ENG
 
Город

«Механика Москвы»: как устроена жизнь городских районов

14 Декабря 2015

9 декабря в рамках дискуссии «Применение результатов социологических исследований в градостроительной практике: возможности и ограничения» директор МИСКП Мария Привалова и руководитель исследовательских проектов Кирилл Пузанов представили свое исследование «Механика Москвы», посвященное изучению качества городской среды.

Проект появился в 2013 году как попытка общего аудита города. По словам авторов проекта, городскую среду необходимо оценивать с точки зрения субъекта — горожанина, человека, который живет в городе и пользуется его пространством, инфраструктурой и возможностями. Исследование «Механика Москвы» формулирует три ключевых вопроса:

— как устроена жизнь мегаполиса,

— как текущие изменения влияют на городскую среду и, что важнее всего,

— насколько городская среда комфортна для повседневного использования жителями. 

Кирилл Пузанов: «Одним из первых принципиальных решений в этом смысле был переход к районному уровню, потому что почти все административные округа в Москве – это города миллионники. Нам кажется, что город миллионник – это слишком большое обобщение, не позволяющее говорить о деталях, описывать социокультурные единицы. Поэтому район – это минимально возможное географическое деление, при котором уже можно говорить о каких-то деталях и территориальных спецификах, и которое все ещё позволяет пользоваться официальной статистикой. Так было придумано исследование «Механика Москвы».

Было проведено два больших опроса – зимой 2013-2014 гг. и зимой 2014-2015 гг. В каждом из них приняло участие порядка 12500 человек (в возрасте 18 лет и старше). Для оценки распределения населения по полу и возрасту в муниципальных образованиях использовались данные Всероссийской переписи населения 2010 года. Большинство опросов проводилось по телефону, в ТиНАО они частично проходили на дому. Кроме социологическим опросов, в исследование вошли еще около 120 различных показателей: статистика от департамента образования, министерства внутренних дел, а также множество геолокационных данных. Для определения значимых сфер развития городской среды был использован опыт международных исследований качества жизни. Учитывались как фактические показатели развития инфраструктуры в районах, так и практическая востребованность этой инфраструктуры жителями. В итоге ключевыми параметрами проекта «Механика Москвы» стали: безопасность, благоустройство, культура, образование, здравоохранение, экология, транспорт.

«Горожанин не живёт отдельно в управлении различных ведомств. Он живет внутри города, для него отдельные сферы взаимосвязаны. Поэтому для нас главное изучать и смотреть, каким образом связаны совсем разные сферы жизни, что они отличаются от района к району. Таким образом, исследование охватило 146 районов Москвы, и главное, что мы получили – это мнение горожан не о городе в целом, а именно об районе их проживания», - рассказала директор МИСКП Мария Привалова.

Руководитель проекта действующего Генерального плана города Москвы и руководитель разработки системы градостроительного зонирования территории города Олег Баевский отмечает:

«Я хочу обратить внимание, что каждый горожанин несёт в себе ценности как городского, так и сельского образа жизни, поэтому нет смысла обижаться. В различные периоды времени один тот же горожанин меняет свои социальные роли, и соответственно, потребности в различных типах организации городской среды. И в городе он должен находить все это, так что расширение средового многообразия – есть, на мой взгляд, критерий развития любой пространственной системы, в том числе и города. Типология данного исследования позволяет забросить удочки в этом направлении и в этом направлении копать. Поэтому мне это нравится, это очень продуктивно».

Так, оценивая значимость социальной и культурной инфраструктуры, исследователи выяснили, что наличие доступной досуговой инфраструктуры становится обязательны фактором для формирования у жителей досуговых привычек. Чем выше издержки на посещение учреждения культуры, тем сложнее выработать подобную привычку. При этом опрос на территории Новой Москвы показал, что самой опасной тенденцией в ТиНАО становится не отсутствие привычки ходить в театр, а апатичность по отношению к району в целом. Оказалось, что на присоединенных территориях вовлеченность жителей в благоустройство своего района ниже в 2 раза, чем в границах старой Москвы. Вовлеченность в культурные мероприятия – ниже в 6 раз, запрос на дополнительное образование и на развитие культурной сферы района ниже в 2-2,5 раза.

В то же время и внутри Новой Москвы есть различия. «Ближний пояс», урбанизированные территории вблизи МКАД, — это зоны, жители которых уже воспринимают недостаток инфраструктуры как проблему. В удалённом поясе, расположенном за ЦКАД и Троицком, городской образ жизни ещё не доминирует, поэтому отсутствие инфраструктуры не так беспокоит жителей. Примечательно, что на границе между двумя этими поясами, где многоэтажная застройка сильно обогнала развитие транспорта, по результатам исследования живут самые недовольные инфраструктурой москвичи. В целом, авторы исследования пришли к выводу, что помимо создания инфраструктуры, необходима реализация комплекса мер по созданию спроса на подобного рода услуги.

Олег Баевский: «Присоединённые территории» - это большой вызов для градостроительной деятельности, потому что эти территории обладают абсолютно иными предпосылками развития, объективными тенденциями, нежели территории сложившейся Москвы. Их соединение привело к тому, что город должен развиваться в двух противоположных направлениях: интенсифицировать использование старых территорий и создавать условия для некой территориальной экспансии на новых землях. При этом открытым остается вопрос: а что собственно город хочет сделать с этими присоединёнными территориями – заполнить хорошими кварталами юго-запада до самой Калуги или что-то другое? Я рискну предположить, что сейчас идет этап поиска пределов роста на этой территории, генерация абсолютно иных типов среды. Так сложилось в практике, что Москва развивалась как компактное урбанизированное образование, и тут впервые сельский житель появился в поле градостроителя, как полноценный москвич.  И город должен сформировать такие типы среды, которые позволят горожанам жить и работать в своем районе».

По словам эксперта, сейчас основная задача властей – обеспечить максимальную самодостаточность тех районов города, которые находятся на периферии и являются по сути самостоятельными мини-городами. Именно эти задачи отражены в документах территориальных схем развития Троицкого и Новомосковского административных округов, принятых 11 ноября 2015 года. В них подробно указываются объемы жилой, общественно-деловой и производственной застройки и социальной инфраструктуры.

«Эти территориальные схемы могут разрабатываться для административных округов и для районов города. Прекрасно, если у района есть потребность создать документ некой стратегии пространственного развития. Поддержка населения может обеспечить не только формальное выполнение юридических требований, но также оказать существенную помощь при разработке документа, который позволит консолидировать население этой территории. Такие исследования, как «Механика Москвы», могут во многом этому способствовать», - отметил Олег Баевский. 


Изображения: dmsasparchment.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.