ENG
 
Город

Победы нашей сборной: совместные проекты членов Архсовета

21 Июля 2014

Привлечение не одного, а целой команды архитекторов для проектирования жилья дает принципиально иное качество городской среды. Доказательством тому служат сразу несколько удачных примеров из опыта нашей столицы, к которым имели самое непосредственное отношение и многие члены Архитектурного совета Москвы.

Схема следующая. При проектировании жилого района «капитаном команды» выступает генпроектировщик. Он разрабатывает мастер-план застройки и ее дизайн-код – локальный градостроительный регламент, описывающий этажность застройки, требования к объемно-пространственным решениям, возможные цвета и облицовочные материалы для фасадов и т. п.  В рамках этих «правил игры» действуют остальные участники команды – тоже архитекторы: за каждым из них закрепляется один или несколько участков.

В результате получается эффект, за который мы так любим европейские города. Многоликая и разновременная архитектура – но при этом удивительным образом уместная и гармонично увязанная, разнообразная и многогранная. А это то, чего так остро не хватало тысячам и миллионам квадратных метров жилья, которыми заполнялась периферия Москвы в эпоху советского панельного строительства – да и постсоветского тоже. Среди инвесторов конца 90-х – начала нулевых вкладываться в архитектуру было не принято. Зачем, если спрос и так превышает предложение?

Жилой комплекс

«Палитра разнообразия»

«Первой ласточкой» и предвестником скорых перемен стал клубный квартал «Грюнвальд» на Сколковском шоссе. С необычной для России образца 2004 года инициативой выступил Сергей Чобан: «Мы применили революционную идею, когда привлекли к этому проекту сразу несколько архитектурных мастерских. Благодаря такому решению в квартале из 13 корпусов создается палитра разнообразия. Фасады пластически решены по-разному, из интересных материалов: натурального камня, металла с орнаментом… Многогранности комплекса способствует и форма зданий, которая каждым архитектором была выбрана своя. Мы проектировали квадратный дом, архитектурное бюро «Остоженка» (тогда в нем работал нынешний главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы и член Архсовета Москвы Андрей Гнездилов – прим. ред.) – дом-сектор, Assmann&Salomon – круглый, «Проект-Меганом» (во главе с членом Архсовета Москвы Юрием Григоряном – прим. ред.) – малый квадрат. Разнообразие творческих почерков добавило идентификации корпусам. Игра с формами, орнаментом и декорацией фасадов тем более важны в то время, когда вокруг строятся громады жилых комплексов, которые выглядят достаточно монотонно».

Жилой комплекс

Сергей Чобан – ныне руководящий партнер бюро SPEECH и член Архсовета Москвы – тогда только-только открыл в России собственное бюро, а до этого возглавлял берлинское отделение nps choban voss и довольно долго и успешно работал в Западе. Так что вполне естественно, что идея исходила именно от него: «командный подход» в свое время культивировался в Берлине, когда он стал объединенным. Целая плеяда видных архитекторов регенерировала старые кварталы германской столицы, руководствуясь мастер-планом действующего тогда главного архитектора города Ханса Штимманна (в настоящее время он тоже является членом Архсовета Москвы).

Над «Грюнвальдом», успешно сданным в 2010 году, тоже трудились сильные бюро ­– и пресса сразу же окрестила его «подмосковным европейским городком» и «оазисом современной архитектуры». Действительно, каждый из четырех типо-домов – запоминающийся мини-шедевр, непохожий на своего «соседа»: будь то «Вуаль» Антона Мосина и «Проекта Меганом» с подвижными ставнями, день ото дня меняющими рисунок фасада по прихоти жильцов, или цилиндр с парадоксальным названием «Кубус» немецких архитекторов  Франка Ассмана и Петера Саломона с объемной «оплеткой» из доломитизированного известняка.

