ENG
 
Город

Архитектурный проект для Музея ГУЛАГа

10 Июня 2015

В 1-м Самотечном переулке появилось уникальное выставочное пространство — Музей ГУЛАГа, который переехал в новое здание с Петровки. Авторы проекта придумали архитектурное решение, которое не просто позволило превратить бывшее общежитие метрополитена в полноценный музейный центр, но и передало атмосферу и содержание экспозиции.

Отдельно стоящее здание в жилом районе Москвы музею выделили в 2012 году, а 30 октября 2014 года оно официально было передано Мэром Сергеем Собяниным. До этого музей размещался на Петровке, на площади, в четыре раза меньшей, чем сейчас: 3 367 кв.м против 850-ти.

Фото с сайта village.ru

Дом №9 по 1-му Самотечному переулку – бывшее четырехэтажное общежитие Московского метрополитена, которое до недавнего времени стояло заброшенным, но после реконструкции превратилось в настоящий символ. Даже издалека здание производит сильное впечатление: три фасада покрыты листами из натуральной меди, со временем они потемнеют до черноты. Это будет мрачный, если не сказать страшный, фасад. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность – старое здание музея было тоже из кирпича.

За дизайн отвечало архитектурное бюро Kontora: Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин (они уже проектировали для музея выставки и временные павильоны). Медь – недешевое удовольствие, в России нет опыта работы с материалом. Поэтому медь для музея архитекторы закупали в финском Пори и там же учились с ней работать.

Фото с сайта village.ru

За «живым» темнеющим фасадом Музей истории ГУЛАГа будет состоять из постоянной экспозиции, помещений для сменных выставок, кинозала, фондохранилища, исследовательского центра, студии визуальной антропологии, библиотеки, издательского и социально-волонтерского центров.

Архитектор Игорь Апарин: «Нам пришлось иметь дело со старым зданием, начала ХХ века. Оно долгое время стояло заброшенным, и внутри все давно пришло в негодность. Крепкими остались только ограждающие стены с отличной кирпичной кладкой. Внутри убрали все перекрытия, перегородки. Воткнули новый скелет в здание, металлический каркас. Образовалось высокое двухсветное пространство, то есть возникла абсолютно новая структура здания, а от прежнего строения остались только фасады. И мы максимально попытались сохранить их исторический облик. Что касается интерьеров, то там открытая проводка, обнаженная кирпичная кладка, другие натуральные материалы. Мы приложили усилия, чтобы все было очень тонко подобрано, чтобы подчеркнуть достоинство старого здания».

Окна залов, где разместится экспозиция, будут закрыты снаружи ставнями.

Внутренние интерьеры – предельно аскетичны. В оформлении используются простые материалы — кирпич, фанера, окрашенные акустические панели. Здесь нет кричащих красок, исключение составляет только желтый заливной пол “с чипсами” в административной части здания, который призван внушать сотрудникам музея и его гостям оптимизм. Музейная экспозиция займет верхние этажи, частично объединенные в двусветное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Эти остатки старых перекрытий словно напоминают о мрачной функции здания – рассказывать о преступлении века.

Фото с сайта admagazine.ru

Выставки музея по новому адресу будут открываться постепенно, а постоянная экспозиция станет доступна в конце октября 2015 года. Первым знаковым событием станет выставка проектов – участников конкурса на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий, который планируют установить на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. На конкурс поступило 338 проектов, которые рассматривает экспертный совет. В него, в частности, входят руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, главный архитектор города Сергей Кузнецов, председатель Союза архитекторов России, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусств Андрей Боков и т.д.

Фото с facebook Ольга Луговик

По итогам заседания 9 июня 2015 года члены жюри отобрали 15 лучших работ, и теперь экспертам предстоит определить финалиста. Предположительно 1 июля проекты можно будет увидеть на выставке в музее истории ГУЛАГа, а имена победителей объявят 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. 

Также в планах – разбить рядом с музеем «Сад памяти», куда привезут растения, камни и другие «значимые вещи» с территорий бывших концлагерей. Он станет общественной зоной, по вечерам музей будет закрываться, а Сад памяти всегда будет открыт для посещений.

Фото с сайта novayagazeta.ru

Директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов рассказал порталу Архсовета о том, как сплелись архитектура и история в новом здании, и  поделился своим виденьем будущего монумента жертвам политических репрессий.

— Современные музеи иногда слишком много внимания уделяют своей архитектуре. Новое здание музея истории ГУЛАГ лаконично – это связано с тематикой музея, либо Вы считаете, что архитектура не должна брать на себя слишком много в случае с музеями вообще?

— Я считаю, что архитектура музея может быть лаконичной, но форма должна быть связана также с содержанием и желательно, чтобы она его отражала. Архитектура музея должна работать на его коллекцию и главное послание, создавать пространство для их восприятия. 

Фото с сайта the-village.ru

— Какие архитектурные решения в проекте музея вы отметили бы как удачные?

— Нам удалось сохранить исторический, лицевой фасад здания, который выходит на Самотечный переулок, хорошо отреставрировав его.  Боковые и дворовый фасады нам пришлось утеплить и облицевать медью, соблюдая при этом нормы энергоэффективности. Медные фасады со временем потемнеют, а здание обретет еще более строгий вид.

Все время работы в музее я искал «правильные» архитектурно-планировочные решения. Были необходимы удобство и функциональность для посетителей и сотрудников – и в новом здании мы решаем эти задачи. К тому же, экспозиционные пространства отчасти отражают философию нашего музея. Подъемы на антресоли и выходы на балконы, с которых открывается вид на экспозицию, подсказывают посетителю, что над некоторыми историческим процессами необходимо «воспарить», чтобы понять, что это было. Затем мы спускаемся на землю и погружаемся в документы и другие свидетельства той эпохи.

— Департамент культуры совместно с музеем истории ГУЛАГ объявил открытый конкурс на создание проекта памятника жертвам политических репрессий. Место в градостроительном отношении очень важное. Какие критерии для оценки проектов вы бы выделили как наиболее весомые?

— Я бы назвал следующие: соответствие проекта теме увековечения памяти жертв политических репрессий; инновационность и актуальность предложения – ведь мы создаем монумент, обращенный в будущее; эстетическое качество проекта в целом; реалистичность исполнения и простота в эксплуатации.

— Какие еще современные музейные пространства вы бы отметили в Москве как удачные?

— Кажется, Еврейский музей все уже отметили за его техническое оснащение, современный дизайн и мультимедийность. Мне также хочется отметить Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, он не самый современный (открылся в 1987 г.), но зато это классический подход во взаимодействии архитектуры здания и содержательного наполнения. В нем можно ощутить классическую музеологическую школу, но влияние современных внедрений расстраивает.


Изображения: admagazine.ru, the-village.ru

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.