ENG
 
Город

Федерико Паролотто идет навстречу пешеходам

11 Марта 2014

6 марта в Музее архитектуры им. Щусева выступил Федерико Паролотто –  в большом консорциуме проектировщиков парка «Зарядье» он отвечает за транспортную часть проекта. На лекции Федерико рассказал о том, что такое транспортный «редизайн», и как восстановление двустороннего движения вокруг Кремля вернет пешеходам Москворецкую набережную.

Проект парка Зарядье

Пространства для людей

Федерико Паролотто – инженер, специалист по мобильности в высоко урбанизированных районах и старший партнер базирующегося в Милане бюро Mobility in chain, которое работает с крупнейшими архитектурными компаниями мира, вроде OMA или UN Studio. Впрочем, задачи, которые он ставит перед собой, звучат довольно необычно для «транспортника»: Паролотто говорит, что в первую очередь занимается развитием общественных пространств, а не дорог. Это, конечно, не значит, что традиционная транспортная проблема – добраться за кратчайшее время из точки А в точку Б – перестала существовать. Но в целом представления о транспорте – по крайней мере, в Европе, – действительно, стремительно меняются. Начиная примерно с 2000-х, когда впервые с 1960-х годов в кривой роста автомобилепользования был замечен спад.

Осознание того, что высоко урбанизированные районы, десятилетиями расширяя пространство для машин, фактически не оставили пространства для людей, породило острую потребность в экспертах по «редизайну» городских транспортных артерий.

Федерико Паролотто на лекции в МУАРе

Таким образом, стартовал обратный процесс: то, что в 1960-80-е было перепроектировано в пользу машин, начали отвоевывать в пользу пешеходного пространства. «В наше время площади и улицы города, которые невозможно пересечь, не спускаясь под землю, – это ненормально», – подчеркивает Федерико.

И вашим, и нашим

Важно заметить, что транспортный «редизайн», согласно Паролотто, не предполагает никакого нового строительства: его задачи – минимальными средствами дословно перекомпоновать пространство так, чтобы там возникло место не только для авто, но и пешеходов. Сокращая число полос и высвобождая их, к примеру, для общественного транспорта, город не снижает пропускной способности, отмечает эксперт. Она может даже вырасти – потому что дело не в количестве полос, а в их постоянной ширине и правильной организации светофоров, использующих, например, принцип перевернутого «бутылочного горлышка», выпускающего из «бутылки» наибольший поток машин.

Piazzale Loreto в Милане

Как все это работает, Федерико Паролотто предложил посмотреть на примере миланской площади Piazzale Loreto (Паролотто – член экспертного совета по развитию транспортной системы в новом мастер-плане Милана).

Загруженный транспортный узел, не оставлявший пешеходам никакой надежды пересечь площадь, был преобразован в новое общественное пространство. В самом центре города и без ущерба для автомобильного движения!

Проект для парка Зарядье

Двусторонний взгляд

Для Москвы опыт Милана интересен еще и тем, что по своей радиально-кольцевой структуре оба города похожи. Борьба с хаотичной парковкой в центре Москвы идет как раз в нужном направлении, считает Паролотто. И в то же время, введение улиц с односторонним движением не слишком верная стратегия. «Многополосные проспекты, упирающие в такие улицы, – это нонсенс!»

В проекте для парка «Зарядья», который Паролотто разрабатывает в составе консорциума-победителя конкурса, он предлагает вернуть двустороннее движение вокруг Кремля. И превратить многополосную «взлетную полосу», встающую у нескольких «бутылочных горлышек», в две полосы в каждую сторону плюс две полосы для общественного транспорта. Эксперт напоминает, что раньше здесь существовал именно такой принцип. Теперь же огромный поток машин, съезжая, к примеру, с Большого Каменного моста, встает у Манежа, потому что полос здесь всего четыре.

Проект для парка Зарядье

По словам Паролотто, иметь многополосное «взлетное поле» на мосту просто невыгодно, как невыгодно не оставлять полос для общественного транспорта, который физически занимает меньше пространства на дороге, чем личный транспорт, а перевозит почти в 10 раз больше народу.

Федерико уверен, что возвращение двустороннего движения вокруг Кремля позволит отвести часть транспорта в другие районы. Что, в свою очередь, станет шагом на пути возвращения пешеходам Москворецкой набережной, которую, напомним, собираются соединить с парком парящим мостом и снабдить променадом.

Проект для парка Зарядье

В идеале набережная должна стать зеленым бульваром, который мог бы закольцевать разомкнутый сейчас контур Бульварного кольца. Так, вместе с пешеходной Варваркой и Большим Москворецким мостом, «Зарядье» может впоследствии стать частью «нового зеленого пояса», тянущегося от парка «Музеон» через ЦПКиО им. Горького в центр города.

Редизайн набережной Сены

Предложенный Паролотто транспортный «редизайн» в самом центре Москвы, где до сих пор поговаривали разве что об изменении направления движения вокруг Кремля, выглядит не таким уж революционным в сравнении с недавним опытом Парижа: здесь оживленное шоссе вдоль набережной Сены просто закрыли для автомобилистов, превратив его в линейный парк.

Специально для скептиков – конец у истории счастливый: транспортного коллапса так и не произошло.




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.