Из грязи в князи: реновация заброшенных промзон у «большой воды»
В результате глобальных преобразований, которые ждут территории вдоль Москвы-реки после подведения итогов международного конкурса, с берегов почти исчезнут производства и порты. О самых чудесных превращениях приречных промзон в других городах – в нашем специальном материале.
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА
Первый опыт успешной и ставшей примером для подражания джентрификации производственной территории у «большой воды» был сделан более полувека назад. В 1962 году девелопер из Сан-Франциско Уильям Рот выкупил у прежних владельцев помещения шоколадной фабрики Ghirardelli и заказал фирме Wurster, Bernardi & Emmons разработку проекта превращения ее в комплекс ресторанов и магазинов.
Архитекторы не просто успешно справились с поставленной задачей – они спроектировали пешеходную площадь Жирарделли, которая с тех самых пор привлекает местных жителей и туристов открывающимся с нее живописным видом на залив.
От старых индустриальных и складских корпусов остались только фасады, но именно они создают ту приподнято-романтическую атмосферу, которая столь же характерна для средиземноморских средневековых крепостей, сколь редка в Северной Америке.
Вскоре другой местный застройщик, Леонард Мартин, вместе с архитектором Джозефом Эшериком переделали находившийся неподалеку бывший консервный завод в торгово-развлекательный центр. Магазины и рестораны объединились в нем с картинными галереями, клубом и кинотеатром.
Не менее стремительно перевоплотились в рекреационно-туристические объекты и портовые сооружения: в течение нескольких лет Рыбацкая гавань Сан-Франциско стала общепризнанной городской достопримечательностью.
СТРОЙКА ДЛИНОЮ В ПОЛВЕКА
Тогда же, в середине 60-х, было принято решение реорганизовать пришедшую в запустение портовую зону у западного побережья нью-йоркского Южного Манхеттена. Правда, на сей раз процесс занял несколько десятилетий и привлек целый ряд архитекторов и строительных корпораций.
Первый из проектов создания на месте промзоны многофункционального озелененного комплекса Бэттери-Парк-сити (Battery City Park) разрабатывался архитектором Уоллесом Харрисоном и ландшафтным дизайнером Полом Фридбергом. В 1969 году специально созданная управляющая корпорация BPCA представила детализированный план переустройства территории с возведением на ней двух «башен-близнецов» Всемирного торгового центра (WTC).
В 1979 году архитекторы Александр Купер и Стентон Экстут внесли в генеральный план комплекса значительные коррективы в духе «нового урбанизма». В соответствии с новым проектом территория площадью 92 акра получала нерегулярную планировочную структуру, соответствующую старой манхеттенской традиции. Через год в Бэттери-Парк-Сити построили первое жилое здание.
Основной объем строительных работ производился в 80-е. Так, с 1985 по 1988 годы на побережье Гудзона по проекту архитектора Сезара Пелли возвели четыре ярусные башни Всемирного финансового центра с примыкающим десятиэтажным зимним садом Winter Garden Atrium.
Комплекс продолжали достраивать и в следующем десятилетии, и уже в XXI веке, после трагических событий 11 сентября 2001 года. В 2010-м реализованный генеральный план Бэттери-Парк-Сити получил специальную премию международного Института городского развития, базирующегося одновременно в Вашингтоне, Лондоне и Гонконге. Сегодня это один из самых престижных районов Нью-Йорка: офисные центры международного значения и элитные жилые кварталы соседствуют здесь с отелями, множеством магазинов, ресторанами, музеями, гаванью для яхт и пешеходной прогулочной набережной.
НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Там же, в западной части Южного Манхеттена, только чуть севернее, располагается район Трайбека (TriBeCа – это Triangle Below Canal Street, «треугольник между канальными улицами»). Его называют родиной лофтов: в конце 60-х депрессивную территорию на месте бывшего центра текстильной промышленности начали активно осваивать художники и галеристы.
Переустройство колоритных индустриальных и складских корпусов, многие из которых были построены еще в период войны между Севером и Югом и могут быть с полным основанием названы ценными объектами исторического наследия, быстро стало популярным трендом. Уже к 1980 году, после нескольких лет активного редевелопмента , Трайбека превратилась в настоящий магнит для покупателей стремительно выросшей в цене ретро-недвижимости.
В 1998 г. на обширной территории непосредственно вдоль берега Гудзона был разбит вытянувшийся к центру Манхеттена Хадсон-Ривер-Парк (Hudson River Park) размером 550 акров. Теперь это одна из крупнейших рекреационных зон Нью-Йорка, уступающая по своей величине и значению только Центральному парку. Прибрежная парковая зона включает в себя и несколько пирсов бывшего речного порта, превращенных ныне в спортивно-развлекательные сооружения.
