Москва – в числе лидеров по использованию "умных" технологий горожанами
Москва находится в числе лидеров использования «умных решений» горожанами. Об этом говорится в опубликованном отчете McKinsey & Company «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?». Он рассматривает, насколько широко горожане используют умные технологии. "Архсовет" узнал подробности отчета.
Исследование охватывает 15 городов разных стран мира, в том числе Дубай, Гонконг, Мехико, Москву, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур и Шанхай, и является продолжением масштабного исследования Глобального института McKinsey, результаты которого были опубликованы под названием «Умные города: раскрытие потенциала интеллектуальных цифровых технологий» (Smart cities: Digital solutions for a more livable future). В новом отчете впервые сделан анализ, показывающий реальный уровень использования наиболее распространенных «умных решений» жителями городов, определены ключевые факторы, влияющие на уровень использования умных решений, и предлагаются меры, которые могут принять городские власти для повышения этого показателя.
«Благодаря применению технологий и цифровизации оффлайн-услуг жители получают возможность более эффективно и продуктивно использовать свои ресурсы и время, становясь умными жителями умного города», – говорит Джонатан Вотцель, старший партнер McKinsey & Company (Шанхай), директор Глобального института McKinsey.
В отчете рассмотрено 21 решение для населения – почти треть решений для умного города, которые могут быть широко внедрены до 2025 года. В отношении девяти из них, по которым есть достаточно данных на уровне отдельных городов, проведен более подробный анализ. К ним относятся заказ такси через интернет, электронные государственные услуги, электронная регистратура поликлиник, присутствие города в социальных сетях, системы велопроката, инструменты гражданской активности, сдача жилья в аренду, каршеринг и приложения для парковки. Дополнительно в отчете приводится обзор умных решений, которые пока не достигли массового распространения и по которым нет достаточных данных для детального анализа.
Москва находится в числе лидеров использования «умных решений» горожанами.
В области поиска медицинских учреждений и записи к врачам по показателю использования и количеству посещений сайта в исследованных городах выделяются две системы – Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС), представляющая из себя многофункциональную медицинскую ИТ-экосистему с возможностью записи к врачу, и служба записи Публичного объединения парижских больниц (AP-HP).
Москва также лидирует в использовании инструментов вовлечения гражданского общества в различные инициативы. Интересно, что в городах с платформами «первого поколения» часто запускаются и отдельные инструменты для краудсорсинга или голосований. Однако популярность подобных проектов невелика. Например, в Сеуле, где одновременно представлены две платформы – для информирования населением городских служб о возникающих проблемах и для голосования, более 110 тысяч человек установили приложение для голосования и менее 500 тысяч загрузили приложение для информирования о проблемах. Для сравнения, в Москве на платформе для голосования «Активный гражданин» зарегистрировано 2,1 млн пользователей, а на платформе для информирования о проблемах «Наш город» – 1,2 млн пользователей.
Авторы исследования также проводят анализ комплекса факторов, ограничивающих распространение умных решений в большинстве рассматриваемых городов.
Еще один рассматриваемый в отчете аспект – это влияние отношения городской администрации к умным решениям на их распространение. Будут ли люди пользоваться умными решениями, зависит и от городской администрации, роль которой может варьироваться от тщательного регулирования до управления внедрением. «Идеальная комбинация – это активные граждане и активная администрация», – говорит Елена Кузнецова, партнер McKinsey & Company (Москва).
По ее словам, исследование проводилось около полугода, а дополнительный отчет по использованию готовился еще три месяца. При этом отличительной особенностью стало то, что не всегда активность самих горожан с использовании "умных" технологий было связано с распространением Интернета в каждом городе. "Технологии уже перестали быть барьером. Дело скорее в культуре. Например, Токио, при стопроцентном покрытии интернета, показал меньшую активность, чем Сан-Паулу" - отметила Елена Кузнецова.
Основные выводы исследования:
- Умные технологии уже оказывают значительное влияние на образ жизни горожан. Решения умного города широко используются людьми в разных странах мира, уровень использования наиболее популярных решений во многих городах уже превышает 70%. Это означает, что они уже вошли в повседневную жизнь почти каждого горожанина.
- Лидеры внедрения умных решений – города в развивающихся странах. Города, где коэффициент использования умных решений превышает 30%, в основном находятся в развивающихся странах: Шанхай, Москва, Сингапур, Дубай, Гонконг, Сан-Паулу, Сеул, Мехико, Нью-Йорк.
- Наиболее значимый фактор использования умных решений – возраст. Активность использования умных решений зависит от ряда объективных факторов, в том числе от степени соответствия решения социокультурным особенностям региона. К наиболее важным объективным факторам относятся возраст и плотность населения, климат, обеспеченность общественным транспортом, уровень автомобилизации и показатели дохода. Например, при снижении среднего возраста населения всего на два года популярность умных решений возрастает на один процентный пункт.
- Наиболее распространенные и широко используемые жителями самых разных городов умные решения – разнообразные транспортные решения, а также электронные госуслуги. Например, медианное (по 15 городам) использование горожанами информации о транспорте в режиме реального времени - свыше 60%. Например, электронные сервисы заказа такси появились в большинстве крупных городов 3–6 лет назад и за короткое время существенно изменили облик сектора таксомоторных перевозок. Лидером здесь является Сан-Паулу. Москва – один из двух городов, жители которых отмечают наибольший уровень удовлетворенности этим сервисом (второй такой город – Сингапур).
- По ряду решений наблюдается широкий разброс использования. Например, решения в области поиска медицинских услуг и врачей в Москве и Париже используют свыше 50% горожан, а в других городах – менее 30% горожан. Велопрокат в Шанхае и др. городах Китая регулярно используют более 80% населения, а в большинстве других регионов мира его использование менее 30%.
Ознакомиться с отчетом можно по ссылке.