ENG
 
Городской дизайн

Валерий Нефедов: «Как вернуть город людям»

18 Января 2016

В своей новой книге доктор архитектуры, профессор Кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Нефедов рассказывает, как с помощью правильной организации общественных пространств обеспечить оптимальную экологическую ситуацию в городе и максимально адаптировать среду к меняющимся интересам современного человека.

Книга «Как вернуть город людям» посвящена формирующемуся эко-сознанию современных городов. Как пишет Валерий Нефедов, его ключевыми индикаторами становятся развитие городских парков, прибрежных территорий, общественного транспорта и «зеленых» технологий в строительстве. Ландшафтный урбанизм как стратегия развития мегаполисов предполагает, что природа выступает в качестве основного фактора структурной оптимизации общественных пространств и взаимодействует с другими видами городских инфраструктур, включая транспортные сети и инженерные коммуникации.

О степени экологического благополучия среды, её социальной адаптации и, наконец, о реализации современных зелёных технологий в пользу живущего в городе человека можно судить по организации полноценной природно-парковой среды в городе. Парк перестал быть декоративным элементом, сегодня он способен заменить и дачу, и дальние путешествия.

Концепция зелёной трансформации — «парки вместо бывшей промышленности» — за последние полвека обрела в международной практике многократное подтверждение.

Парижские парки «Ла Вилетт» и «Ситроен» — прямое тому подтверждение. В них воплотилась новая идеология парка — как пространства свободы выбора рекреационных занятий и постоянного интеллектуального развития. Оба парка возникли на месте бывших промышленных территорий и превратились в благодатную среду для рекреации.

Развитие жилых территорий нового Стокгольма, включая возведение района Hammarby Sjostad, было использовано авторами проекта для организации берегового «камышового» парка, ставшего излюбленным местом прогулок местного населения. При этом из традиционного для исторических парков набора компонентов ландшафта в нём не осталось никаких следов, зато польза для экологии района обретена немалая — парк как устойчивая экосистема с механизмом саморегулирования стал фактором стабилизации ландшафта.

В большинстве случаев парки как часть новой зелёной стратегии города стали логичным результатом целенаправленной градостроительной политики по превращению бывших промышленных и складских территорий в жизненно важный для города элемент природной инфраструктуры, максимально приближенный к местам проживания большого количества людей и способствующий нормализации там экологической ситуации.

В книге «Как вернуть город людям» приводится множество успешно реализованных проектов ландшафтного дизайна, о которых читателям наверняка захочется узнать самостоятельно. Валерий Анатольевич также является активным пользователем Facebook и регулярно публикует примеры организации качественной и гуманизированной городской среды на своей странице в соцсети (авторская стилистика и пунктуация сохранены):

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городской ландшафт делать надолго и по-настоящему. Никаких иллюзий с однолетними растениями. Стабильно и надежно — природа в городе как дома. Минимум затрат на поддержание ландшафта. Всё просто растет и создает комфортную среду для человека... Не дорого и не монументально, но очень естественно».

HELSINKI. «Верные приметы наступившей зимы в финской столице — яркие краски вереска и хвойников до глубокой ночи. Вроде бы мелочь, а приятно, когда краски живой природы с утра до ночи наполняют городское пространство ощущением полноценной жизни. И не так дорого стоит, но в этом часть менталитета — всегда вместе с природой. В красках природы и обилии реальной растительности в январе можно легко разглядеть признаки не только иного отношения к природе и альтернативного представления о зимнем имидже городской среды, о смысле ландшафтного образования, но и заметить, что январь может быть наполнен многими источниками позитива для человека».

HELSINKI, VIIKKI. «Природные приоритеты жизни в городе проявляются в том, как хвойная растительность применяется для структурирования пространств, все более востребованных для постоянного использования — велостоянка около информационного центра „Корона“. Простая логика — полезны те виды растительности, которые всегда зеленые и не требуют никакого дополнительного ухода».

ESPOO, ESPOOLAHTI. «Площадь как общественное пространство меньше всего нуждается в монументах, напоминающих о прошлом. Гораздо больше пользы от того, что площадь может предложить для развития людей в будущем, включая их общение и развитие. При этом присутствие природы, в первую очередь, высокой растительности, как обязательный индикатор гуманности общественного пространства, делает пребывание на площади гораздо более привлекательным. Про малые формы и уличную мебель слова особые — именно они продвигают и развивают вкус населения, вытаскивая его из ветхих линий прошлых веков с бесполезным декорированием».

BERLIN, ADLERSHOF. «Если городскую площадь делать по уму, то дождевая вода там тоже может пригодиться. Просто где её больше, там вырастет больше травы. И с каменным мощением не стоит торопиться — чередование зеленых модулей с пониженной отметкой и брусчатки на площади уже не похоже на военный плац. И парадов там не предвидится. И для деревьев места много. Есть и где посидеть, и на что смотреть. Без монументов. Триумф природы на площади».

LYON, Cite International. «Уровень развития общественного транспорта и выделение для него специальных „зеленых“ коридоров — еще один из верных индикаторов наличия эко-сознания у очень многих людей, влияющих на развитие транспортной системы города. В Лионе для движения троллейбуса специально создана улица, по которой не ездят автомобили, но рядом ходят пешеходы и ездят велосипедисты. Создана среда для жизни без прессинга автомобилей с приоритетами человека и природа».

ESPOO, ESPOOLAHTI. «Городские площади возвращаются людям, когда машины с них уходят под землю. Но на земле от них остаются спуски в подземные парковки. Вопрос выбора строительных технологий — как сделать такой спуск не сильно раздражающим людей на площади — дело вкуса. Но шанс для эксперимента есть всегда, включая выбор оригинальной технологии печати на бетоне».

BERLIN, ADLERSHOF. «Поверхность городской улицы по-немецки. Удобно для пешеходов и велосипедистов. Технологично и эстетично. Никаких кошмаров тотального каменного мощения в один серый цвет. Появление новых „зелёных“ технологий и переход к реализации стратегии устойчивого развития позволяют минимизировать разрушительное воздействие на природу. Зарубежные города смогли продемонстрировать реальные шаги по изменению среды в пользу человека. При этом вектор развития всерьёз сместился в сторону ландшафтного урбанизма».

ESPOO, KAUKLAHTI. «Полихромия финской улицы с застройкой таунхаусами — разумный масштаб и адекватная природному окружению архитектура. Это когда разум зримо торжествует над распирающим желанием непременно построить себе коттедж-замок за городом на участке в пару гектар и обнести его забором, чтобы только ни за что и никогда не видеть соседа. Архитектура соседства и согласия как отражение состояния общества».

COPENHAGEN, Residence Frederiks Holm. «Среда для жизни без заборов и признаков элитности. Когда автомобили отступили перед приоритетами природы. Пространство торжества разума с мыслями о здоровье следующего поколения. Эко-сознание как фактор реального прогресса в обустройстве городской среды».

HELSINKI. «Зимним вечером под чередующимся дождем и снегом в финской столице можно заметить, что световой дизайн давно составляет особый смысл организации жилой среды для человека. Во дворе, не убитом свалкой машин, человек может почувствовать зримую безопасность благодаря световому сопровождению до самого ярко светящегося крыльца каждого подъезда».

ESPOO, NOKIA Headquarter in Keilaniemi. «Над идеей „архитектуры как продолжения природы“ финны работали очень давно. И даже уйдя в самые высокие технологии Hi-Tech, они не забывают, что вокруг самых современных зданий природы должно быть ещё больше».


Изображения: Валерий Нефедов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.