Архигид на день России
Как всегда перед длинными выходными, мы подобрали для вас места и мероприятия «must see», где бы вы ни оказались – в торговом центре «Каширский двор» или в Третьяковской галерее, под стенами Кремля или вблизи венецианских каналов, в Калужской области или даже в Берлине!
Праздники обещают быть жаркими – в такие дни хочется быть поближе к воде. Во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева продолжается начавшаяся в мае выставка «Диалог с водой. Ландшафтная архитектура Нидерландов». Более трети территорий этого государства располагаются ниже уровня моря, так что в «спорах» с водной стихией голландцам и впрямь нет равных. Они научились не просто строить валы и дамбы, но превращать их в бульвары и парки! Результатом симбиоза последних достижений науки и разработок современного дизайна в проектах голландских дизайнеров становятся комфортные и привлекательные общественные пространства. А так как Москву-реку уже официально признали «золотым запасом» и планируют в скором времени ее «освоить», открыв для пешеходов набережные и сохранив при этом транспортные функции (этим летом стартует большой международный конкурс), то голландский опыт в этих вопросах может оказаться весьма полезным.
Другой масштабный конкурс, связанный с ландшафтной архитектурой, уже завершился. Более того, на то, каким в итоге будет построенный по победившему проекту парк «Зарядье», вы можете увидеть уже сейчас – благодаря информационному павильону. Он установлен на территории парка со стороны Москворецкой набережной и в буквальном смысле позволяет заглянуть за строительный забор: купол центрального зала состоит из панелей с QR-кодами, с которых с помощью планшетного компьютера или смартфона можно считать всю информацию о прошлом, настоящем и будущем Зарядья.
Столь оригинальный – архитектурный и технократичный одновременно – способ подачи информации о проекте был придуман еще в 2012 году, для российского павильона на XIII архитектурной биеннале в Венеции. Команда авторов в составе Сергея Кузнецова, Сергея Чобана, Григория Ревзина, Константина Чернозатонского, Алексея Ильина, Марины Кузнецкой, Агнии Стерлиговой и Валерии Кашириной получила за него специальную премию выставки.
А вот автором самого первого русского павильона на Венецианской биеннале был Алексей Щусев. Ровно сто лет назад, в 1914 году, он создал «павильон-терем» в неорусском стиле – этому знаковому проекту и посвящена только что открывшаяся выставка «Русский павильон в Венеции: между прошлым и будущим» в ЦСИ «Гараж». Причем один из трех блоков экспозиции – это видео Shсhusev Architects, созданное институтом «Стрелка» для выставки Fair Enough в российском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года. В фильме, снятом в стиле рекламного ролика, сотрудники вымышленной архитектурной компании Shchusev Architects описывают творческий метод Щусева, используя цитаты из его статей.
Кстати, в этом году российский павильон, устроенный по принципу ярмарки, «продающей» идеи российских архитекторов за последние 100 лет, снова получил спецприз. Биеннале в самом разгаре, но если в июньские праздники вы действительно окажетесь в Венеции, не премините зайти и в павильон Москвы – громкую премьеру этого года наряду с павильоном Антарктиды. Проект «MОСКВА: пространство города» в рамках вневыставочной программы отвечает основной теме биеннале, сформулированной куратором Ремом Колхасом: «Как архитектура стала современной: 1914-2014». Экспозиция в залах и внутренних двориках венецианской церкви Санта Мария делла Пьета – это своеобразное путешествие по истории московской архитектуры за последние сто лет. Начинаясь с Саввинского подворья, через архитектуру авангарда, сталинский ампир и массовое домостроение, оно приводит в Москву будущего, которую символизирует инновационный проект парка «Зарядье».
Проект парка под стенами Кремля был выбран для показа «Новой Москвы» и в Германии. Выставка «New Moscow – Новая Москва» в архитектурной галерее Aedes в Берлине представляет современную градостроительную политику столицы России на примере двух масштабных международных архитектурных конкурсов – парк «Зарядье» и Государственный центр современного искусства.
Впрочем, в Европу удастся выбраться далеко не всем – и к счастью, насладиться ее архитектурными шедеврами можно будет и в России. Выставка «UN.IT–UNESCO ITALIA. Места Всемирного наследия ЮНЕСКО» в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева показывает исторические центры, археологические зоны и отдельные архитектурно-исторические памятники Италии глазами современных фотографов.
Если же вам ближе взгляд художника, то добро пожаловать в Инженерный корпус Государственной Третьяковской галереи. Большая выставка «Только Италия! Архитектурная графика XVIII — XXI веков», как можно догадаться из названия, тоже посвящена Италии – месту паломничества архитекторов и художников и родине современного архитектурного языка. Выставка представляет беспрецедентно широкий круг мастеров архитектурной графики с XVIII до XXI века и прекрасное оформление, навеянное пластической выразительностью форм итальянских памятников.
Кстати, после открытия пешеходных зон в районе Третьяковки вообще приятно лишний раз прогуляться. То ли еще будет, когда закончится строительство нового галерейного корпуса, на фасады которого тоже проходил конкурс, и задуманный здесь 80 лет назад музейный квартал, наконец, будет завершен.