Жилой комплекс

В принципе, рамки, задаваемые дизайн-кодом, который предложил Чобан, нельзя назвать жесткими: экологичность, инновационность, простота форм и «общий дух супрематизма». И тем не менее – благодаря единому мастер-плану – архитектура у клубного квартала тоже получилась «клубной», то есть сформированной единомышленниками с общей системой ценностей, и потому на редкость целостной и состоявшейся.

От клубного квартала к клубному городу

Микрогород в лесу

Малая (6 этажей) этажность, небольшое количество квартир, развитая инфраструктура, квартальная расстановка домов с внутренней закрытой благоустроенной территорией, свободной от машин, – все эти «блага цивилизации», доступные в «Грюнвальде», долгое время считались атрибутами лишь очень дорого жилья. Равно как и авторская архитектура. Однако уже в 2008 году по заказу RGI-International Сергей Чобан и нынешний главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который к тому времени стал вторым руководящим партнером бюро SPEECH, начали работу над проектом, обещавшим стать «новым словом в строительстве пригородных жилых кварталов». В «Микрогороде в лесу» на площади 77 га в Красногорском районе все преимущества и удобства жизни в центре совмещены со спокойствием и плюсами жизни в загородной зеленой зоне. В центре жилого района расположен большой парк, а все общественные комплексы, включая детские сады и школы, решены как здания подчеркнуто свободных, обтекаемых форм, которые органично взаимодействуют со своим природным окружением.

Микрогород в лесу

Правда, «Микрогород» позиционируется как жилье эконом-класса, и миллион квадратных метров в малоэтажную застройку никто вписать не пытался. Тем не менее, только дома первой очереди, расположенные ближе всего к Пятницкому шоссе, спроектированы 12-14-тиэтажными – внутри района высотность опускается для вполне сомасштабных человеку 7-9 этажей. Кроме того, проект использует все преимущества квартальной планировки – «живые» проницаемые улицы с социальной активностью, закрытые благоустроенные дворы.

Микрогород в лесу

А главное, ставка изначально сделана на индивидуальность как самих жилых домов, так и общественных пространств между ними. Оси улиц, на которые нанизаны пешеходные площади, жилые кварталы и социальные объекты, авторы трактовали не только как транспортные или пешеходные хорды, но и как анфилады визуально очень разных пространств. Для каждого дома, каждого подъезда и каждого холла были разработаны собственные дизайн-проекты, а обеспечить их подлинное разнообразие помогло приглашение опять таки большой международной команды проектировщиков. В частности, фасады первой очереди строительства были разработаны самими SPEECH, ТПО «Резерв», уже знакомой мастерской AssmannSalomon и еще одними специалистами из Германии из бюро LANGHOF. К проектированию второй очереди привлекли бюро Антона Мосина (он же сотрудничал с Чобаном в «Грюнвальде» – тогда еще в составе «Проект Меганом») и британца Уильяма Олсопа.

Микрогород в лесу

Для формирования индивидуального облика каждой секции архитекторы использовали не только разнообразные цвета и фактуры, но и такие элементы, как консоли, треугольные эркеры, французские балконы. Так и получилось, что каждый многосекционный дом выглядит как несколько зданий, плотно соседствующих друг с другом, – та самая имитация городской застройки, формировавшейся на протяжении десятилетий.

«Город-сад»

Пожалуй, самую большую архитектурную команду собрал комплекс «Садовые кварталы» в Хамовниках, возводимый на территории 13 га, ранее принадлежавшей заводу «Каучук». Комплекс, также состоящий из нескольких очередей и предусматривающий создание не просто жилья, но полноценной и привлекательной городской среды, стартовал в 2006 году. Его генеральным проектировщиком и идейным вдохновителем выступил архитектор Сергей Скуратов.

