ENG
 
Город

5 городов мира с лучшими современными набережными

01 Июля 2015

Ценность прибрежных территорий современные города осознали не так давно, но очень быстро этот тренд набрал невероятную популярность. Реконструкция набережных стала частью процесса возвращения в оборот городских «периферий», и сегодня у воды вместо предприятий и автострад все чаще встречаются парки и общественные пространства. Портал Архсовета нашел примеры в 5-ти крупнейших городах мира.

Нью Йорк

История развития набережных Нью Йорка немного напоминает московскую —большинство городских районов в ходе индустриализации оказались отрезанными от воды промзонами, портовыми сооружениями, дорожной инфраструктурой. Береговая линия понемногу начинала развиваться со стороны Манхэттена, но единого плана не было. Поворотным стал 2011 год, когда был представлен долгосрочный комплексный план развития всего 520-мильного «водного фасада» Нью-Йорка — Vision 2020: NewYorkCityComprehensiveWaterfrontPlan.

Нью-Йорк

Грандиозный проект состоит из сотен отдельных программ и проектов самой разной направленности — от расширения набережных и пляжей до модернизации ливневой канализации. Конечной целью должно стать превращение всего берега в общедоступную благоустроенную территорию. В прибрежной зоне предусмотрено строительство жилья, коммерческая застройка и даже размещение безвредных производств, но обязательным условием является общественный доступ к воде, очистка реки и восстановление биоразнообразия, а также сохранение визуальных связей с водными пейзажами. Значительная часть берегов должна превратиться в открытые пространства с различными рекреационными функциями, привлекательными как для местных жителей, так и для обитателей других районов и для туристов.

Нью-Йорк

Гамбург

Подобный проект был успешно осуществлен и в Гамбурге. Там, где раньше располагался огромный порт, сейчас можно устроить пикник на газоне или выпить кофе, наблюдая за тем, как спешат на работу сотрудники корпораций в деловых костюмах. Хафенсити — самая крупная в мире портовая территория — трансформировался в абсолютно новый район: 157 га новой застройки стали туристической достопримечательностью и отличным примером яркой современной архитектуры.

Гамбург

Программа международного конкурса, объявленного в 1999 году, предписывала создать здесь новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города и скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Выиграли в этом состязании hamburgplan и KeesChristiaanse/ASTOC, и уже в 2001 году город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити до 2025 года. Район ежегодно посещает сотни тысяч туристов — и это при том, что его строительство до сих пор продолжается. В основе архитектурно-планировочной идеи победителей — максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней и поэтому обладает ярко выраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки. На отдельные объекты Хафенсити также проводились международные конкурсы.

Торонто

Торонто

Проект канадского бюро DTAH и голландского West 8, по которому развивается центральный участок прибрежной полосы Торонто, ориентирован, в первую очередь, на сокращение полос для движения автомобилей и расширение пространства для пешеходов, велосипедистов, спортсменов, художников, детей. Улица Квинс Ки, проходящая вдоль берега озера Онтарио, была уменьшена с четырех до двух полос, а ее часть, прилегающая к воде, превращена в пешеходную аллею, отделенную от города трамвайными путями. Нашлось место и для речного транспорта — архитекторы решили сделать над водой деревянный настил, от которого будут отходить причалы для яхт. При этом канадцы умудрились подчеркнуть и патриотические нотки через орнамент наземной части променада: из разноцветной плитки выложили огромные кленовые листы — символ Канады. Сами архитекторы из West 8 не скрывают, что вдохновением для их проекта послужил знаменитый бульвар Рамбла в Барселоне.

Торонто

Барселона

LaRambla — знаменитая центральная пешеходная улица, которая ведет туристов прямиком к городской набережной. Она протянулась почти на 5 км вдоль всего побережья Средиземного моря. Сегодня в это трудно поверить, но до Олимпиады 1992 года набережные и пляжи в Барселоне отсутствовали. На их месте был гигантский порт с множеством складских помещений, подъездных железнодорожных путей, обслуживающей техники. Жители говорят, что раньше море можно было увидеть разве что с крыш многоэтажных домов. Но к олимпиаде грузовой порт перенесли, а прибрежную полосу расчистили.

Барселона, набережная Moll de la Fusta. Разводной мост

Первой частью городской гавани, которая подверглась реконструкции, стала набережная Фуста, от Рамблы до Виа-Лайетана. Вдоль берега возвели современные отели, деловые центры, рестораны, посадили деревья и цветущие кустарники, ну и, конечно, открыли прекрасные городские пляжи. Практически вдоль всей набережной проходит многоуровневая магистраль, которая отделена от широкой береговой полосы пальмовой аллей. Над одной из полос автодороги проходит пешеходно-велосипедная зона.

Барселона

Комплексному и планомерному развитию прибрежных кварталов испанского мегаполиса способствовала политика городских властей, положенная в основу тщательно продуманной и цельной концепции архитектурного преобразования огромного района, граничащего и с морем, и с рекой. Барселона отказалась от точечного освоения набережных в пользу цельной концепции, и не прогадала.

Барселона

Осло

Осло расположено на берегу живописного фьорда, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями. Однако в 2000 году в норвежской столице стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда» (Fjordbyen), согласно которой полоса промзон должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры. В 2008 году была утверждена общая стратегия, а по отдельным направлениям проекта разработаны более конкретные программы.

Осло, Проект Stranden

Одним из первых стал район Тьювхольмен, на проект реконструкции которого был проведен закрытый конкурс. Его выиграл норвежский архитектор Нильс Торп с концепцией «Панорамный вид»: территория района была поделена на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло. Тьювхольмен — почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.

Осло, Проект Fjordbyen

В мае 2014 года завершилась реновация набережной Stranden — этот проект является первым этапом многоступенчатой реконструкции набережной в районе Акер-Брюгге. Двенадцатикилометровая полоса соединяет западную и восточную части города и должна стать его главным променадом. Архитекторы LINK Landskap восстановили открытое городское пространство, проработали концепцию торговой сети в этом районе, а также внедрили новые офисные площади. Уличная мебель была разработана в сотрудничестве с норвежской компанией Vestre и дизайнерами LarsTornøe и AtleTveit. Сейчас жители Осло и туристы могут сидеть, лежать, есть, читать, общаться или спокойно прогуляться по набережной, любуясь великолепными фьордами.

Осло, Проект Stranden


Изображения: hvatkin.com, golden-monkey.ru, protoronto.ca, pixabay.com, archmag.ru, lpsphoto.ru, andreev.org, norvegia.ru, Ghilardi+Hellsten и Studio HP, White & Rodeo, hqroom.ru, Tomasz Majewski


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.