ENG
 
Городской дизайн

Хватает ли городу цвета?

19 Ноября 2015

Портал «Архсовет Москвы» попросил архитекторов и застройщиков рассказать о том, как с помощью цвета можно не только разнообразить визуальную городскую среду, но и сделать ее психологически комфортной для восприятия.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Архитекторы сходятся во мнении, что здания социального назначения должны быть необычными, привлекательными, яркими. Однотипность не соответствует характеру детского заведения и особенностям восприятия маленьких пользователей. Как отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, «архитектура, касающаяся детей, сегодня в городе однозначно один из трендов. То, что ребенок должен общаться с яркой, запоминающейся архитектурой, я считаю, обязательно. Через это общение у маленького человека должно развиваться и воображение, и понимание, что мир очень разнообразен и красочен».

Сегодня в столичных районах появляется все больше школ и детских садиков с индивидуальным обликом. В «спальных» районах столицы, где нет ярких образных зданий, архитекторы предлагают привносить культурный контекст и делать социальный объект общественным и градостроительным центром квартала. «В Бескудниково, районе с высотной застройкой, детский садик оформлен декоративными панно с фигурами в духе «крестьянского периода» Казимира Малевича. Он изменил масштаб всего квартала, став его новой смысловой доминантой, — рассказывает Ольга Бумагина, руководитель мастерской ППФ «Проект Реализация».

ДОУ в Бескудниковском микрорайоне, 7, корп. 11

ДОУ в Бескудниковском микрорайоне, 6, корп. 15

Детский сад на ул Свободы, вл. 63

Еще один пример — детский сад в Северном Тушино на улице Свободы, с идеей яркого сюрреалистического фасада в духе творчества Ман Рея. Садик как будто собрал в коллаж все цвета окружающей застройки. Его графичность и колористика нашли свое отражение в интерьерах — цветовых решениях мебели, оборудования, общественных, игровых зон и спален. «Фасады здесь навесные, из фиброцементных плит под нарезку, на стальном каркасе. В результате создается эффект мозаики, изображение не „нарисовано“ на фасаде — оно его структурная часть», — отмечает Ольга Бумагина.

Помимо эстетической и психологической функции, цвет также может играть роль маркеров и помогать навигации в пространстве. Рассказывает Сергей Крючков, директор по проектированию компании RoseGroup: «Здание детского сада, которое мы спроектировали в Микрогороде „В лесу“, состоит из нескольких блоков, каждый из которых окрашен в свой цвет и расположен по отношению к соседним с небольшим поворотом. В результате достигаются несколько целей: во-первых, здание маркируется цветом внутри застройки, оно выделяется и запоминается. Во-вторых, уникальный цвет каждого блока маркирует его внутри здания, помогая детям идентифицировать помещения при перемещении по зданию».

Детский сад в ЖК «Микрогород «В лесу»

«Архитектурный облик ДОУ должен совмещать простоту восприятия ребенком форм и цветовой палитры. К примеру, желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. А вот синий — передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым „далеким мирам“. Для того чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета,- рассказывает руководитель социальных и коммерческих проектов жилых комплексов „Андерсен“ и „Остров Эрин“ Елена Соболева. — В то же время наличие „теплых“, в том числе деревянных элементов в отделке является необходимым атрибутом создания спокойной и теплой обстановки для детей. Именно эти принципы легли в основу созданиядетских учреждений в наших проектах — ДОУ на 170 мест в ЖК „Андерсен“ и ДОУ на 165 мест в ЖК „Остров Эрин“, которые получили Свидетельство АГР в 2015 году».

Детский сад в ЖК «Андерсен»

НОВОСТРОЙКИ

К решениям фасадов жилых новостроек, в том числе и колористике, город также предъявляет сегодня определенные требования. Для массового индустриального жилья, строящегося по городскому заказу, действует 305 Постановление Правительства Москвы, где, в частности, указывается на необходимость проектировать фасады с разнообразной цветовой палитрой и фактурой, делать дома индивидуальными. К примеру, в новой панельной серии ГК «Интеко» цвет активно используется в навигации и маркирует подъезды.

