Архитектор Клеман Вильмен рассказал о важности природы в современной урбанистике
Известный ландшафтный архитектор, сооснователь французского бюро BASE Клеман Вильмен провел в Британской высшей школе дизайна мастер-класс «Архитектура и дизайн в отношениях города и водоема». В проектах его команды всегда на первом месте стоят природные ресурсы, которые умело используются в качестве модели городского развития.
Архитектурное бюро BASE было основано в 2000 году, а сегодня у компании уже три офиса (в Париже, Лионе и Бордо) и внушительное портфолио: немало проектов связано с реконструкцией набережных, оформлением морских и речных берегов, сохранением окружающей среды и экологией. В России BASE в консорциуме с московским бюро IND architects вышло в финал конкурса на концепцию развития набережных озер Кабан в Казани.
По словам Клемана Вильмена, основная проблема, которую предстояло решить участникам, - загрязнение окружающей среды. «В Казани мы в первую очередь стремились очистить место, там сильно все загрязнено. На первом этапе важен научный подход: мы проделали большую работу по поиску растений, которые будут поглощать эти загрязнения и помогут интегрировать водоем в «ткань» города. В результате, городу было предложено несколько программ, и они смогут выбрать то, что им больше подходит», – поясняет архитектор.
Промышленные зоны на берегах рек и озер во многих городах во всем мире превращают в удобные и красивые набережные, которые могут стать частью экосистемы водоема.
Клеман Вильмен: «Мы делали проект – береговое пространство длинной почти 2 км в Лионе. Интересно, что у самого города была интересная идея насчет того, как облагородить это пространство. Они начали рассказывать историю об искусстве и о том, как с его помощью можно изменить берег реки. Конкурс решили не проводить, вместо этого создали ассоциацию художников и ландшафтных дизайнеров, которые вместе работали над проектом. С нашей стороны мы стремились максимально открыть доступ к берегу реки Соны и создали среду, в которой городской и природный ландшафт связаны порой совершенно неожиданным образом. Тропинка вдоль реки представляет собой контрастный маршрут с большим количеством развлечений, а с понтона можно подойти вплотную к воде».
Архитекторы также поработали с прибрежной полосой, которая представляет чередование открытых и закрытых зеленых насаждений. «Благодаря внедрению понтонов и причалов, мы позволили посетителям испытать более захватывающие впечатления от пейзажа, в то же время защищая широкие участки речных берегов от любой формы вторжения и вытаптывания», - поясняет Клеман Вильмен.
Еще один проект, который сейчас находится в разработке бюро BASE – набережные реки в городе Нате. «Вся концепция строится на том, что мы смотрим с разных точек на пейзаж, как бы обрамляя его с помощью дизайна. Опять же здесь присутствуют разные элементы защиты береговой линии, потому что течение реки очень сильное. Специальные дополнительные выносные конструкции создают защищенную зону для рыб и растений. Предусмотрены разные маршруты – можно пройтись по верхней террасе, по низу, или просто посидеть у реки.
Мы предложили сделать «guinguette» – открытую конструкцию наподобие террасы, которая в принципе не защищена ни от ветра, ни от дождя. Мы добивались, чтобы пространство немного напоминало картину Ренуара «Завтрак гребцов». Guinguette – это местечко у воды, куда любят приходить люди, здесь можно просто посидеть, это не кафе, строго говоря. Первоначально этого элемента в проекте не было, но городу наше предложение понравилось», – рассказывает архитектор.
Как отмечает Клеман Вильмен, люди просто любят находиться рядом с водой, это не всегда обусловлено рациональными причинами. Вот почему многие города сейчас возвращаются к идее купания в реках.
«Особенно популярны плавающие бассейны: в Цюрихе, например, люди идут утром на работу, снимают одежду, кладут ее в непромокаемый пакет, а потом вплавь добираются до места работы. Но пока еще не существует таких бассейнов, которые бы автоматически самоочищались. И вот это моя мечта! На самом деле это не так сложно, нам нужно выделить треть пространства под воду, а две трети заполнить теми растениями, которые эту воду будут очищать. По большому счету вода очищается не столько самими растениями, сколько их корневой системой. Плюс, конечно, работает эффект солнца и эффект циркуляции кислорода. Таким образом, вам нужен поток, растения в этом потоке и циркуляция».
