ENG
 
Городской дизайн

Правила дизайн-кода: зачем соблюдать стандарты?

04 Сентября 2014

В рамках конференции из цикла «Комфортный город» ГУП «ГлавАПУ» и Москомархитектуры эксперты и представители бизнеса обсудили, зачем в Москве вводятся «правила хорошего тона» для оформления вывесок, летних кафе и комплексного благоустройства.

Единые стандарты оформления или т.н. дизайн-код — новое и не совсем привычное в Москве явление. Нельзя сказать, чтобы ранее в этой области не действовали какие-то свои правила, но вот только комплексно городские власти взялись за облик столицы сравнительно недавно.

«Если мы хотим иметь порядок, а не „визуальный шум“ и хаотичное заклеивание городской картинки разными чужеродными элементами, правила необходимы, — уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Городу нужно вернуть жизнь и превратить его улицы из просто транзитного и часто небезопасного пространства в пространство, приятное для пребывания на улице».

Замусоренное информацией пространство городских улиц превращалось в «изнанку» города, где все красивое находилось внутри, считает зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук.

Татьяна Гук, Таисия Вольфтруб, Марина Морина, Екатерина Фефелова

Отношение к объектам благоустройства и авторскому надзору за качеством их проектирования, строительства и эксплуатации долгое время было именно таким, вторичным.

Хотя ландшафт не в меньшей степени, чем капитальные объекты формирует комфортность городской среды, подчеркивает Татьяна Гук. До того как Москва это осознала, правила дизайн-кода уже успешно действовали в других городах: например, в Санкт-Петербурге они были и остаются даже жестче, регламентируя размещение вывески и ее размер, местоположение летнего кафе на тротуаре, урны, контейнеры, остановки и проч. Сегодня уже регионы — Казань, Тула, Ижевск и другие города — перенимают опыт Москвы, что, по мнению Татьяны Гук, хороший сигнал.

Первым шагом на пути к расчистке городского пространства от «визуального мусора» стало распоряжение Мэра Сергея Собянина убрать перетяжки: по словам Сергея Кузнецова, это сразу преобразило облик многих столичных улиц. Общество, тем временем, очень чутко реагировало на все эти изменения. Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, которая была одним из разработчиков новых стандартов, рассказал, что когда проект впервые был опубликован на сайте студии, это вызвало рекордный интерес со стороны пользователей. И характерно, что самым популярным комментарием был «Когда же, наконец, и у нас в городе сделают что-то подобное...».

Эркен Кагаров, Софья Троценко

По словам Татьяны Гук, в процессе введения любых правил очень важно слышать мнение с обратной стороны.

«Мы пытаемся сделать универсальные правила с возможными вариантами использования и проводим семинары с представителями бизнес сообщества. Мы не консерваторы, мы слышим бизнес и по мере возможности вносим изменения в действующие нормативные акты».

По мнению Эркена Кагарова, жесткое регулирование не мешает делать творческие вещи — «ограничения даже увеличивают количество неожиданных решений», отмечает дизайнер. «Чем более развито общество в самых разных аспектах, тем более сложные правила определяют его жизнь. Сегодня уровень городской среды, применяемых технологий и подходов не очень высокий, и поэтому положительным является, безусловно, введение определенных правил в любой области. Их не существует только в чистом искусстве».

В качестве первого шага, как считает Эркен Кагаров, хорошо введение относительно небольшого количества относительно несложных правил. Так, в новом дизайн-коде есть простое правило размещения вывесок на зданиях до 1952 года постройки только из отдельных букв, или правило размещения вывесок только межу 1 и 2 этажами зданий. «Конечно, есть случаи, когда у нас до 1952 года есть конструктивистские здания, где в какой-то нише могла бы быть вывеска другого типа, — добавляет Эркен Кагаров. — Или вообще здание XIX века, где на старом фото видно, что вывески здесь были как раз на подложках. Но если мы сейчас это разрешим, мы не получим такой фактуры; по сути там используется только работа со шрифтом, а в современных условиях 3D принтеров, которые печатают цветные картинки, может получиться полный хаос».

Сергей Кузнецов, Петр Кудрявцев, Александр Кузьмин

Как считает партнер-основатель бюро Citymakers Петр Кудрявцев, сохранение облика Москвы, который формировался до 1980-х гг., когда появилась реклама и «буйство индивидуальности» важен, но при этом так же важно, чтобы «в наших проектах мы имели возможность экспериментировать с поведенческими сценариями, которые как раз формируются с помощью тех элементов, которые мы там устанавливаем».

Каждый район, отмечает Кудрявцев, должен иметь собственную идентичность, которая должна отражаться в этих малых архитектурных формах, но тот люфт, который регламентом определен проектировщикам, всегда должен давать свободу творческому решению.

Александр Кузьмин, руководитель Отдела строительства сети ресторанов «Якитория»:

«Спасибо за 902 Постановление и то, что мы теперь все находимся в одинаковых рамках. Мы сэкономили деньги на экспертизах и разрешениях. У нас 70 объектов и это внушительная сумма. Мы, конечно, говорили о том, чтобы все это унифицировать. Это подарок города в том, что с нас не взимают эту плату».

фото: signbusiness.ru

Ирина Митник, заместитель генерального управляющего по вопросам согласования сети ресторанов «Тануки»:

«Это очень убыточно — менять вывески, но рано или поздно ресторанам, которые существуют 5-6 лет, все равно надо проводить ребрендинг, иначе вывески притираются. В общем, мы довольны тем, что Москва перестает быть Шанхаем. Все эти огромные кубы вывесок — то ли куб за дом держится, то ли дом за куб, непонятно. Мы же все хотим быть большими.... Но когда все интеллигентно, везде маленькие красивые буковки — мы тоже хотим быть интеллигентным. Тем более что нас ограничиваю объемом и размером фриза, а не по стилю».

фото: wm-outdoor.ru

Идентичными на всей территории города должны быть и требования к оформлению летних кафе, подчеркивает Татьяна Гук; «смысл типовых решений с маркизами и прочими элементами заключается в том, что мы выносим оборудование, а не достраиваем здание — разница в этом». Индивидуальные решения будут, и они будут приниматься в стенах Москомархитектуры по регламенту, который на данный момент находится в разработке, продолжила зампредседателя. Но в историческом центре решения по кафе все-таки будут скорей типовыми.

В то же время где-то на набережных, площадях, внутриквартальных пространствах они, конечно, могут быть яркими и индивидуальными, отметила Татьяна Гук; «бизнес как раз нацелен на дорогие, качественные решения, где-то экстравагантные, поэтому мы открыты к обсуждению».

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» подчеркивает, что комфортный город — это не только правильная инфраструктура — дворы, пешеходные дорожки и освещение, но еще и открытый диалог руководства города и жителей. «Этот диалог начат, и мы все имеем возможность участвовать в этих городских изменениях». Сам «Винзавод», начав осваивать неблагополучную территорию за Курским вокзалом, столкнулся с острой проблемой пешей доступности, и она была решена при участии города, подчеркивает Софья Троценко. В частности, между «Винзаводом» и «Артплеем» появился благоустроенный сквер, и это только начало комплексного преобразования целого района.

Мартин Стокли

Эксперты сошлись во мнении, что правила дизайн-кода, конечно, нужны, но всякие правила нужно применять с умом — соотносить их с определенным контекстом, объектами и проч. Как отметил Мартин Стокли, специалист по городскому инжинирингу бюро Citymakers, нужно найти верную меру регуляции и меру этих ограничений, которые, несомненно, нужны городу, «ведь мы сегодня закладываем город на долгое время вперед...».


Изображения: Москомархитектура

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.