Москва-река поможет изменить город и самих москвичей
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал о том, как благоустройство набережных и прилегающих к Москве-реке территорий, поможет изменить город и самих москвичей.
«Сегодня основная наша задача – это вернуть город его жителям. Москвичам должно быть комфортно выходить на улицу, пользоваться городскими сервисами. Как ни странно, долгое время в столице доминировала идеология потребления – жилых, офисных пространств, транспортной инфраструктуры … но не пространства городского – улиц, дворов, площадей. Сегодня мы пытаемся двигаться в обратную сторону, ведь уличное общение дает массу плюсов, связанных со здоровым образом жизни, социализацией, повышением социального контроля», – рассказал Сергей Кузнецов в рамках всемирного конгресса ландшафтных архитекторов IFLA-2015.
Среди основных намеченных задач, к решению которых город приступил уже сегодня: приведение в порядок транспортной инфраструктуры, регуляция жилой и коммерческой застройки, разработка нормативно-правовой базы по приведению городских улиц к единому архитектурному облику (подсветка, рекламные конструкции, паспорта фасадов), благоустройство набережных, децентрализация города в целом.
Сергей Кузнецов: «В отличие от Петербурга, река не стала городской достопримечательностью. Злополучным в этом плане стал Генплан 1935 года, когда Москва-река была фактически вычеркнута из жизни города. Это привело к тому, что речные территории плохо функционируют, рабочий охват составляет всего 10% от всех прибрежных зон в пределах МКАД. Там проживает 2% населения, хотя по факту это самые интересные территории. Сейчас мы стараемся эту ситуацию исправить, раскрыть потенциал территорий, прилегающих к реке. Параллельно ведется работа с речным фасадом, большое внимание уделяется экологии, водной среде. Кроме того, будет разработана типология набережных, которые исторически всегда делились на разные типы.
Северо-запад Москвы – это в большинстве своем зеленые территории, более расположенные к созданию рекреационных зон. Центр города – это парадные набережные, по своему качеству сравнимые с набережными Петербурга и других больших европейских городов. На юго-востоке Москвы традиционно перемежались промышленные территории, с речным фасадом очень низкого качества, и плохо организованная жилая застройка. Поэтому ключевыми параметрами нашей работы стали: регуляция застройки вдоль реки, создание общественных пространств, центров притяжения, чтобы разбавить новым функционалом эту сегментированность».
Река в этом плане должна сильно помочь. Согласно концепции развития набережных, предложенной архитектурным бюро «Проект Меганом», вдоль Москвы-реки будут созданы 40 точек притяжения, так называемые «порты». Прибрежные территории будут благоустроены: там появятся новые культурно-развлекательные комплексы, спортивные объекты, будет налажена сеть велодорожек, построены жилые и офисные объекты. Кроме того, «порты» помогут «растянуть» центр города, что поспособствует, в свою очередь, борьбе с пробками.
Сергей Кузнецов: «Многие проекты на реке сегодня находятся в активной фазе развития, например, Москва-Сити, парк «Зарядье». Мы стараемся соединить эти точки на карте в единую картину с общими принципами: доступностью, проницаемостью территорий, экологичностью. Река станет связующим звеном не только для различных районов, но также поможет объединить город и живущих в нем людей. Мы будем не только благоустраивать набережные, но и строить мосты – транспортные и пешеходные. Их сейчас действительно не хватает: максимальное расстояние между двумя мостами, которое встречается, – 13 км. Также в планах – налаживание различных способов передвижения вдоль реки, которая сама по себе обладает большим транспортным потенциалом».
«Команда Москомархитектуры старается сделать город более комфортным, причем не только в центре. У нас есть большая программа по данному направлению: ведется проектная работа, разрабатываются стандарты и нормативы, например, по размещению рекламных конструкций и летних кафе, городской подсветке. Мы стараемся делать это очень тщательно: привлекаем к работе молодежь, зарубежных коллег, проводим серьезные международные конкурсы, вводим новые архитектурные практики. Плюс мы сейчас ведем активную работу по модернизации столичных ДСК. Надо понимать, что Москва – огромный город, нельзя сделать все сразу; мы успели навести порядок в границах «старой» Москвы и надеемся расширить этот опыт и на периферию», – отметил главный архитектор.
- Темы:
- Москва-река |
- набережные |
- мосты