Также бюро занималось реконструкцией берега реки Марна в городе Перё-Сюр-Марн. «В данном случае, бетонные ограждения мы превратили в зеленые стены, для которых полноводье только в радость. У реки разместилась игровая площадка с зоной тренажеров, появилось ночное освещение, навесы для тени, малые архитектурные формы. Прошло два года, и это место превратилось в популярный парк у воды. Это наглядный пример того, как люди стали менять свой образ жизни, проводить у реки действительно много времени», – говорит Клеман.
Архитектор во время мастер-класса также поделился рядом предложений, которые бюро BASE старается использовать в своих работах: «Разработка дизайна – только часть нашей работы, другая, более важная, – создание некой программы. Структурно сама архитектура с 70-х гг. не сильно меняется – в наших квартирах по-прежнему есть прихожая, ванная, кухня. Но, что касается ландшафта, тут ситуация стремительно меняется. Мы уже не делаем того, что делали 10 лет назад, а в будущем мы будем работать совершенно иным образом, нежели сейчас. Например, плаванье в реках, загорание на улицах, еда на ходу – все это будет по-другому. К сожалению, у нас пока нет сотен уникальных предложений, их всего 12. Поэтому, когда мы работаем над очередным проектом, нам нужно выбрать лучшую идею из этих 12 и включить ее туда».
По словам архитектора, одна из основных задач – изменить взгляд людей на привычное для них окружение. Это можно сделать посредством игры. Например, сделать очень оригинальную детскую площадку, чтобы люди поняли – это место действительно детям интересно. «Мы спроектировали четыре оригинальные игровые площадки, расположенные в отдаленных местах, изолированных местах. В каждом случае эти площадки играют роль открытых ворот каждого такого района. И замечу, что детская площадка – это не архитектура, не искусство, а скорее ландшафт», – говорит Клеман.
Ландшафтная архитектура способна «продвигать» участки, превращать их в новые с визуальной, общественной и интеллектуальной точки зрения территории, работая над глубинной природой места. «Поэтому одно из наших предложений – делать открытые площадки, где есть выход к воде, где можно играть в разные игры, кататься на велосипеде или скейте. У нас было несколько проектов, в которых фигурировали площадки для скейтеров: в одном случае мы сделали ее закрытой, чтобы шум не мешал жильцам близлежащих домов, а во втором – организовали пространство, где люди могут либо кататься, либо смотреть на катающихся. Такие вещи будут очень популярны в ближайшем будущем. Также мы предлагаем создавать специальные «форумы» во дворах, где можно на открытом воздухе проводить встречи, школьные собрания, политические дебаты».
«Еще одно предложение связано с пищей – если вы живете в маленькой квартире, а хотите позвать 100 друзей на день рождения, то будет здорово, если под рукой будет место, где можно сделать барбекю, – пространства по аналогии с комнатами для встреч. Такое место мы однажды сделали на крыше одного из зданий. А в Цюрихе, Брюсселе и Берлине мы предложили жильцам мини-теплицы, небольшие огородики, где можно что-то выращивать и продавать. Еще одна возможность, которая часто используется в Италии, - кинотеатр под открытым небом. Можно скачать фильм и не смотреть его в одиночестве, а устроить вечерний показ для друзей. Кинопрокатчикам тоже стоит взять на заметку! Еще одно разработанное нами предложение – фонари на улицах, которые можно включать-выключать по своему усмотрению, например, когда вы возвращаетесь поздно ночью. Также есть забавная идея с уличными душами, чтобы можно было освежиться в жаркий день. Ну и напоследок – не менее трех столов для пинг-понга во дворе», – со смехом закончил архитектор.
- Темы:
- городской дизайн |
- урбанистика |
- набережные |
- ландшафтный дизайн