ENG
 
Город

Подземный мир метро. Самые интересные станции метро за рубежом

08 Июля 2014

В рамках объявленного в конце июня открытого конкурса на разработку дизайна новых станций московского метро - «Солнцево» и «Новопеределкино» – предлагаем зарубежный обзор самых интересных архитектурно-художественных решений этой типологии со всего мира.

За более чем столетнюю историю метрополитен стал не только жизненной необходимостью больших городов, но и символом мегаполиса, в котором каждый город пытается отразить свою идентичность. По мере развития этого городского вида транспорта осознавалась значимость метрополитена как общественного пространства, в котором житель города проводит немалую часть своей жизни. Поэтому оформлению станций уделяется много внимания: новые станции призваны поражать воображение, а старые превращаются во временные пристанища искусства.

Метро в Вашингтоне

Растущие потребности в скоростях сказываются и на строительстве метро: для оптимизации процесса станции могут быть построены по типовому проекту, как, например, в Вашингтоне (схожая ситуация с метро сейчас и в Москве), но все чаще каждому залу с платформой стараются придать индивидуальный облик, что помогает в навигации по запутанным веткам подземки.

Из недавно открытых станций самыми впечатляющими стали станции в стиле luxury в Дубаи. Здесь строится самое современное метро и самое дорогое: его стоимость 15 млрд. долларов. Дизайн станций воплощает идею четырех стихий – воды, земли, воздуха и огня. Так, станция Burjuman выполнена в виде ракушки, а ее интерьер украшен огромными люстрами в форме медуз.

Метрополитен Дубаи

Дорогивизна дубайского метро выражается не только в использовании натуральных материалов в отделке, новейших технологиях и наличии вагонов бизнес-класса, но и в высокой плате. Впрочем, даже и это не предел: уже через пару лет в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде, появится станция метро по проекту Захи Хадид, стены которой украсят пластинами из золота. По словам архитектора, при создании проекта она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции.

Если Восток поражает своей роскошью, то Запад делает ставку на искусство: проекты станций давно заказываются звездным архитекторам, а к оформлению привлекаются известные художники, скульпторы и дизайнеры. Одним из таких ранних опытов является стокгольмская подземка, которую  называют «самой длинной художественной галереей в мире»: 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики.

Станция метро.Стокгольм

Стены станций не стали ничем отделывать, а для сохранения фактуры скалы использовали «набрызг-бетон». Поэтому важную роль в дизайне играет цвет и свет.

Подсветка в метро Стокгольма

В течение последних нескольких лет в Неаполе развивается проект Metro Napoli’s Art Stations, в котором участвуют гуру мирового дизайна Алессандро Мендини, Аниш Капур, Карим Рашид и др. Уже видимый результат этого сотрудничества – станция Toledo, в отделке которой широко используется мозаика. Главной темой станции стала вода. Toledo была признана самой красивой станцией Европы в 2012 году.

Станция Метро Толедо в Неаполе

Другой подход демонстрирует станция Università, в оформлении которой принимал участие Карим Рашид. Дизайн задуман таким образом, чтобы поощрять посетителей к получению новых знаний и стимулировать их воображение и творческое мировосприятие. Все декоративные и структурные элементы совмещены с практическим функционалом станции.

Станция метрополитена в Неаполе»Università» (Университет; дизайнер – Карим Рашид)

Путешествие под землю всегда начинается на поверхности. Входы на станцию обычно напоминают спуск в подземный переход или имеют павильон, в котором располагаются кассы, турникеты и эскалаторы, ведущие к платформе. Впрочем, даже обычные спуски под землю без павильона архитекторы стараются сделать более заметными и, по возможности, в едином стиле, чтобы пользователи метро могли без труда отыскать ближайшую станцию.

Так, входы в парижское метро Эктора Гимара давно стали визитной карточкой города, а их бронзовые ограды с причудливыми формами – символом стиля модерн. Этот стиль настолько популярен, что используется в оформлении и современных станций – например, в Монреале.