Музейный квартал обещает появиться и в результате другого конкурса – на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Территория, ограниченная улицами Волхонка, Знаменка и Большим Знаменским переулком, должна стать не только самым современным «музейным городком», но и общественной пешеходной зоной с открытыми городу первыми этажами разнообразных объектов. Что особенно важно в свете того, что основная проблема здешних мест – откровенный диссонанс между большим числом архитектурных памятников, значимых культурных учреждений, открытых озелененных пространств и неэффективным характером их использования, плохой связанностью как между собой, так и с остальной частью города.
Подробным исследованиям «Кварталов Волхонки» в границах улицы Воздвиженка, Пречистенской набережной и Гоголевского бульвара, посвящена еще одна выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, в анфиладе главного здания. Вместе с находками междисциплинарных изысканий и проектными предложениями на выставке представлены графические материалы наиболее значимых проектов, разработанных для данной территории, из фондов Музея архитектуры. В их числе – чертежи и эскизы Библиотеки им. В.И. Ленина, Наркомата обороны, Дворца Советов.
Все это памятники временам расцвета так называемой «сталинской» архитектуры, которую лучше всего иллюстрируют, конечно же, «семь сестер» – семь московских высоток. И если вы до сих пор ни разу этого не сделали, то на праздники выпадает очередной шанс посетить интереснейшую экскурсию, посвященную знаменитым «сталинским высоткам». 15 июня в 12 часов узнать историю строительства, эксплуатации и реставрации зданий и судьбу создавших их архитекторов приглашает проект «Свобода доступа».
Окунуться в чуть более ранний период советской истории предлагает выставка «Авангард и авиация» в Еврейском музее и центре толерантности, посвященная беспрецедентно интенсивному для XX века диалогу между наукой, техникой и искусством. Наряду с авиационными реликвиями, историческими объектами, предметы быта, а также кино и музыкой, связанными с авиацией, здесь представлены работы Родченко, Лабаса, Суетина, братьев Весниных, Дейнеки.
Авангардисту-супрематисту Казимиру Малевичу посвящена отдельная экспозиция «Космос Малевича» в Центральном доме архитектора. Тут уже не просто авиация – выставка, приуроченная к дате смерти художника, сконцентрирована на космической тематике в его творчестве.
А чтобы приобщиться к эстетике авангарда с более практической стороны, отправляйтесь в культурный центр «АРТ-холл Юго-восток» в Выхино. В проекте «Достойное внимания» архитектор и преподаватель МАРХИ Александр Ермолаев решил рассказать о том, что такое «правильный дизайн» – не зацикленный на украшательстве и декораторстве, а естественно сдержанный и демократичный. Его традиции прослеживаются еще в народной культуре – протодизайне русского севера, а затем находят продолжение в «производственном искусстве» русского авангарда. На выставке представлены фото, макетные модели дизайна 20-х годов, экспериментального 60-х и некоторые предметы известных архитекторов-модернистов, а также объекты мастерской Ермолаева «ТАФ».
Задача выставки – завладеть вниманием широкой публики с целью привития вкуса, и место выбрано явно подходящее – «периферийные» галереи представляют жителям близлежащих спальных районов все более достойные проекты. Как было сказано в манифесте Московского урбанистического Форума 2013 года, «урбанистика возвращается к условиям жизни, работы и свободного времени основной массы жителей города. Периферия города – центр внимания. Здесь живет 90% жителей – здесь решается судьба мегаполисов». Именно этой теме посвящена специальная программа «В зоне урбанизма» в выставочномзале «На Каширке» торгово-строительного комплекса «Каширский двор». Основная экспозиция – это тематические «урбанистические» инсталляции и архитектурные макеты, живопись и графика, видео- и фото-арт.
Однако особый интерес представляют паблик-арт-проекты, использующие нетрадиционное расположение выставочной площадки – прямо посреди строительного рынка. И из строительных материалов, «найденных на месте», создаются произведения искусства. Так, прямо на фасаде торгового комплекса размещена инсталляция CONNECTOR из канализационных труб, претендующая на место в Книге рекордов Гиннесса. А «Серая зона – объект притяжения» – стилизованные серые «окна» вдоль аллеи парка «Садовники», по аналогии с «окнами» статусов в социальных сетях, в которых можно писать маркером, вступая в «диалог с искусством».
Да-да, словосочетание «диалог с искусством» приобретает все более буквальный смысл. Большую популярность приобретают арт-квесты – попробовать, что это такое, можно 12 июня в Музее Москвы. С 16 до 18 часов работники музея проведут игру-квест «Лист открытий» по экспозиции «Древняя и средневековая Москва», рассказывающей о заселении Московского края славянами, возникновении города, росте территории и изменении облика, жизни и быте средневековых москвичей.
Еще один аргумент в пользу Дня России в Музее Москвы – обширная десткая программа: от конкурса рисунка до танцевального марафона.
А на следующий день отправляйтесь с детьми в Калужскую область: 13-14 июня фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» проведет в Никола-Ленивце «Архстояние Детское», посвященное незаурядному отдыху разных поколений в пространстве искусства. Гости фестиваля прокатятся на поезде, созданном из диванов; проверят свои знания в лабиринте; исследуют носы, висящие на деревьях; создадут новые формы из абстрактного конструктора; громко покричат на рупорной поляне; передадут мысли на расстоянии; увидят, как пасутся на полях гигантские шары. Чем не повод хотя бы ненадолго покинуть столицу?
Праздники все-таки.
- Темы:
- выставки и инициативы |
- мероприятия |
- Зарядье |
- ГЦСИ