ENG
 
Город

Где бы припарковаться?

07 Мая 2014

Мы продолжаем серию материалов о том, как московские проектировщики реализуют концепцию дворов без машин. В этой статье речь пойдет о самой больной для москвичей проблеме – парковках возле дома.

Парковка возле дома

Замкнутый круг

Число автомобилей в Москве растет с каждым годом, и в 2013 году количество зарегистрированных в столице машин достигло пятимиллионной отметки. Безусловно, сейчас предпринимается целый комплекс мер, которые в перспективе должны «уговорить» часть москвичей пересесть на общественный транспорт. Гигантскими темпами во всех направлениях разрастаются линии метрополитена, запущен проект по превращению МКЖД в сеть городских электричек. Расширяются зоны платной парковки в центре и строятся перехватывающие парковки на периферии. Активно развивается и велосипедная инфраструктура.

Однако очевидно, что эти меры не заставят москвичей отказаться от покупки авто вовсе. Ведь не ездить на машине на работу каждый день – это еще не значит жить без автомобиля. Поэтому проблема парковки у дома останется столь же актуальной. И решать ее по-прежнему придется проектировщикам жилых комплексов.

Оставим за скобками элитное жилье и бизнес-класс, где есть и подземные паркинги и достаточный капитал владельцев для покупки парковочного места. Но вот в муниципальных домах и домах эконом-класса вопрос стоит крайне остро.

Подземный паркинг

Проблема очевидна. Строительство парковки (особенно подземной) стоит дорого, поэтому застройщик не может продать машиноместо за бесценок. Покупатель, вложившийся в жилье, а часто взявший для его покупки ипотечный кредит, не в состоянии нести дополнительные расходы на оплату стоянки. Так возникает замкнутый круг: нормативы заставляют застройщика вкладываться в парковку, продать ее он не может, а дворы «зарастают» автомобилями. 

Для справки. Согласно «Нормам и правилам проектирования планировки и застройки г. Москвы» (МГСН 1.01-99, пункт 9.3.3), для жилого квартала, жилой группы, жилого здания требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки. 

При застройке жилыми домами II категории (с обеспеченностью общей площадью до 30 м2 на 1 жителя) – не менее 1 машино-места на квартиру (девелоперы называют это «эконом-классом»); при застройке жилыми домами I категории (с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 м2 на 1 жителя) – не менее 1,7 машино-мест на квартиру («бизнес-класс»); а при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 м2 на 1 жителя) – не менее 2 машино-мест на квартиру. 

При этом цена одного места в наземном паркинге составляет в среднем 500 тысяч рублей, а в подземном – около 1,5 млн. руб. 

Под домом

Жилой комплекс на Пресненском Валу

Несмотря на дороговизну строительства, подземные парковки пока остаются одним из самых удачных вариантов решения проблемы. Они экономят место, не требуя дополнительной земли, которая в Москве стоит дорого, и не портят ландшафт.

Уже ставший хрестоматийным пример квартала на Пресненском Валу, где ГУП «Моспромпроект» строит муниципальные дома для переселения жителей пятиэтажек, будет оборудован именно такой парковкой.

Участок застройки здесь наискосок пересекает линия метро, поэтому паркинг разместится под пятью домами из шести. В проекте Пресненского Вала изначально планировали сделать два уровня подземного гаража, но затем от одного пришлось отказаться из-за экономии средств. Сейчас в проекте заложено 430 подземных машиномест на 662 квартиры. Плюс некоторое количество наземных – для тех, кто не сможет купить место под домом, и для гостей.

Жилой комплекс на Пресненском Валу

О том, насколько актуально стоит проблема парковок, рассказывает главный архитектор Пресненского Вала Станислав Михаловский. 

«По изначальному проекту планировки нам пытались заложить 1600 машиномест в подземной автостоянке. Когда мы спрашивали, зачем столько, нам отвечали, что для жителей близлежащих домов. А при таком раскладе у нас получался «уникальный объект», так как выходило больше 15 м под землей. Плюс масса других проблем – например, вода. Сейчас у нас глубинна 6 с небольшим метров, а вода начинается где-то на 7 м. Если еще чуть-чуть заглубить, то пришлось бы отводить воду. Все это делало проект значительно дороже, а этого нельзя было себе позволить». 

У дома

ЖК на Базовской улице

Иначе решили проблему парковки проектировщики «Терра Аури» – проектировщики жилого комплекса на Базовской улице. Автостоянка здесь запланирована наземная многоярусная и расположится она за пределами квартала на отдельной территории – сразу для жителей всех домов. Благо пространства хватает, да и земля на окраине не так дорога.

Квартал будет состоять из 12 корпусов, в общей сложности насчитывающих 2548 квартир. Около домов останется немного машиномест для жителей и гостей.

Базовская – проект муниципальный, поэтому стоимость здесь крайне важна, а отсутствие подземной парковки значительно удешевляет строительство. К тому же более дешевые машиноместа в наземной парковке будут доступнее для жителей. На Пресне, находящейся в центре и окруженной плотной застройкой, такое решение проблемы невозможно. 

«Многоэтажные паркинги, так называемые «этажерки», построят к 2015 году. Мы выбрали этот тип парковки, потому что подземная существенно удорожает проект. Так как проектировался сразу целый квартал, то паркинг рассчитан сразу на все жилые дома и инфраструктуру», – прокомментировал проект порталу M24 директор по маркетингу и PR «Терра Аури» Тимофей Фомин. 

В доме

Паркинг в ЖК Marina City, Чикаго

Помимо традиционных вариантов размещения паркинга существуют и новаторские проекты. Одной из свежих и необычных для Москвы идей является организация парковок на первых этажах домов. Такая практика существует в США, Китае и Европе. А самый известный пример – жилой комплекс Marina City, построенный в начале 1960-х годов в Чикаго.

Две башни, за которыми закрепилось название «кукуруза», устроены так, что 19 первых этажей заняты спиральной парковкой, на 20-м размещена прачечная, с 21-го по 60-й – апартаменты, а на последнем, 61-м, находится терраса с панорамным видом. Marina City – проект знаковый и амбициозный. Однако принцип парковки на первых этажах применим и в обычных жилых домах.

В Москве первый экспериментальный дом с автостоянкой на нижних этажах построит в Сосенском поселении Новой Москвы концерн «Крост» по проекту бюро «А-ПРОЕКТ».

Экспериментальный дом концерна

Паркинг на 600 машиномест займет стилобат высотой в несколько этажей. Над паркингом расположится необходимый в таких случаях технический этаж, а уже потом начнутся квартиры. 

У идеи размещения парковок прямо в жилых домах есть и сторонники, и противники. Выгода такого приема очевидна: экономия пространства и средств. Ведь встроенный паркинг не занимает отдельной территории и не требует повышенных затрат на подземное строительство.

Авторы идеи уверены, что такой путь решения проблемы совместит в себе все плюсы подземной парковки, находящейся максимально близко к квартире, и низкую стоимость наземной.

Противники говорят о повышенном уровне шума и загрязнении воздуха, от которых будут страдать жители такого дома. А также о том, что парковка прямо в доме опасна в пожарном отношении.

Однако удачные зарубежные примеры показывают, что эти вопросы решаемы.


Изображения: предоставлены авторами проектов и застройщиками, Wikipedia


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.