ENG
 
Город

Михил Ридейк построит на ЗИЛе пять жилых башен

12 Октября 2015

Известное голландское бюро Neutelings Riedijk построит на территории ЗИЛа иконическое здание, вдохновленное проектами конструктивистов. По функции это будет жилье с большой «городской площадью» в стилобате. Партнер Neutelings Riedijk Михил Ридейк рассказал порталу «Архсовет Москвы», как будет устроен этот объект, и что ему понравилось в современной Москве.

Михил Ридейк

 Ваше здание напомнило проект Наркомата тяжелой промышленности братьев Весниных. Известно, что Веснины строили ряд зданий на ЗИЛе. Это, наверняка, не случайно?

— Да, здание министерства тяжелой промышленности было одним из источников вдохновения, но я не хотел полностью копировать или воспроизводить его, конечно. Изначально дизайн-кодом общей концепции застройки, которую разрабатывал «Проект Меганом», предполагалась отступить новыми зданиями от бульвара, чтобы сохранить фасады существующих цехов как ценные элементы среды, тогда как сами жилые башни были бы отведены назад, в сторону парка (городской парк площадью 14,5 га является частью проекта застройки территории ЗИЛа — ред). Собственно, из этого и появилась необычная ориентация здания, которую мы попытались обыграть в своем проекте.

Братья Веснины. Проект Наркомтяжпрома. 1934 г.

— То есть стилобат у вас включает фрагмент сохраняемого цеха?

 Не обязательно.... На данный момент еще не принято решение о сохранении этого фасада, и нами разрабатываются разные варианты, предполагающие что-то, по высотности отвечающее историческим габаритам цехов. Но я бы сказал даже, что здесь важнее сохранить не сам цех, а создать яркий урбанистический образ, сохранив вот ту линию массивной стилобатной части (которая у нас высотой 16 м) вдоль всего бульвара. Мы проектируем этот фасад в сторону пешеходного фронта очень ярким и захватывающим.

Бульвар ЗИЛ

 Почти во всех ваших проектах внутри зданий активно работает общественное пространство — в виде улицы, может быть, некой внутренней площади. Как будет здесь?

— Это основной секрет нашего проекта: главная идея трехуровневого стилобата и есть то, что по сути — это центральная крытая улица, в которой будет находится фудкорт. С одной стороны, у нас есть пешеходная связь, соединяющая 9-й лот (небоскреб, проектируемый Asymptoteред.) и музей «Эрмитаж-Москва» — где будут находится небольшие ресторанчики и прочая общественная функция; и есть поперечная связь парка и бульвара, которая проходит сквозь здание. Таким образом, внутри нашего стилобата получается огромный перекресток, который открыт и со строны бульвара, и музея, и парка, в общем полностью проницаем.

Здание М. Ридейка - лот 10

 А вот эти пять башен, что это будет по функции?

— 75 процентов — жилье, или около 29 тысяч кв. м, и стилобатная часть — 8500 кв. м общественно-торговой функции. Она делится на две части — первая, это вот эта открытая улица, с фрешмаркетом, рынком и ресторанами; а на втором этаже — фитнес-центр.

 А как внутри работает этот диковинный фасад, напоминающий брильянтовый руст?

— Там будут окна, не сомневайтесь. Мы называем это bay window (эркеры — ред.), из которых открывается потрясающий вид на парк. Вообще у нас есть несколько концепций, как это сделать — с использованием бетонных панелей, может быть, медных или латунных, причем некоторые из них с перфорацией, чтобы было интересное освещение, а внутри встроено остекление. Опять же есть несколько вариаций — либо это делается наподобие лоджии, когда само остекление повторяет пластику металлических элементов, либо это т. н. Берлинский балкон, когда подоконник подходит к окну, но само окно повторяет точно также эту пластику.

 Вы наверняка не в первый раз приезжаете в Москву. В последнее время город довольно значительно меняется в плане общественных пространств. Вы это почувствовали?

— По сравнению с тем, когда я приехал сюда впервые 15 лет назад, общественные пространства развились невероятно. Я наконец-то вижу, что можно много где присесть, появились кафе, вынесенные на пешеходные улицы, велосипедные дорожки. Это прекрасно. Самое основное, чем начала заниматься Москва, это проектировать, организовывать пространство между домами, я называю это «архитектурой пустот». Однако, я считаю, на этом не надо останавливаться, нужно и далее акцентировать тему развития общественных пространств, поскольку все-таки именно они должны быть доминирующими в городе, тогда как в Москве до сих пор превалируют машины — основной акцент, основное движение, все, что вы видите, это транспорт. Нужно сделать все возможное, чтобы приоритезировать пешеходное, велосипедное движение. Если вы немного «подвинете» автомобили, вы получите городское пространство совсем другого качества.

 

 Сейчас Москва активно взялась за развитие общественных пространств основной водной артерии...

— Это ключевой момент! То, что мне особенно нравится в концепции «Проект Меганом» для ЗИЛа — то, что набережная — это общественное пространство. Изначально города базируются на реках, и градостроительно именно реки являются доминантой, зоной аттракции, поэтому необходимо делать их общественным пространством. В Москве, даже около самого Кремля набережные пока что забиты транспортом, и это настолько критично, что центр города сразу воспринимается именно с точки зрения машин. На мой взгляд, нужно акцентировать внимание на общественном транспорте, тем более, что в Москве он считается одним из лучших в мире, нужно агитировать за пользование наземным транспортом, велосипедами, и тогда сам напор автомобилей уменьшится.

 


Изображения: Neutelings Riedijk Architecten icw Project Meganom, store.onarchitecture.com, группа "ЛСР"


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.