Парижский вход в Монреале, 1968г.

Входы в нью-йоркское метро, как и его подземные станции, отличает функциональный подход. Главное в них – маркировка чрезвычайно запутанных направлений сабвэя: зайдя в неправильный вход можно уехать не туда, куда надо, а поиск правильного связан с потерей времени и денег – придется платить второй раз.

И даже в Нью-Йорке не остались в стороне от современных тенденций и стараются создать оригинальные наземные павильоны станций.

Southferry station

В Лос-Анджелесе для линии Redline был разработано типовое покрытие павильонов открытого типа, заметно выделяющее вход на станции из окружения.

Лос-Анджелес. Типовой павильон RedLine. 2012. Дизайн STV Incorporated.

Стекло  для входов в лос-анджелесское метро не очень типично,  как и использование типовых проектов. В отличие от сдержанного делового Нью-Йорка, калифорнийский вариант сабвэя отличается разнообразием материалов и архитектурных решений. В этом смысле оно похоже на московское, а дизайн некоторых станций уникален. Проекты станций были разработаны архитекторами при участии художников.

Vermont and Santa Monica , 1999, Проект Ellerbe-Becket

Как правило, павильоны, помимо лестничных маршей, оборудованы эскалаторами и лифтами для инвалидов. В зонах спуска продолжается тема, заданная архитектурой павильона. Из недавно открытых линий самыми примечательными входами выделяется Бильбао. В народе их называют “фостеритами” (“fosteritos”) – по фамилии Нормана Фостера, архитектора бильбаосской подземки.

Сэр Норман Фостер использовал традиционный для таких павильонов материал – стекло. Они повторяют форму изогнутых подземных туннелей, внезапно вынырнувших из недр земли на поверхность. Днем сквозь них проникает солнечный свет, а ночью они подсвечиваются. Впечатляет и вход по проекту Фостера на новой линии Jubilee Line Extension в Лондоне, на станцию метро Canary Wharf, расположенную в парковой зоне – на поверхности видны только огромные стеклянные козырьки трех входов.

Лондон, станция метро Canary Wharf-экстерьер.

Стекло не случайно является наиболее популярным материалом в обустройстве входных павильонов во всем мире: оно позволяет свету проникать глубоко под землю.

Лондон.Станция метро Canary Wharf

Отдельная тема – оформление наземных павильонов лифтов. Являясь чисто техническим сооружением, они способны стать ярким маркером станции в городской застройке. В Тулузе в 2008 году прошла акция по оформлению этих наземных павильонов, куда были вовлечены местные современные художники: таким образом власти решили не только обозначить собственно лифты, но и поддержать современное искусство. Во внешней отделке кабин используются современные материалы – керамическая плитка и пластик. 

 

Лифты соединяющие метро с улицей (Тулуза)

Продолжением наземных павильонов является зона эскалаторов. Здесь, как правило, преобладает функциональный подход, однако все больше встречаются решения, призванные создать максимально комфортные психологические условия перемещения пассажиров с поверхности под землю. В этой зоне большую роль играет свет и архитектура павильона, расположенного над ней.

Токио, станция метро Iidabashi

Станция Central Park по проекту Ричарда Роджерса в Каохсиунге мгновенно сделала этот город значимым местом для любителей современной архитектуры: необычный наземный павильон и гигантские террасы с подсолнухами обыгрывают тему парка, расположенного поблизости.

Central Park Station, Kaohsiung, 2008

А в канадском Монреале яркие витражи  художника Марселя Феррона уже 50 лет задают характер всей входной зоне. И даже при функциональном подходе эта зона может быть сделана запоминающейся и яркой.

Champs de Mars Station, Montreal, 1966, художник Марсель Феррон

Помимо строительства новых станций с ярким индивидуальным обликом по всему миру идет реновация старых. О самых интересных проектах мы расскажем в нашем следующем обзоре.


Изображения: (c) wikimedia.org, (с) Alexander Dragunov и др.


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.