река в этом смысле — очень благодатная тема. Например, достаточно большой фрагмент реки — от Воробьевых гор и практически до центра — имел особый статус. Фактически водное зеркало на этом фрагменте в какие-то моменты становилось большой площадью, общественным пространством. Здесь проводились спортивные состязания, спектакли на воде. Кстати на этом фрагменте берег открыт к воде больше, чем где бы то ни было в городе, что выражается в большем количестве спусков, низкой набережной, здесь мы можем говорить о «контактной» воде. Конкурсантам сейчас предстоит отстраниться от обыденности и увидеть в реке новые смыслы, новые качества, которые она могла бы дать городу.

Регата на Москве-реке. pastvu.com

— Насколько были реализованы все идеи, заложенные в планетой реконструкции?

Когда мы говорим о комплексной застройке берегов, которая реализовывалась, начиная с 1930-х,и предполагала, что оба берега должны были быть оформлены с отвечающим друг другу решением, очень сложно привести хотя бы один реализованный пример. Парные ансамбли нигде в городе не были воплощены полностью. Конечно, хотелось бы видеть эти неосуществленные идеи вне исторического ядра города. Например, на территории южнее Новоспасского моста. Этот фрагмент разрабатывал архитектор Г.П. Гольц. У него была своя концепция видения береговой линии с разнообразными протяженными зданиями и пунктирно появляющимися небольшими доминантами. По его замыслу, извилистое русло реки должно было читаться в перспективе города по этим доминантам. Это очень напоминает традиционный принцип приречных ансамблей Москвы-реки, расположенных вдоль бровки долины реки.

Реконструкция набережной в районе Киевского вокзала

Полукруглый дом «Советских архитекторов» на площади Киевского вокзала. Сходы, связывающие здания с водой были реализованы не везде

— Что мы могли бы взять сейчас из опыта тех лет?

Я думаю, что позаимствовать можно принцип единого фасада берегов реки. Из этого вовсе не следует, что река на большем протяжении должна быть решена одинаково. Река в разных частях города имеет различный характер — может быть решена как улица, магистраль, долина. Но всегда река в городе — это такой четко прочерченный разрыв в городской ткани, река должна иметь ясно считывающийся фронт. Я представляю себе, что для отдельных фрагментов реки могут быть разработаны свои правила застройки, свой дизайн-код, в котором будут прописаны свои параметры, высота застройки и основные объемные характеристики. Архитектура при этом может и должна быть разной. В 1930-е годы было выработано правило — прямое русло реки должно сопровождаться спокойной архитектурой, которая подчеркивает протяженный характер реки, тогда как архитектурные акценты (события) возможны в местах фокуса внимания на изгибе русла. Этот принцип может быть актуален и сегодня.


Изображения: © Åke E:son Lindman, oldmos.ru, eastriverferry.com,


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.