ENG
 
Город

История появления входных павильонов в парижском метро

19 Января 2018

Неотъемлемым элементом городского пейзажа Парижа являются элегантные входы в метро в стиле ар-нуво, которые являют собой собирательный образ Прекрасной эпохи конца XIX – начала XX века.

Благодаря причудливому хитросплетению железных узоров в форме растений и цветов, входы в метро стали своеобразным символом города, но это случилось не сразу. Горожане относились к тенденциям индустриализации с большим недоверием, и решение архитектора Эктора Гимара прибегнуть к нетрадиционной для тех времен архитектурной эстетике, было оценено по достоинству лишь спустя десятилетия.

Радикальная трансформация Парижа из средневекового лабиринта в мегаполис Второй Империи в 1850-1870 гг. совпала со строительством первой подземной железной дороги в Лондоне. И хотя волна сносов и реконструкций во французской столице мгла стать хорошим поводом для строительства метро, префект департамента Сены, Жорж Эжен Осман, не проявил особого интереса к этой схеме. Пока правительство и местные чиновники спорили о том, кто будет руководить строительством сети, горожане приходили в ужас от грядущей индустриализации и выражали свое крайнее недовольство.

Только Всемирная выставка 1900 года смогла убедить жителей в необходимости организации современной транспортной сети метро. Архитектор Шарль Гарнье, известный по парижскому Оперному театру, который сейчас носит его имя, в беседе с Министром общественных сооружений, выразил идею, что люди примут метро, если будут видеть в нем произведение искусства, а не только как индустриальное нововведение. Центральное общество архитекторов провело конкурс на дизайн надземных входов в метро. Несмотря на тот факт, что победителями конкурса стали архитекторы Дюре, Лямаскьер и Помьер, председатель муниципального совета Парижа, Адриен Бернар, отдал победу Эктору Гимару, известному архитектору, работающему в стиле ар-нуво, который не подавал заявку на участие в конкурсе.

Будучи выпускником Парижской школы изящных искусств, Гимар восхищался теориями Эжена Виолле-Ле-Дюка о структурном рационализме, не разделяя любви последнего к готической архитектуре. Под влиянием идей Виолле-Ле-Дюка, английского движения «Искусства и ремесла» и работ Виктора Орта в стиле ар-нуво, Гимар разработал собственную форму рационализма ар-нуво, которая сильно контрастировала с эклектическими, классицистическими предложениями его конкурентов. Именно поэтому Адриен Бернар проявил интерес к работе Гимара и объявил его победителем конкурса.

Если другие финалисты предлагали конструкции из камня, то по задумке Гимара, входы в метро должны были быть построены из железа и стекла. У такого проекта было несколько практических преимуществ: во-первых, железные сооружения занимают меньше места, чем каменные, что было важным фактором для многих зон, где должны были находиться входы в метро. Железо было также дешевле и удобнее в плане массового производства и транспортировки, чем камень.

Помимо соображений логистики, литое железо – это наиболее подходящий материал для создания переплетающихся натуралистических узоров в духе ар-нуво. Используя набор модульных структурных элементов, Гимар создал пять типов входов – от простых перил до просторных крытых павильонов. Общим элементом дизайна всех станций является характерная зеленая краска (для имитации патины на бронзе) и указатель «Métropolitain», шрифт для которого был изобретен самим Гимаром. Самый простой и распространенный вариант – стальные поручни с парными янтарно-желтыми фонарями в форме цветочных бутонов, которые освещают указатель «Métropolitain», установленный между ними. Но больше всего восторга в новых элегантных входных конструкциях вызывают у публики веероподобные стеклянные навесы над лестницами.

Несмотря на то, что входы в метро Гимара стали знаковым элементом парижских улиц, первая реакция горожан была далека от восхищения. Разгневанные парижане заявляли, что необычный шрифт указателей «нефранцузский», а искусственная зеленая патина – элемент «немецкого» стиля. К 1904 году была построена 141 станция с использованием 5 модульных вариаций Гимара. Тем не менее, самый поздний вариант для станции у Оперы Гарнье был отклонен Муниципальным советом, посчитавшим его стиль несовместимым с существующими архитектурными традициями города и неподходящим для станции возле Оперы.

На сегодняшний день сохранились лишь 86 из оригинальных 141 входов в метро. Остальные были демонтированы еще до того, как сооружения в стиле ар-нуво стали входить в списки охраняемых культурных объектов. Оставшиеся станции сегодня вдохновляют последователей одноименного стиля метро, с их зеленоватыми стальными решетками и элегантными буквами указателей, которые стали визитной карточкой парижского метрополитена. Несмотря на быстротечную популярность стиля ар-нуво и негодование современников, входы в метро, созданные Гимаром, как и их дальний родственник – Эйфелева башня – стали незаменимым и любимым символом Парижа.


Изображения: .

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.