ENG
 
Городской дизайн

Благоустройство «вылетных» магистралей: озеленение пешеходной зоны

11 Апреля 2016

Альбом типовых решений благоустройства «вылетных» магистралей, разработанный по заказу Москомархитектуры, включает стандарты благоустройства, которые применяются при проектировании новых и реконструкции существующих улиц. Сегодня мы подробно рассмотрим раздел, посвященный озеленению пешеходных зон.

Значительная часть территории «вылетных» магистралей города Москвы представлена линейными участками, которые структурно делятся на следующие составляющие: пешеходная зона, зона функционального обслуживания, зона формирования архитектурного облика, разделительная полоса. 
Подробнее о каждой зоне можно прочитать, скачав книгу.

Пешеходная зона линейного участка предназначена для организации пешеходного движения и навигации, размещения велодорожек, рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов и т.д. Комфортность среды достигается за счет зеленых насаждений, цветников, архитектурно-художественного освещения, зон отдыха с удобными лавочками.

Ширина пешеходного тротуара зависит от интенсивности потока и в среднем составляет не менее 2,0 м. Создание велодорожки осуществляется при ширине пешеходного тротуара не менее 3,5 м. При этом территория должна быть приспособлена для маломобильных групп населения.

Работы по комплексному благоустройству территории пешеходной зоны обязательно включают разработку интуитивной навигации. Маршрут должен быть ясным и четким, это гарантирует безопасность пешеходов. Для создания интуитивной навигации используются разные материалы дорожного покрытия (асфальтобетон, бетонная плитка, плитка из натурального камня и т.д.), озеленение, некапитальные объекты и осветительные элементы.

Виды зеленых насаждений, размещаемых в пешеходной зоне, зависят от ширины территории. Их можно разделить на следующие типы:

Рядовая посадка

При устройстве рядовых посадок высадка деревьев осуществляется вдоль пешеходного тротуара, а также по периметру пешеходной зоны в одну линию.

Аллейная посадка

Устройство аллейной посадки предполагает посадку деревьев в две параллельные линии вдоль пешеходного тротуара. Аллеи могут быть как однородными, так и включать в себя две породы и более. При этом посадка растений осуществляется с использованием определенных приемов, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды.

Живая изгородь

При устройстве живой изгороди осуществляется линейная густая посадка из кустарников и деревьев в один или несколько рядов Живые изгороди делятся:

— по высоте: высокие (выше 2,0 м), средние (1,0–2,0 м), низкие (0,5–1,0 м), бордюр (менее 0,5 м);

— по конструкции: однорядные, двухрядные, многорядные;

— по форме: стриженые (живые изгороди, имеющие опре- деленную форму, которая обеспечивается систематиче- ской стрижкой), нестриженые.

Группы растений (куртины)

Устройство группы деревьев в пешеходной зоне образуется путем сочетания деревьев или кустарников одного или нескольких видов на открытом пространстве, в том числе по принципу многоярусности.

Солитер (одиночная посадка)

Одиночные экземпляры деревьев или крупных кустарников, расположенные отдельно от зеленых массивов на открытых местах.

Букетная посадка

Посадка нескольких растений в одну яму.

Санитарно-защитная полоса

Одной из главных целей озеленения территории пешеходной зоны является организация санитарно-защитной полосы между пешеходной зоной и проезжей частью «вылетной» магистрали.

Для снижения шума используется многоярусная посадка деревьев с густыми кронами и смыкающихся рядов кустарников, полностью закрывающих подкроновое пространство. 

Конструкции шумозащитной полосы бывают трех типов:

Размещение деревьев и кустарников на территории озеленения пешеходной зоны осуществляется с учетом биологических особенностей их роста, развития, возрастной изменчивости, а также необходимости обеспечения соответствующей площади питания, объема воздушной среды и притока солнечной радиации.

Посадочный материал рекомендуется получать только из специализированных хозяйств и декоративных питомников, где растения специально подготавливают для суровой городской среды. При посадках необходимо учитывать величину озеленяемого участка, его функциональное на-значение, визуальное восприятие с различных точек водителями машин и пешеходами. Также важно учесть наличие подземных коммуникаций на участках озеленения, состояние существующей растительности и почвы, инсоляционный режим, силу ветрового потока и многое другое. 
  

Чаще всего для озеленения пешеходной зоны используют различные виды газонов и цветники. Для создания устойчивых газонов используются злаковые многолетние травы, которые в течение 2–3 лет после посева образуют плотный дерновый покров. Ассортимент цветочных растений для устройства цветников может быть самым разнообразным: для этого отлично подходят бегонии, маргаритки, ирисы, настурция, вербена, тагетес, астильба, бадан, флоксы и т.д.

Виды цветников и графические схемы их размещения 

Отдельного внимания заслуживает контейнерное озеленение. Его используют в сложных экологических условиях: контейнеры могут быть установлены на поверхности участка или частично заглублены в почву. Для подвесных контейнеров хорошо подходят: будра плющевидная, вербена, дихондра серебристая, ипомея, настурция, санвиталия и т.д. Для напольных контейнеров — однолетники бальзамин Уоллера, тагетис, бегонии, колеус Блюма, кохия венечная, фиалки; и многолетники будра, зеленчук желтый Вариегатум.

Для обеспечения защиты зеленых насаждений от повреждений, а также с целью минимизации влияния окружающих факторов на их рост и развитие размещение зеленых насаждений осуществляется с организацией соответствующих защитных устройств.

Схема устройства посадочного места в углублении на участке тротуара при устройстве закрытой системы орошения и аэрации 

Схема организации посадочного места с наземным размещением контейнеров 

По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы ГУП «ГлавАПУ» разработал Стандарты благоустройства вылетных магистралей — улиц, соединяющих центр Москвы с основными внешними трассами, ведущими к другим городам, с активным автомобильным и пешеходным движением. Стандарты применяются как при проектировании новых, так и реконструкции существующих улиц.  В зависимости от назначения и характера использования на вылетных магистралях выделяется пять типов функционально-планировочных участков. Участок каждого типа рассматривается в отдельной главе.


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.