Концепция квартала «Системы индустриального домостроения»

Частные застройщики следуют этим тенденциям. «Изначально мы со своей стороны предусматриваем до 3-х вариантов цветовых решений фасадов, которые разрабатываются с учетом стиля жилого комплекса и существующего окружения. После рассмотрения предложенных нами вариантов в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы или же в Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, и на основании возможных и рекомендуемых правок и доработок, разрабатывается колористический паспорт объекта», — комментирует Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер».

Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки, — рассказывает Евгений Клец, руководитель управления продаж «Вектор Инвестментс». — Главный архитектор нашего проекта ЖК «Пятницкие квартал» — Максим Атаянц вдохновлялся образами городов старой Европы. При проектировании архитектурного облика домов прототипом стали образы итальянского города Перуджа. Тенденция «расцвечивать» здания, будь это жилой дом, школа, поликлиника или детский сад, которая сложилась в последние годы, не может не радовать«.

ЖК «Пятницкие кварталы»

Комментируют архитекторы бюро Citizenstudio Даниил Никишин и Михаил Бейлин: «По нашему мнению, подлинный смысл цвета в архитектуре в том, что он является элементом усиления и заострения архитектурного замысла. Его эффект исходит из сочетания композиционного замысла, скульптуры, иерархии восприятия. Цвет — инструмент, повышающий эффект идеи, уточняющий, акцентирующий ее. Использование цвета в узко-декоративном смысле ошибочно и обнажает архитектурную беспомощность. При этом, цветовое восприятие является первичным и самым индивидуальным. В этом заложена как опасность, так и огромный потенциал этого инструмента».

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В исторической части Москвы, в контексте застройки, большая часть которой имеет статус объектов культурного наследия, охраняется в составе исторических видов и панорам, требования Москомархитектуры к колористике фасадов обоснованно строги.

«В новой застраиваемой зоне или в спальных районах оправдано использование ярких цветов, но если говорить о соцобъектах в историческом центре города, то вопрос цвета должен быть решен иначе: от полного растворения в архитектурной среде до выхода на какие-то исторические ассоциации с местом или с самим зданием. Безусловно, должна быть какая-то внутренняя логика, идея. Красить здание как забор — смысла нет. В любом проекте должен быть стержень-основа, на который накладываются и форма, и цвет», — говорит Сергей Эстрин, архитектор и основатель ООО «Архитектурная мастерская Сергея Эстрина». «Фасад может быть однотонным, или с узором, а может быть фактурным, так что при вечерней подсветке будет выглядеть совсем иначе, в том числе и по цвету. Когда мы делали проект Синагоги на Большой Бронной улице, выбрали цвет, вызывающий ассоциации с Иерусалимом. Мы имели возможность экспериментировать, так как улица не имеет единого стиля, соседствуют здания разных эпох».

Синагога на Большой Бронной

«За свою историю здание может несколько раз перестраиваться, или могло быть выбелено с добавлением каких-то полихромных деталей. Безусловно, бездумная покраска, которая сегодня часто случается, себе такой задачи не ставит, и с середины 20 века было много ошибок. Реставраторам после экспертизы обычно предлагается вернуться к наилучшему из исторических вариантов колера, соответствующего стилистике здания. Также большое влияние на выбор цвета оказывает окружающая застройка. Например, в недавнем конкурсе на застройку Софийской набережной была реставрационная задача, связанная со зданиями, обращенными на набережную. Безусловно, в данном случае цветовое решение фасадов будет определяться реставраторами, а в проекте победителя оно пока носит условный характер», — рассказал член президиума НП «Историко-культурный экспертный совет» и Научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ Борис Пастернак.

Екатерининская больница у Петровских ворот (1774-1776 гг.)

Однако при возвращении исторического цвета может возникнуть техническая сложность, а именно выбор краски. «Важен красящий состав, иначе даже правильно выбранный цвет может выцвести или отсвечивать абсолютно по-другому. Например, у нас достаточно много храмов в Москве покрашено красно-оранжевой краской — на Пятницкой улице и в районе Арбата, так она очень быстро выцветает и обретает искажающий памятник характер. Поэтому кроме выбора первоначального колера, необходимо тщательно подходить к выбору подрядчика», — добавил Борис Пастернак.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке (XVII в., колокольня 1820 г.).


Изображения: travel2moscow.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.