Автомобилям здесь не место: новый тренд – дворы без машин
В Москве набирает обороты концепция дворов без машин. Значительная часть проектируемых сегодня жилых комплексов будет строиться так, чтобы автотранспорт не мешал жителям.
Дворы задыхаются
О том, что московские дворы задыхаются от машин, известно давно. Недовольны и мамы с детьми, вынужденные лавировать между колесами по дороге на детскую площадку, и пенсионеры, с трудом обходящие припаркованные на тротуаре автомобили, и даже сами автовладельцы, которым вечером некуда деть свое авто.
Но для решения этой проблемы мало запретительных мер. Необходимы проекты, в которых транспортные и пешеходные потоки разведены изначально. Квартальный принцип застройки, внедряемый московскими властями взамен застройки микрорайонной, имеет своей целью поделить пространство на уличное и дворовое. Первое предназначено для общественных заведений и движения транспорта, а второе – для отдыха жителей дома.
«При квартальном подходе улица – это не дорога, а место, где пешеход может взаимодействовать с застройкой, что обеспечивает контроль и безопасность общественных пространств», – поясняет начальник Управления Архитектурного совета Москвы Евгения Муринец.
На практике существует несколько способов разведения пешеходных и автомобильных потоков. Самый простой и очевидный способ избавить двор от машин – горизонтальное зонирование, когда уже на начальном этапе квартал спланирован так, чтобы въезд на внутреннюю территорию был ограничен. Именно по такому принципу строится жилой район на улице Базовская в Западном Дегунино и в скором времени начнет возводиться квартал на Пресненском Валу.
Удачный опыт Базовской
Самым удачным подобным проектом на сегодняшний день является серия домов на улице Базовская в Западном Дегунино. По рекомендации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова проектировщики из «Терра Аури» использовали квартальный принцип расположения домов, и в результате дома здесь отгораживают двор, внутри которого спроектированы детские площадки и зеленые насаждения, а паркинг вынесен за его пределы.
Некоторое количество машиномест сделают по внешней стороне зданий, а основной – многоярусный – паркинг расположится за пределами квартала. Асфальтированная дорога, проходящая по периметру двора, предназначена исключительно для экстренных служб и местных жителей, которым нужно погрузить что-нибудь у подъезда. Но не для долговременного хранения автомобилей.
Первый двор без машин в центре
В центре Москвы первый двор без машин появится в квартале на Пресненском Валу, который планируется построить на месте завода «Красная Пресня» к 2016 году для переселения жителей «хрущевок». Генеральный проектировщик – ГУП«Моспромпроект».Как и на улице Базовской, парковочные места здесь будут вдоль внешней стороны домов. Но основная нагрузка ляжет на подземную парковку, которая расположится под пятью из шести домов квартала и будет рассчитана на 430 машиномест (в комплексе 662 квартиры). Въезд в паркинг устроят за пределами двора. А во дворе разместятся разнообразные площадки: детские, спортивные, для отдыха.
Запланирована специальная площадка для детей с ограниченными возможностями. Притом прогулочные зоны и площадки для спорта и отдыха рассчитаны и на жителей окружающих кварталов, испытывающих дефицит подобной инфраструктуры.
Рассказывает Станислав Михаловский, и.о. начальника мастерской №4 ГУП «Моспромпроект», комплексный ГАП по объекту «Жилая застройка по адресу Пресненский Вал, вл. 14».
«В отдельно взятом проекте жилой застройки устроить двор без парковок и проездов очень просто, проблемы никакой нет. Под двором подземная автостоянка, все дворовые проезды, предназначенные только для экстренных служб, в камуфляже благоустройства: газонная решетка, красивая брусчатка. Въезды во двор закрыты шлагбаумами или столбами с приводами. Это известно во всем мире, и вот дошло до нас – как тренд.
На самом деле многие отечественные архитекторы применяли подобные решения и раньше, но эти решения умирали, не дойдя до реализации – где-то на стадии эскиза. Мы просто претворили теорию в практику.
В нашем случае закрытый от машин двор был изначально в ряду других контекстных задач. Проектируя общественную часть, мы преследовали множество целей. Была необходимость разместить на нашем участке общественные помещения на первых этажах, прогулочные пространства и зоны отдыха – по причине их почти полного отсутствия в окружающих кварталах. Была необходимость эти зоны отделить от внутриквартальных без использования заборов.
Разрабатывая транспортную составляющую комплекса, мы стремились как можно меньше помешать пешеходной и общественной функции. Максимальное количество пожарных и технических проездов было решено в покрытиях благоустройства. Нет прямых, прострельных проездов, предназначенных для движения автотранспорта, – это поможет ограничить скорость движения автотранспорта и отпугнет желающих объехать пробку через двор. А въезд в подземную автостоянку устроен изолированно от общественной функции».
Для Москвы дворы без машин станут нормой
Интересно, что и Базовская, и Пресненский Вал – проекты муниципальные. Что наглядно подтверждает: дворы без машин, которые несколько лет назад считались роскошью, доступной только покупателям квартир бизнес-класса, сегодня успешно проникают в массовое строительство.
«Безусловно, основные принципы квартальной застройки должны быть занесены в градостроительные нормативы», – подчеркивает Евгения Муринец.
Так что с закрытыми от машин дворами сегодня проектируются и крупные московские территории, и подмосковные жилые комплексы. Планируется, что в Москве в той или иной степени этот принцип будет реализован в таких масштабных проектах, как жилая застройка на территории «ЗИЛа» и в поселке Коммунарка. А в жилом комплексе «Донской Олимп», рассмотренном на заседании Архсовета Москвы в феврале этого года, концепция дворов без машин получит дальнейшее развитие: здесь в подземном паркинге, предназначенном для местных жителей, выделят специальную зону для посетителей кафе, ресторанов и других заведений, расположенных на первых этажах.