История появления входных павильонов в парижском метро
Неотъемлемым элементом городского пейзажа Парижа являются элегантные входы в метро в стиле ар-нуво, которые являют собой собирательный образ Прекрасной эпохи конца XIX – начала XX века.
Благодаря причудливому хитросплетению железных узоров в форме растений и цветов, входы в метро стали своеобразным символом города, но это случилось не сразу. Горожане относились к тенденциям индустриализации с большим недоверием, и решение архитектора Эктора Гимара прибегнуть к нетрадиционной для тех времен архитектурной эстетике, было оценено по достоинству лишь спустя десятилетия.
Радикальная трансформация Парижа из средневекового лабиринта в мегаполис Второй Империи в 1850-1870 гг. совпала со строительством первой подземной железной дороги в Лондоне. И хотя волна сносов и реконструкций во французской столице мгла стать хорошим поводом для строительства метро, префект департамента Сены, Жорж Эжен Осман, не проявил особого интереса к этой схеме. Пока правительство и местные чиновники спорили о том, кто будет руководить строительством сети, горожане приходили в ужас от грядущей индустриализации и выражали свое крайнее недовольство.
Только Всемирная выставка 1900 года смогла убедить жителей в необходимости организации современной транспортной сети метро. Архитектор Шарль Гарнье, известный по парижскому Оперному театру, который сейчас носит его имя, в беседе с Министром общественных сооружений, выразил идею, что люди примут метро, если будут видеть в нем произведение искусства, а не только как индустриальное нововведение. Центральное общество архитекторов провело конкурс на дизайн надземных входов в метро. Несмотря на тот факт, что победителями конкурса стали архитекторы Дюре, Лямаскьер и Помьер, председатель муниципального совета Парижа, Адриен Бернар, отдал победу Эктору Гимару, известному архитектору, работающему в стиле ар-нуво, который не подавал заявку на участие в конкурсе.
Будучи выпускником Парижской школы изящных искусств, Гимар восхищался теориями Эжена Виолле-Ле-Дюка о структурном рационализме, не разделяя любви последнего к готической архитектуре. Под влиянием идей Виолле-Ле-Дюка, английского движения «Искусства и ремесла» и работ Виктора Орта в стиле ар-нуво, Гимар разработал собственную форму рационализма ар-нуво, которая сильно контрастировала с эклектическими, классицистическими предложениями его конкурентов. Именно поэтому Адриен Бернар проявил интерес к работе Гимара и объявил его победителем конкурса.
Если другие финалисты предлагали конструкции из камня, то по задумке Гимара, входы в метро должны были быть построены из железа и стекла. У такого проекта было несколько практических преимуществ: во-первых, железные сооружения занимают меньше места, чем каменные, что было важным фактором для многих зон, где должны были находиться входы в метро. Железо было также дешевле и удобнее в плане массового производства и транспортировки, чем камень.
Помимо соображений логистики, литое железо – это наиболее подходящий материал для создания переплетающихся натуралистических узоров в духе ар-нуво. Используя набор модульных структурных элементов, Гимар создал пять типов входов – от простых перил до просторных крытых павильонов. Общим элементом дизайна всех станций является характерная зеленая краска (для имитации патины на бронзе) и указатель «Métropolitain», шрифт для которого был изобретен самим Гимаром. Самый простой и распространенный вариант – стальные поручни с парными янтарно-желтыми фонарями в форме цветочных бутонов, которые освещают указатель «Métropolitain», установленный между ними. Но больше всего восторга в новых элегантных входных конструкциях вызывают у публики веероподобные стеклянные навесы над лестницами.
Несмотря на то, что входы в метро Гимара стали знаковым элементом парижских улиц, первая реакция горожан была далека от восхищения. Разгневанные парижане заявляли, что необычный шрифт указателей «нефранцузский», а искусственная зеленая патина – элемент «немецкого» стиля. К 1904 году была построена 141 станция с использованием 5 модульных вариаций Гимара. Тем не менее, самый поздний вариант для станции у Оперы Гарнье был отклонен Муниципальным советом, посчитавшим его стиль несовместимым с существующими архитектурными традициями города и неподходящим для станции возле Оперы.
На сегодняшний день сохранились лишь 86 из оригинальных 141 входов в метро. Остальные были демонтированы еще до того, как сооружения в стиле ар-нуво стали входить в списки охраняемых культурных объектов. Оставшиеся станции сегодня вдохновляют последователей одноименного стиля метро, с их зеленоватыми стальными решетками и элегантными буквами указателей, которые стали визитной карточкой парижского метрополитена. Несмотря на быстротечную популярность стиля ар-нуво и негодование современников, входы в метро, созданные Гимаром, как и их дальний родственник – Эйфелева башня – стали незаменимым и любимым символом Парижа.