ENG
 
Городской дизайн

Город без препятствий. Дискуссия об инклюзивной среде на форуме «Культура. Взгляд в будущее»

22 Октября 2014

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук рассказали о создании безбарьерной среды в столице.

Современные города борются за человеческий ресурс, и гуманизация городской среды становится важным фактором в раскрытии творческого потенциала современного человека. Сегодня многие города мира приходят к тому, что их главными «пользователями» становятся пешеходы, люди разных возрастов и социальных групп. Доступность для них того или иного города теперь выступает едва ли не основным критерием оценки качества его среды — и с точки зрения комфорта пребывания, и стоимости недвижимости и, безусловно, туристической привлекательности.

Москва вслед за другими меняет приоритеты, делая главными участниками движения в городе людей, идущих пешком, вместо тех, кто перемещается в личных автомобилях. Наиболее гуманным ответом на этот вызов становится обеспечить приоритет наиболее уязвимым и наименее подвижным людям, не забывая при этом и об интересах остальных. Люди разные, и важно, чтобы каждому было хорошо. Важно, чтобы город «общался» с людьми и этот «разговор» был умным и интересным. В этом и кроется успех экономики нового времени.

Пандус при входе. (Отрицательный пример)

Пандус при входе. (Отрицательный пример)

Пандус при входе. (Положительный пример)

Пандус при входе. (Положительный пример)

Москва состоит в европейской организации «Город для ВСЕХ» (City for ALL), однако пока еще далеко не каждый участок или объект в столице может называться «безбарьерным». Как считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в этом вопросе столица значительно продвинулась по сравнению с предыдущими периодами. «Сегодня у нас есть понимание, что качество городской и уличной среды напрямую зависит от того, чтобы все группы населения, пользователи улицы, могли комфортно находиться этой среде», — заметил Кузнецов. — Вопрос лишь в том, как этого добиваться, каким образом сделать так, чтобы люди не чувствовали ограничений?»

Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах  пешеходных переходов. (отрицательный пример)

 Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах пешеходных переходов. (Отрицательный пример)

Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах  пешеходных переходов. (положительный пример)

Устройство понижения бортового камня на тротуарах в местах пешеходных переходов. (Положительный пример)

Комфортная и доступная среда начинается уже с порога дома, поэтому важно рассматривать не только точечные проекты и локальные программы, но и создавать комфортные условия для жителей в разрезе всех городских составляющих — дворовых пространств, улиц, входов в метро, автобусных остановок, парков и.т.д. «Если говорить о том, в каком направлении есть смысл двигаться, развивая безбарьерную среду, то в архитектуре и благоустройстве мы стараемся идти путем выравнивания поверхности», — сказал Сергей Кузнецов. Так, обеспечить комфортное передвижение по городу людей в инвалидных колясках, мам с детьми, пожилых или слабовидящих жителей города призваны пандусы, подъемные устройства, спуски у тротуаров в местах наземных пешеходных переходов, т.н. горизонтальная и вертикальная тактильная информация, в частности, тактильная плитка на тротуарах.

Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта

Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта

Сергей Кузнецов отметил, что, например, зонирование тротуаров в Москве долго не применялась, хотя тротуар, по его словам, это не просто физическая возможность куда-то пройти, а один из важнейших элементов городской среды, где люди проводят огромное количество времени. «Это часть жизни города, его можно спланировать, как спланировать, например, квартиру», — заметил главный архитектор. Зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук уточнила, что сейчас при разработке современных стандартов к тротуарам предъявляются уже совсем иные требования, учитывающие, к примеру, опыт общественной организации «Мир без барьеров» и, в целом, принципы разумного приспособления среды — чем меньше препятствий при пересечении различных плоскостей, то чем проще человеку.

«Зона тротуара должна быть дифференцирована. Зона для пешеходов должна содержать минимальное количество препятствий для движения — вот это основной планировочный принцип», — отметила зампредседателя Комитета.

По словам Сергея Кузнецова, в настоящее время в Москве действует целый ряд документов нормативно-правой базы по организации безбарьерной среды, поэтому формальная сторона вопроса достаточно основательно проработана. Так, оборудованию средствами доступа маломобильных групп населения подлежат почти все городские объекты на все случаи жизни — от жилых и административных зданий до объектов торговли и транспортной инфраструктуры.

Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта

Принцип эстетики визуальной среды на основе зарубежного опыта

Впрочем, обилие требований по тем же пандусам, к примеру, как считает Кузнецов, ставит вопрос целесообразности и достаточности средств, которые на них затрачиваются. Существует, помимо прочего, еще и проблема вмешательства подобного оборудования в облик исторических зданий. Поэтому, по словам главного архитектора, такие сооружения стоит рассматривать как временные меры, которые в будущем могут быть демонтированы или заменены на что-то более вписывающееся в среду. В связи с этим, возможно, следует откорректировать и сами нормативы, добавил Кузнецов.

В поиск путей адаптации старой Москвы и памятников истории для маломобильных групп включилось, тем временем, и профессиональное сообщество. Так, недавно были подведены итоги Общероссийского конкурса студенческих работ в области Универсального дизайна и создания безбарьерной городской среды, который прошел по инициативе Всероссийского общества инвалидов и Национального благотворительного фонда «Город без барьеров». В 2014 году в качестве конкурсного объекта был выбран музейный комплекс Первой мировой войны на территории государственного музея-заповедника «Царское Село». «Участники старались найти элегантное решение непростой задачи. Было представлено много интересных работ с интересными подходами, которые можно использовать на сложных и значимых объектах. Лучшие работы мы забрали для аналитики», — отметил Сергей Кузнецов.


Изображения: МКА


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.