«СОБАЧИЙ ОСТРОВ»
В 1980-е годы по другую сторону Атлантики – в Лондоне – банкир Майкл фон Клемм подал идею преобразовать район обветшавших портовых доков и верфей в живописной излучине Темзы, издавна обозначаемой на картах британской столицы как Собачий остров (Isles of Dogs), в крупный деловой квартал. С 1988 по 1991 годы канадская компания Olympia and York построила в бывшей зоне упадка и неблагополучия первые несколько зданий нового «Сити».
В их число вошел крупнейший в Британии небоскреб One Canada Square. Одним из главных проектировщиков этой пятидесятиэтажной башни стал автор нью-йоркского Всемирного финансового центра Сезар Пелли.
Так Собачий остров превратился в «Канарский причал» – Кэнэри Уорф (Canary Wharh) – самый быстрорастущий деловой центр Лондона, место расположения штаб-квартир крупнейших мировых банков и корпораций.
Помимо 100 тысяч человек, ежедневно приезжающих сюда на работу, в Кэнари Уорф есть и собственное население, постоянно проживающее жилых апартаментах по соседству с офисами. Инфраструктура комплекса включает в себя крупнейший торгово-развлекательный центр и множество более мелких магазинов и ресторанов.
ЗАРЯД ЭНЕРГИИ
Преобразования берегов Темзы, начатые около четверти века назад, продолжаются и в других частях Лондона. Один из самых ярких сегодняшних проектов предусматривает создание новой уникальной городской среды в районе давно бездействующей электростанции «Баттерси». Она расположена к югу от центральных ансамблей Соединенного Королевства и представляет собой огромный кирпичный памятник стиля ар деко.
Мастер-план реконструкции территории, примыкающей к этой известной лондонской достопримечательности, разрабатывало американское проектное бюро Rafael Viñoly Architects. Среди прочего, там будут построены комплекс жилых домов с парком и многофункциональным общественным центром по проекту Фрэнка Гери и волнообразное в плане произведение Нормана Фостера – здание The Skylinе с медицинским центром, гостиницей, жилыми квартирами эконом-класcа и садом на плоской крыше.
ОЛИМПИЙСКИЙ ЗАДОР
Теперь перенесемся в южную часть европейского континента. Рубеж 1980-х – 1990-х годов ознаменовался созданием Олимпийской деревни в приморской зоне Барселоны. На месте депрессивной промзоны был возведен утопаюший в зелени благоустроенный жилой район с двумя небоскребами, множеством торговых точек и развлекательных объектов.
Главной достопримечательностью стал Олимпийский порт c причалами для 700 яхт. Именно с этого момента Барселона превратилась в курортный город, ежегодно привлекающий миллионы туристов.
Рамбла – знаменитая главная улица столицы Каталонии – получила продолжение в сторону моря. А построенный на побережье торгово-развлекательный комплекс «Маремагнум» с крупнейшим в Испании аквариумом заслужил самые высокие оценки критиков.
По словам известного искусствоведа Татьяны Каптеревой, его создатели «нашли простые, доступные массе людей праздничные, но лишенные роскоши и показной пышности формы, новые оригинальные применения дешевым материалам, установили неожиданные точки зрения, ритмы, детали. Достигнуто ощущение внутреннего подъема, которое в целом сопутствует посетителю Барселоны после олимпийских преобразований».
ТЕКУЩИЕ ДЕЛА ОБЪЕДИНЕННОГО БЕРЛИНА
Ближе к рубежу тысячелетий роль главного мирового урбанистического «ньюсмейкера» перешла к объединенному Берлину. Река Шпрее с расположенными по ее берегам многочисленными промышленными объектами и другие городские водоемы рассматривалась немецкими градостроителями (во главе с нынешним членом Архитектурного Совета Москвы Хансом Штимманном) как зона первоочередной модернизации. Берлинский Сенат по делам архитектуры и строительства разработал специальную программу застройки территорий у воды, осуществляемую и по сей день с истинно германской методичностью.
Одним из главных элементов речного фасада города стал новый комплекс правительственных зданий в излучине Шпрее, построенный в 1997-2003 годах и включающий в себя Канцлерский парк.
На месте бывших фабрик компании Siemens в районе Шпандау на берегу одноименного озера возведен жилой комплекс, проектировавшийся другим сегодняшним членом московского Архсовета – Сергеем Чобаном.
Опыт немецкой столицы в рассматриваемой нами сфере столь богат и разнообразен, что в 2004 году московскому Музею архитектуры имени А.В.Щусева удалось организовать весьма репрезентативную выставку под названием «Текущий Берлин. Современная архитектура вдоль воды».
Летопись преобразования прибрежных пространств продолжает составляться на наших глазах в самых разных точках земного шара. Очередь – за Москвой.
- Темы:
- набережные |
- промзоны |
- зарубежный опыт |
- Ханс Штимманн |
- Сергей Чобан