Архитектура высоких технологий: здание компании «ТМК» в Сколково
Здание Научно-технического центра «Трубной металлургической компании» является одним из ключевых градообразующих объектов на севере Инновационного центра. Московское бюро ABDarchitects проектировало его по итогам проведенного Фондом «Сколково» совместно с инвестором архитектурного конкурса. Портал «Архсовет Москвы» попросил архитекторов и представителей Фонда рассказать о проекте, градостроительных принципах и эстетике Иннограда.
Бюро ABDarchitects участвовало в архитектурном конкурсе наряду с такими крупными международными компаниями как NBBJ (США), Stefano Boeri (Италия) и Eller &Eller (Германия). Как пояснили представители Фонда «Сколково», конкурс проводился с целью посмотреть различные подходы и архитектурные «школы». Проект российского бюро дал убедительный ответ на все главные архитектурно-градостроительные принципы Иннограда: он отвечает экологичности, высокотехнологичным решениям и определенной стилистике и качеству среды, которая формируется для резидентов Сколково. В настоящее время здание находится в стадии активного строительства.
Комментирует Антон Яковенко, генеральный директор ООО ОДАС «Сколково»:
— Какое место этот объект займет в Иннограде с точки зрения его градостроительного окружения?
— Здание научно-технического центра является частью офисно-исследовательского ядра планировочного района D4. Оно представляет собой высокотехнологичный объект нового поколения, для реализации инновационных проектов ОАО «ТМК» — мирового лидера трубного бизнеса. Уникальные планировочные и фасадные решения делают его одним из ключевых градообразующих объектов на севере инновационного центра. Объект будет сертифицирован по LEED, что фактически означает широкое применением энергосберегающих технологий.
— Чем характеризуется инновационная эстетика Иннограда в плане его архитектуры?
— При планировании города инженеры, архитекторы и дизайнеры придерживались самых прогрессивных строительных стандартов. Малая высотность, плотность застройки, приоритет экологическим решениям и продуманная транспортная инфраструктура призваны обеспечить людям высокие стандарты качества жизни. Застройка и ландшафты объединены композиционно и стилистически. Каждый из четырех районов города полностью автономен и предоставляет все необходимые условия для труда и отдыха. В то же время все районы, а также центральная зона городской инфраструктуры и зона озеленения составляют единое пространство, образующее инновационный центр «Сколково».
— Какие объекты близки к реализации, помимо «ТМК»?
— Среди объектов, которые должны быть построены в Иннограде к 2020 году, в активной фазе проектирования и строительства находятся 1,2 млн квадратных метров площадей различного функционального назначения, в т.ч.
Офисы и научно исследовательские центры
- Сколковский институт науки и технологий
- Научно-исследовательский комплекс Технопарк
- IT-кластер
- Научно-исследовательский центр ЗАО «Трансмашхолдинг»
- Научно-технический центр ПАО «ТМК»
- Научно-исследовательский центр «Даурия Аэроспейс»
- Бизнес-центр «Галерея»
- Здание научно-исследовательского центра «РеноваЛаб»
- Центр обработки данных и Технопарк Сбербанка
- Научно-исследовательский центр «Татнефть»
- Научно-технический центр «Боинг» и «Международнойавиационнойакадемии»
Апартаменты
- Апартаменты D2-01-07, D2-09-11
- Преподавательский квартал
Инфраструктурные объекты
- Много-функциональный комплекс «Квадрат»
- Семейный кампус
- Спортивный центр
- Паркинг
- Логистический центр
Об архитектурно-планировочных особенностях объекта рассказывает главный архитектор проекта Илья Левянт:
— Вами отмечалось ранее, что при проектировании было важно вписаться в инновационную эстетику иннограда — как бы вы ее охарактеризовали?
— Прежде всего, эстетика Иннограда «Сколково» очень хорошо сформулирована в кодексах ИЦ «Сколково», где прописывается и колористка объектов, и их транспортная доступность, а также использование «зеленых» технологий со ссылкой на стандарты LEED, которые мы соблюдали при проектировании объекта. Это прогрессивный и ультрасовременный взгляд на архитектуру.
— В чем состояла сложность при проектировании здания?
— В рамках проекта было необходимо совместить две сильно различающиеся по нормам проектирования и технологии процессов функции: офисно-административную и испытательно-лабораторную зоны — иными словами, полноценный промышленный объект. Задача была их органично соединить, создать максимально комфортные условия доступа и работы в обеих зонах.
— Расскажите, пожалуйста, как сложилась концепция фасадных решений?
— Фасадные решения диктовались функциональной целесообразностью и корпоративной стилистикой компании «ТМК» с соблюдением всех пунктов кодекса Сколково. В итоге две части комплекса имеют свои оригинальные решения, работающие в общей стилистике: офисно-административная зона имеет стеклянный двуслойный фасад с декоративными элементами, присутствует озеленение кровли. Испытательно-лабораторная зона имеет вид промышленного здания — отличается отсутствием оконных проемов, вся система естественного освещения вынесена на кровлю. Фасад сделан двуслойным с использованием металлической сетки, за которой скрыта система шумопоглощения и осветительное оборудование.
— А на первом этаже предусмотрена какая-то общественная функция?
— На первом этаже есть просторный вестибюльный блок с атриумом, он не просто является простым КПП, но несет в себе важную репрезентативную иобщественную функцию. В нем есть зона переговорных, кафе, спроектировано помещение шоу-рума для экспозиции продукции и достижений компании «ТМК». Также от вестибюля в атриуме на второй этаж ведет лестница, которая соединяет входную группу с фойе многофункционального зала для проведения мероприятий. Все общественные пространства сориентированы на западную сторону участка, где проектом предусмотрена благоустроенная площадь и проходит бульвар — главная коммуникационная артерия Сколково.
— Каково функциональное назначение помещений в выступающих консольных элементах?
— В объемно-пространственной композиции комплекса есть две выступающие консольные части: многофункциональный двусветный зрительный зал, он функционально привязан к учебной части университета «ТМК» и является внутренним ядром, местом для проведения различных мероприятий.
Вторая консольная часть — это 7-й этаж, VIP-пентхаус для руководящего звена, имеющий визуальное панорамное раскрытие на три стороны — север, запад и юг — всю территорию ИЦ «Сколково». Также предусмотрен выход на эксплуатируемую кровлю.
— А какие объекты сформируют окружение вашего здания?
— Ближайшее окружение и форма проектируемого участка сформированы Проектом планировки территории ИЦ «Сколково», на который мы опирались в разработке данного проекта. Рядом расположен громадный объем в виде шайбы, это перехватывающая парковка для гостей и работников ИЦ «Сколково». Тут они могут оставить автомобили и пересесть на экологически безопасный транспорт.
В городе предусмотрено 2 транспортные артерии — Главный Бульвар и Парквей (вспомогательная дорога). Бульвар создан для связи всех зон в единую транспортную сеть, на которой предусмотрено движение всех типов «зеленого» транспорта, пешеходные и велосипедные дорожки, Парквей, как вспомогательный элемент, служит для транспортного и логистического обслуживания города.
- Темы:
- офисы |
- Сколково |
- зеленое строительство