ENG
 
Город

Как работают малые архитектурные формы

23 Сентября 2015

Сделав акцент на контакт с природой, урбанисты стали искать пути использования малых архитектурных форм совместно с компонентами живой среды для обеспечения более высоких экологических и эстетических качеств городских пространств.

В новой трактовке малые формы больше не выглядят как самодостаточные элементы, а включаются в сценарий развития территории как функциональная часть, с помощью которой человеку предлагается взаимодействовать с природой. Опыт европейских стран позволяет оценить очень широкий диапазон современного дизайна малых форм, в том числе навесов и пергол, причём отметить, как постепенно большинство из них обретает зелёную трактовку. Например, в новом жилом районе Skanstes Virsotnes в Риге навесы на крыше полуподземной парковки выполнены в форме стилизованных листьев дерева и окружены модулями с живой растительностью.  В Хельсинки, в район Арабианранта сделали покрытия над велопарковкой с использованием перголы, увитой зеленью. А в центре Парижа можно встретить навесы с зеленым покрытием, под которым обустроена зона Wi-Fi. 

В попытках разнообразить городскую утилитарную среду архитекторы и дизайнеры предлагают все более необычные элементы – складывается новый тренд «город как игра». Но помимо очевидной функции – сделать городскую среду более дружелюбной для населения – такие игровые проекты зачастую становятся частью медиа пространства или бренда. К примеру, датская железнодорожная компания ProRail придумала разместить в город Утрехте трубу для спуска к остановке. Она расположена рядом с длинными ступенями на железнодорожной станции и позволяет быстро съехать вниз к поезду, если очень спешишь. Одновременно «труба» является полезным функциональным элементом и превосходной игровой конструкцией, которая пользуется популярностью у журналистов и фотографов. Свою лепту в городское планирование внесло и массовое увлечение спортом. Например, компания Adidas построила на одной из станций метро грушу для бокса, чтобы жители города могли размяться или снять стресс.

В свою очередь, нарастающий интерес к альтернативным, более экологичным вариантам передвижения в городской среде, привел к тому, что практически неотъемлемой частью городского пейзажа стали велопарковки. Тут фантазия дизайнеров не знает границ. В американском штате Вирджиния сделали велопарковки в форме карманной расчески, в испанской Валенсии свой велосипед можно разместить в цветке маргаритки, а японская компания Store MUU создает специальные парковки-столы, за которыми можно пообедать, посидеть в интернете или даже полноценно работать в с девяти утра до шести вечера.

Обновленная Триумфальная площадь в Москве отлично вписывается в этот тренд. Ее самой обсуждаемой темой стали павильоны с качелями, добавившие площади романтики, подзабытой в годы ее бурной политической истории. Сегодня на Триумфальную возвращается настроение легкого и приятного времяпрепровождения, как в бытность поэтических вечеров, устраиваемых в оттепельные времена у подножия памятника Маяковскому.  

Качели сравнительно недавно вошли в набор малых форм урбанистической среды в Москве, впрочем, уже доказали свою популярность в ряде столичных парков. Как ни странно, пожалуй, именно качели стали новым символом Триумфальной, полностью изменив ее атмосферу. «Мне кажется, качели – это такой символ умиротворения и спокойствия, который расположен как раз перед выходом из метро. Подземка у нас, наоборот, ассоциируется с движением, беспокойством, городской суетой. Поэтому это замечательная идея – сделать на Триумфальной своеобразный «оазис» спокойного времяпрепровождения, дать людям возможность «выдохнуть», ведь здесь много различных учреждений, люди в основном работают, жилых домов практически нет. Им нужна пауза, и качели максимально символизируют эту идею отдыха», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Надо отметить, что сама идея с качелями далеко не нова. Так, в 2008 году урбанист Бруно Тейлор повесил качели на нескольких автобусных остановках Лондона. Позже инициативу подхватили городские активисты в Сан-Франциско Urban Swings, призывая добровольцев вешать качели на остановках и не только, внося спонтанную радость в жизнь горожан. А в 2011 году художники-дизайнеры в Монреале установили на автобусных остановках музыкальную инсталляцию «21 качели», своеобразный интерактивный музыкальный инструмент, где клавишами являются музыкальные качели, а музыкантами обычные прохожие. Мелодия может меняться в зависимости от темпа раскачивания, от количества движущихся качелей и от того, насколько они попадают в такт друг другу. Таким образом, участники могут взаимодействовать между собой для получения стройного музыкального звучания. Вдобавок ко всему, существует «секретная мелодия», которая играет, когда используются все качели. 

Самым ярким московским примером, демонстрирующим широкие возможности малых форм, стала, конечно, Крымская набережная. Главным архитектурным элементом здесь является волна: деревянные скамейки, пешеходные и велосипедные дорожки в форме «волн» и в таком же обрамлении крыши павильонов вернисажа. Для изготовления сидений специалисты из архитектурных бюро Wowhaus использовали дерево. Причем авторы решили сделать протяженными контуры сидений, превратив их в своеобразные «лежаки». Лавочки здесь также выступают в качестве средства обозначения границ и проходят нескончаемой волной-лентой через весь парк.

Таким образом, выбор формы и материала мест сидения зависит от того, в каком контексте они располагаются, как могут влиять на разграничение направлений движения людей и расположения сидящих прохожих, какие возможности восприятия окружающего ландшафта могут предложить для отдыхающих посетителей.

Грамотно размещенная растительность играет важнейшую роль в создании комфортного для человека пространства. Основная зеленая масса на Крымской набережной размещена за спинами сидящих, что, во-первых, дает ощущение «защитного экрана», во-вторых, позволяет разграничить открытое пространство на комфортные зоны. Также на набережной высадили высокие деревья, «спрятав» в них отдельно стоящие лавочки. Как правило, из соображений оптимальной эргономики, высота подобных сидений составляет от 45 до 50 см, а нижняя, вертикальная часть основания сидения используется в качестве подпорной стенки, удерживающей заключенную в контуре сидения массу грунта для посадки крупномеров.

Оригинальным выполнено и освещение: декоративные фонарики установлены группами среди растений на холмах, специальная подсветка сделана на всех дорожках. Под Крымским мостом появились два амфитеатра — светящиеся изнутри лавочки из дерева и светопрозрачного искусственного камня. Эффектно подсвечивается и центральная площадь с фонтанчиками, отделенная от Москвы-реки липовой аллеей. 


Изображения: Москомархитектура, Wowhaus


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.