ENG
 
Город

Автомобилям здесь не место: новый тренд – дворы без машин

16 Апреля 2014

В Москве набирает обороты концепция дворов без машин. Значительная часть проектируемых сегодня жилых комплексов будет строиться так, чтобы автотранспорт не мешал жителям.

Проект жилого комплекса на улице Базовская

Дворы задыхаются

О том, что московские дворы задыхаются от машин, известно давно. Недовольны и мамы с детьми, вынужденные лавировать между колесами по дороге на детскую площадку, и пенсионеры, с трудом обходящие припаркованные на тротуаре автомобили, и даже сами автовладельцы, которым вечером некуда деть свое авто.

Но для решения этой проблемы мало запретительных мер. Необходимы проекты, в которых транспортные и пешеходные потоки разведены изначально. Квартальный принцип застройки, внедряемый московскими властями взамен застройки микрорайонной, имеет своей целью поделить пространство на уличное и дворовое. Первое предназначено для общественных заведений и движения транспорта, а второе – для отдыха жителей дома.

«При квартальном подходе улица – это не дорога, а место, где пешеход может взаимодействовать с застройкой, что обеспечивает контроль и безопасность общественных пространств», – поясняет начальник Управления Архитектурного совета Москвы Евгения Муринец.

Проект жилого комплекса на улице Базовская

На практике существует несколько способов разведения пешеходных и автомобильных потоков. Самый простой и очевидный способ избавить двор от машин – горизонтальное зонирование, когда уже на начальном этапе квартал спланирован так, чтобы въезд на внутреннюю территорию был ограничен. Именно по такому принципу строится жилой район на улице Базовская в Западном Дегунино и в скором времени начнет возводиться квартал на Пресненском Валу.

Удачный опыт Базовской

Самым удачным подобным проектом на сегодняшний день является серия домов на улице Базовская в Западном Дегунино. По рекомендации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова проектировщики из «Терра Аури» использовали квартальный принцип расположения домов, и в результате дома здесь отгораживают двор, внутри которого спроектированы детские площадки и зеленые насаждения, а паркинг вынесен за его пределы.

Проект жилого комплекса на улице Базовская

Некоторое количество машиномест сделают по внешней стороне зданий, а основной – многоярусный – паркинг расположится за пределами квартала. Асфальтированная дорога, проходящая по периметру двора, предназначена исключительно для экстренных служб и местных жителей, которым нужно погрузить что-нибудь у подъезда. Но не для долговременного хранения автомобилей.

Первый двор без машин в центре

В центре Москвы первый двор без машин появится в квартале на Пресненском Валу, который планируется построить на месте завода «Красная Пресня» к 2016 году для переселения жителей «хрущевок». Генеральный проектировщик ГУП«Моспромпроект».Как и на улице Базовской, парковочные места здесь будут вдоль внешней стороны домов. Но основная нагрузка ляжет на подземную парковку, которая расположится под пятью из шести домов квартала и будет рассчитана на 430 машиномест (в комплексе 662 квартиры). Въезд в паркинг устроят за пределами двора. А во дворе разместятся разнообразные площадки: детские, спортивные, для отдыха.

Проект жилого комплекса на Пресненском валу

Запланирована специальная площадка для детей с ограниченными возможностями. Притом прогулочные зоны и площадки для спорта и отдыха рассчитаны и на жителей окружающих кварталов, испытывающих дефицит подобной инфраструктуры.

Рассказывает Станислав Михаловский, и.о. начальника мастерской №4 ГУП «Моспромпроект», комплексный ГАП по объекту «Жилая застройка по адресу Пресненский Вал, вл. 14».

«В отдельно взятом проекте жилой застройки устроить двор без парковок и проездов очень просто, проблемы никакой нет. Под двором подземная автостоянка, все дворовые проезды, предназначенные только для экстренных служб, в камуфляже благоустройства: газонная решетка, красивая брусчатка. Въезды во двор закрыты шлагбаумами или столбами с приводами. Это известно во всем мире, и вот дошло до нас – как тренд.

Проект жилого комплекса на Пресненском валу

На самом деле многие отечественные архитекторы применяли подобные решения и раньше, но эти решения умирали, не дойдя до реализации – где-то на стадии эскиза. Мы просто претворили теорию в практику.

В нашем случае закрытый от машин двор был изначально в ряду других контекстных задач. Проектируя общественную часть, мы преследовали множество целей. Была необходимость разместить на нашем участке общественные помещения на первых этажах, прогулочные пространства и зоны отдыха – по причине их почти полного отсутствия в окружающих кварталах. Была необходимость эти зоны отделить от внутриквартальных без использования заборов.

Проект жилого комплекса на Пресненском валу

Разрабатывая транспортную составляющую комплекса, мы стремились как можно меньше помешать пешеходной и общественной функции. Максимальное количество пожарных и технических проездов было решено в покрытиях благоустройства. Нет прямых, прострельных проездов, предназначенных для движения автотранспорта, – это поможет ограничить скорость движения автотранспорта и отпугнет желающих объехать пробку через двор. А въезд в подземную автостоянку устроен изолированно от общественной функции».

Для Москвы дворы без машин станут нормой

Интересно, что и Базовская, и Пресненский Вал – проекты муниципальные. Что наглядно подтверждает: дворы без машин, которые несколько лет назад считались роскошью, доступной только покупателям квартир бизнес-класса, сегодня успешно проникают в массовое строительство.

«Безусловно, основные принципы квартальной застройки должны быть занесены в градостроительные нормативы», – подчеркивает Евгения Муринец.

Проект ЖК

Так что с закрытыми от машин дворами сегодня проектируются и крупные московские территории, и подмосковные жилые комплексы. Планируется, что в Москве в той или иной степени этот принцип будет реализован в таких масштабных проектах, как жилая застройка на территории «ЗИЛа» и в поселке Коммунарка. А в жилом комплексе «Донской Олимп», рассмотренном на заседании Архсовета Москвы в феврале этого года, концепция дворов без машин получит дальнейшее развитие: здесь в подземном паркинге, предназначенном для местных жителей, выделят специальную зону для посетителей кафе, ресторанов и других заведений, расположенных на первых этажах.

О вертикальном зонировании в устройстве дворов без машин читайте в наших ближайших обзорах


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.