ENG
 
Премия архсовета 2018 — NEW — внутренние
Город

На старой сцене открылся реконструированный театр «Геликон-опера»

03 Ноября 2015

Театр вернулся на свою историческую сцену, расположенную в комплексе зданий усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице и отмечает завершение восьмилетней реконструкции серией гала-концертов. Над их сценографией работал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

2 ноября 2015 года «Геликон-Опера» открыла свой 26-й сезон гала-концертом в историческом здании на Большой Никитской улице. Специально к этому событию Сергеем Кузнецовым и архитектором Агнией Стерлиговой была разработана сценография, которая позволила продемонстрировать уникальные возможности новой театральной сцены, ее механику и самое современное освещение.

«Мы долго думали о сценографии нашего концерта к открытию нового театра и понимали, что перед нами сложная задача — удивить зрителя техническими возможностями нашей новой сцены и поразить красотой интерьеров и сценографией, гармонично встроенной в эти интерьеры. Мне кажется, у нас это получилось, благодаря таланту, креативности и высокому профессионализму Сергея Кузнецова», — рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

Портал Архсовета попросил главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова прокомментировать проект:

— Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над декорациями?

Сергей Кузнецов: Это мой первый опыт сценографии, и работа, конечно, была очень интересной, при том что я делал много разных проектов, помимо архитектуры, и издательских, и выставочных. Мы начали работу над проектом этим летом, совместно с художественным руководителем театра Дмитрием Бертманом, который является идеологом всего театра и спектакля открытия. В этом плане нам был дал определенный карт-бланш, хотя, конечно, мы согласовывали наши действия и представляли ему свои эскизы.

Чтобы погрузиться в тему, мы специально ходили с коллегами, смотрели спектакли на старой сцене, много времени проводили в театре, наблюдали, как они работают, чтобы понять атмосферу. Но надо еще сказать, что команда в театре, которая занимается сценографией в обычном режиме, сама по себе сильная, и они нам очень помогали.

— А в чем все-таки сложность и специфика работы сценографом для архитектора, который ранее этим не занимался?

— Самым сложным был, наверное, необычный режим работы: в театре все работают вместе - и художники-декораторы, и труппа, так что приходилось подстраиваться, тем более, что главные на сцене — актеры, тогда как архитектура здесь играет роль вспомогательную и служит оформлением для действа. 

Эскиз декорации к опере Князь Игорь

Эскиз декорации к опере Севильский цирюльник

— На чем строится концепция сценографии?

— В этом проекте мы старались сделать то, что отвечает духу самого театра, как институции, и духу театра как здания. И здесь, как мне кажется, были найдены интересные и одновременно современные формы представления спектакля, референтные и традиции русского театра, и русского искусства. Опыт совместной работы был, безусловно, позитивным.

Эскиз декорации к опере Набукко

Эскиз декорации к опере Борис Годунов

— Гала-концерты — своеобразный пролог к будущему сезону и, в частности, демонстрация новых возможностей сцены....

— Да, действительно, театр оборудован по последнему слову техники, и мы используем эти возможности механизации сцены, системы света, звука. Понятно, что и такие традиционные вещи как занавесы, проекции — все, что можно использовать в театре, даже дизайн интерьера, нами учитывались. Мы постарались все это задействовать, чтобы в открытии максимально показать, на что способен не только художественный коллектив, но и само новое помещение, потому что это все-таки серьезное обновление формата для театра.

Справка о проекте:

Театр въехал на Большую Никитскую улицу в 1990-е годы, а в 2002 году Правительством Москвы было принято решение о реконструкции и реставрации усадебного комплекса, являющего памятником архитектуры. Однако стройка затянулась, в частности, по вине подрядчика, и в итоге лишь в 2014 году АО «Мосинжпроект» возобновило работы и завершило проект в довольно короткий срок.

«Геликон-опере» исполняется в этом году 25 лет, и было бы неправильно, если бы в этот замечательный юбилей этого уникального творческого коллектива мы не закончили здание, в котором начиналась история», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин, поздравляя театр с возвращением на старую сцену. Пока реконструировался театр, по программе «Моя улица», тем временем, была обновлена и сама Большая Никитская, напомнил мэр, и сегодня здесь формируется целый театральный квартал, с приятной атмосферой и комфортной городской средой.

Проект реконструкции выполняли ЗАО «Фирма Вектор+» и ОАО «МАХПИ имени Академика Полянского». Структурно театр объединил все здания усадьбы с новопостроенным зданием в единый комплекс, получив тем самым необходимый набор помещений. Во дворе усадьбы появился большой зал-амфитеатр на 500 мест, со сценой, техническое оснащение которой выполнено на уровне лучших оперных театров мира. Малая сцена (на 216 мест), а также фойе и буфет остались в старом здании театра, которое было аккуратно отреставрировано. Здесь, в частности, была восстановлена подлинная лепнина XIX в., мраморные колонны, сохранен деревянный сводчатый потолок.


Изображения: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин, Москомархитектура, stroi.mos.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.