ЖК Садовые кварталы

Центром всей композиции архитектор сделал воссозданный пруд (некогда он здесь действительно был), с благоустроенными береговыми зонами которого системой пешеходных пространств связаны внутренние дворы каждого из четырех кварталов. Благодаря этим связям дворы свободны не только от автомобилей, но и от посторонних. В то же время центральная площадь делает территорию проницаемым городским районом, и авторы проекта надеются, что со временем здешние пруды станут среди москвичей местом не менее популярным, чем Чистые или Патриаршие.

ЖК Садовые кварталы

Для каждого квартала и каждого здания Скуратов разработал детальный дизайн-код, которому сохраненный кирпичный производственный корпус архитектора Р.Клейна задал истинно московскую палитру основных строительных материалов – кирпич и светлый натуральный камень. К разработке проектов этих зданий привлекли лучшие архитектурные бюро Москвы: «А-Б Студия», «Проект Меганом» (Юрий Григорян), «Бюро:500», «Остоженка», ТПО «Резерв» и SPEECH. Проект наделал много шуму: создание жилого района такого масштаба с нуля в историческом центре Москвы, да еще с привлечением крупнейших архитекторов, – случай беспрецедентный.

И сразу заговорили о том, насколько этот опыт может стать распространенным, насколько экономически эффективным привлечение нескольких бюро может быть для девелопера. На одном из круглых столов, говоря о «Садовых кварталах», Сергей Скуратов заявлял, что «фактически на отдельно взятых 11 гектарах предпринята попытка решить все те градостроительные и социальные проблемы, которые так остро стоят перед современной Москвой».

ЖК Садовые кварталы

На самом деле, в определенной степени это относится ко всем вышеописанным проектам. И мы, наконец, можем говорить о том, что начался постепенный переход от частного к общему, от качества среды отдельного района – к качеству среды целого города.

«Истина в вине»

Наконец, еще один пример совместного проекта – это жилой комплекс Wine House, строящийся в центре Москвы, между Садовнической улицей и Космодамианской набережной. Соавторами стали бюро Влаимира Плоткина ТПО «Резерв» и SPEECH, причем в данном случае идея пригласить сразу два коллектива архитекторов исходила от заказчика, который совершенно осознанно хотел получить в результате архитектурно многоликую застройку.

ЖК Wine House

Строящийся на территории, которую раньше занимал винный завод Петра Арсеньевича Смирнова, жилой комплекс представляет собой периметрально застроенный квартал, в котором прямоугольные в плане корпуса формируют широкий внутренний двор.

Поскольку одной из главных задач, стоявших перед архитекторами, было придание каждому отдельному зданию собственное узнаваемое «лицо», бюро поровну поделили корпуса между собой. Таким образом, лаконичные фасады Владимира Плоткина, представляющие собой белоснежную ортогональную сетку с крупными «ячейками» окон, чередуются с филигранно прорисованными фасадами Сергея Чобана, в которых рельефные поверхности сменяются сложными орнаментами. При этом генпроектировщиком и автором проекта благоустройства территории комплекса выступил ТПО «Резерв», а бюро SPEECH разрабатывало интерьеры общественных зон и следило за качеством всех фасадных работ.

ЖК Wine House

Сегодня, благодаря новой прозрачной градостроительной политике, девелоперы знают, что путевку в жизнь получают те проекты городских жилых районов, которые предполагают яркую (в противовес безликой панельной) архитектуру, четкое деление территорий на частную и общественную, благоустройство уличных и дворовых пространств, продуманную организацию транспортных и пешеходных потоков, социальные функции первых этажей.

И все потому, что над мегапроектом под названием Москва теперь тоже работает команда архитекторов – Архитектурный совет Москвы, сформированный вокруг главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Команда, которая, как мы видим, подобралась и «сработалась» далеко не вчера. И основные принципы, известные сегодня каждому инвестору, были опробованы еще задолго до назначения Кузнецова на правительственный пост. Но именно сейчас они становятся общепринятой нормой – и это самая главная «победа нашей сборной».


Изображения: предоставлены авторами проектов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.